Будет техника — будет урожай

Вяземские Вести

Фермер из села Капитоновки Александр Викторович Андрощук в сельское хозяйство пришел еще до службы в армии. Многолетний опыт работы в совхозе, позволил ему сегодня заниматься собственным делом. В качестве главы крестьянско-фермерского хозяйства он работает с января 2013 года.

Наш разговор состоялся в те дни, когда по отношению к России были введены санкции, а на самом высоком уровне стали говорить об импортозамещении и продовольственной безопасности. По мнению Александра Викторовича, в области сельского хозяйства, в том числе в отношении поддержки фермеров еще остается немало проблем.

— В фермеры «пошел» добровольно. Нужно выживать, а для этого работать необходимо, — говорит Александр.

Он родился в селе Капитоновка, до армии устроился в Капитоновский совхоз. Здесь же трудился и после службы. Работал водителем, но часто подряжали — на тракторе выполнял работы. Умение и опыт трудиться на земле приобрел именно в совхозе. Умеренный уклад жизни был до того самого времени, когда предприятия не стало. Несколько лет жил приработком, с протянутой рукой не ходил. Брат Сергей Андрощук уже занимался землей. Стал помогать ему. А после и сам начал сеять.

Некоторое время поработал лично. Потом зарегистрировался фермером. Первое время у брата технику арендовал. Взял землю в аренду, гектаров около 400.

— Оформлять землю в собственность пока смысла не вижу, — говорит он. — Считаю ее своей. Специализироваться решил на сое. Овес немного сею для собственных нужд и на продажу. До сбора урожая сои удается с людьми рассчитываться за работу, кому деньгами, кому-то корма нужны.

Подошли к вопросу технического оснащения. В хозяйстве есть старенькие трактор и комбайн. Обновление парка сельхозмашин пока неразрешимая проблема для фермера.

Предлагает государство на технику кредиты брать. Но, по-моему, это не решение проблемы, а прямой путь фермера в кабалу.

На жатку нужны бы-ли деньги. Я взял в «Рос-сельхозбанке» 400 тысяч на пять лет. В итоге я должен отдать почти в два раза больше. Какая же это помощь?

Я считаю к вопросу поддержки фермерства и организации этих процессов нужно иначе подойти, — продолжает разговор Александр Викторович. — Если страна наша хочет сельское хозяйство поднять, надо предоставлять технику централизованно, соответственно, не даром. А фермер за счет гарантированной сдачи урожая выкупает ее через несколько лет. У фермера в итоге есть возможность развиваться благодаря наличию новой техники, повышать производительность и урожайность, а государство в свою очередь имеет гарантированный объем продукции, которую фермер ежегодно сдает по договору.

Прошел бы год или два, потом бы край посмотрел, сколько поступило зерна, мяса, молока. Только технику дайте.

Сейчас вдоль улицы Пионерской в Хабаровске стоят новые сельхозмашины китайского производства. Кому их предлагают по цене 4-6 миллионов?

Александр Викторович считает, что проверенные «Белорусы» гораздо надежнее и эффективнее. Да и цена вопроса в пользу «бычков», так в свое время «Белорусы» называли с товарищами по работе. До того, как поднялся доллар, в московской фирме, специализирующейся на поставках белорусских сельхозмашин, озвучили цену — один миллион тридцать пять тысяч рублей, плюс доставка 150 тысяч. А тут в Хабаровске китайский аналог предлагают за два с лишним миллиона…

В аренде у фермера Андрощука 400 га земли. Той техникой, что есть в его хозяйстве, обрабатывать он может всего 200 га.

— Я не могу взять весь объем земли потому, что нет технических возможностей. Трактор старый, свой ресурс дохаживал еще при совхозе, нет нормального оборудования к нему. Я точно знаю, была бы современная техника, так наши фермеры всю капитоновскую систему от Пашино до Ярославки обрабатывали бы. Нужно дать технику, а потом спросить с человека. Не справляешься, отдай технику другому.

Конечно, эти предложения сейчас не вписываются в современные методы поддержки фермерства. Но если есть мнение, то есть возможность проблему обсудить. Фермер Андрощук считает, что сельхозтехника может предоставляться централизованно в том случае, если государство вновь возьмет на себя роль хозяина и станет контролировать прием урожая. Так фермеры смогут выкупать предоставленные им комбайны, отдавая часть выращенного урожая по приемлемой цене государству. Оставшийся урожай сои или зерновых фермер волен продавать по свободным ценам и направлять эти средства на развитие собственного хозяйства.

— Другой вопрос — земельный, — продолжает Александр Викторович. — За аренду земли заплатил 50 тысяч. За что и кому? Если бы не капитоновские фермеры, эти земли заросли бы березами. На некоторых полях, что разобрать после закрытия совхоза не успели, березы в обхват руки повырастали. На большинстве полей, где сейчас урожай можно получить, трудятся земледельцы. Оберегают землю от запустения и за это еще немалые деньги платят. Мне это не понятно. Либо эта земля зарастет, либо ты работай на ней, но за деньги.

Спросила про гранты.

— Помните, одно время было, давали от центра занятости населения деньги на создание рабочих мест, в том числе фермерского хозяйства, по 58 тысяч рублей. Я тогда взял. В пенсионный фонд 13 тысяч сразу заплатил. Потом закрыл свое КФХ. Спустя время снова зарегистрировал крестьянско-фермерское хозяйство, после чего пробовал получить грант. Мне отказали по той причине, что поддержку в размере 58 тысяч я уже получал. Второй год проходит, я уже не начинающий фермер, и снова мне грант не положен. Почему мы так в гранты играем. Какие сегодня игрушки могут быть, когда страна нуждается в собственном продовольствии?.

Выход — ссуда, говорят мне постоянно. Но ее обслуживать нужно. Объемы у начинающих фермерских хозяйств не такие уж великие. Я попросил в «Россельхозбанке» просчитать ссуду в 2 миллиона. Шестьдесят тысяч в месяц мне нужно платить на протяжении нескольких лет! Это, по-вашему, нормально, такие условия предлагать? Куда не кинь — всюду клин. Что тут думать. Дайте технику и посмотрите, какой осенью «выхлоп» будет. Не надо мне субсидии выделять. Несвязанной поддержки на гектар, что получил в прошлом году от государства, хватило на самые дешевые гербициды и на солярку, и то не в полном объеме, остальную покупал за наличку. Была бы пара тракторов и пара комбайнов, я бы сам заработал на все, что мне необходимо.

Пока что силы и умение фермеры тратят на то, чтобы выжить, а на развитие ничего не остается, — подводит итог Александр Андрощук. — Иначе государство должно относиться к сельскому хозяйству, если мы хотим его поднять с колен. А зарабатывать на земле можно, — уверенно говорит мой собеседник на прощание.

Светлана Ольховая

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *