Непрозрачный расчет

zarya160413.jpg

Из села Шереметьево в редакцию пришло письмо, в котором автор, не пожелавший себя назвать, пишет о проблемах с выплатой заработной платы в Шереметьевском филиале ОАО «Заря».

Вот лишь некоторые строки: «Не первый директор вместо зарплаты обещаниями кормит. Люди работают, убирают урожай, исправно отправляем зерно. А почему бы вам не написать, как живут рабочие, на что надеются, чем рассчитываются за коммунальные услуги?

Многим обрезают электричество. Новый год встречаем без света и с долгами в магазинах. Как жить в долг, ни отпускных, ни больничных. Хочется работать (что и делаем), а не сидеть в долгах и голову ломать, как и чем платить, ведь у нас тоже семьи, дети. И жить хотим!»

Кредиторский «тормоз»

Прежде чем отправиться в село Шереметьево, чтобы поговорить с работниками отделения, зашла в администрацию района в кабинет заместителя главы администрации района Ольги Ильиничны Житкевич. Какой-либо информации о возможной задолженности перед людьми у заместителя главы не было. Ольга Ильинична утром этого же дня разговаривала с генеральным директором предприятия В.В. Степановым. В телефонном разговоре руководитель «Зари» сообщил о предстоящих планах работы на землях Шереметьевского отделения. Посевы в 2014 году здесь предполагают увеличить.

Ольга Ильинична обратила внимание на серьезную финансовую ситуацию, в которой находятся большинство сельхозпредприятий края на протяжении многих лет. Огромные суммы кредиторской задолженности, тянущиеся годами, не позволяют сельхозпроизводителям развиваться. Имея долги, предприятия не могут пользоваться кредитными ресурсами, соответственно, не обновляется производственная база, невозможно говорить о применении новых технологий, о росте производительности труда.

О.И. Житкевич отметила, что на последнем заседании правительства края, в конце прошлого года, с трибуны эту проблему озвучила глава нашего района Н.И. Якутина. — Без принятия кардинальных мер со стороны правительства края и министерства сельского хозяйства и продовольствия в решении этой проблемы наши предприятия не смогут эффективно работать, — сказала она. Наталью Ивановну тогда поддержал руководитель ОАО «Заря» В.В. Степанов, высказав на заседании правительства свое мнение о необходимости решительных действий по финансовому оздоровлению сельхозтоваропроизводителей. Поскольку этот «груз» негативно отражается и на производственном процессе, но, главное — на людях, работающих в отрасли. В таком положении сельхозпредприятиям сложно изыскивать средства, в том числе на выплату заработной платы.

В одном из интервью Владислав Степанов рассказал о том, что предприятие «Заря» досталось ему в тяжелом состоянии. Кредиторская задолженность составляла больше 100 миллионов рублей, в том числе были долги по зарплате. На сегодняшний день суммы долга значительно сократились.

Сколько шереметьевцам должны?

На этот вопрос директор предприятия «Заря» по телефону сообщил, что перед коллективом отделения Шереметьево большой задолженности по выплате заработной платы в 2013 году не образовывалось. Людей в течение года частично авансировали.

По словам Владислава Степанова, основная часть долгов была отдана работникам в ноябре, когда начали продавать сою. За декабрь люди получили аванс 31 декабря. Сегодня предприятие должно трем бывшим работникам, которые уволились, расчет им произведен, они лишь должны получить его на центральной усадьбе.

Сегодня в штате отделения 11 работников. После завершения основных полевых работ некоторые люди приняли решение уволиться и встать на учет в центр занятости населения. Весной, скорее всего, они вернутся на предприятие. — Тем более, — сказал Владислав Викторович, — в 2014 году полностью зерновую часть будем переводить в Шереметьево. Земель на острове Большой Уссурийский, где работает «Заря», недостаточно. Предполагаем в Шереметьево сеять до 700га зерновых и до 1000га сои. В этой связи будем переводить на отделение более мощную технику. В хозяйстве от основного молочного производства сегодня денег больших нет, кроме того, осложняет ситуацию большая кредиторская задолженность.

На рассвете в «Заре»

Солнце еще только собиралось показать свои первые лучи, а наш автомобиль уже стоял у ворот производственной базы Шереметьевского отделения ОАО «Заря».

Сторож Наталья Юрьевна Ширнина, которая нас встретила на своем рабочем месте, подтвердила, что особых долгов руководство предприятия перед ней лично не накапливало. — У нас, сторожей, заработная плата небольшая. А кроме того, мы не знаем, сколько нам начисляют, расчетки не дают, а по телефону все не выяснишь. Есть и еще одна проблема, — говорит Наталья Юрьевна. — Устраиваются люди в отделение, их трудовые книжки увозят на центральную усадьбу. А при увольнении оказывается, что в трудовых отсутствует запись о том, что работали в «Заре». Трудовые договоры с ними не подписывали. Да и мы, постоянные работники, своих договоров в глаза не видели.

Механик отделения Сергей Кириллович Кравцов работает в сельском хозяйстве 20 лет. Современное положение вещей оценивает не иначе, как плачевное. Действительно, о том, кому какая заработная плата причитается, приходится лишь догадываться. Выплаты нерегулярные, оплата у рабочих невысокая. А главное, что нормы выработки нам руководство не доводит. Ни прежний руководитель «Зари» Леонид Петухов эти нормы не озвучивал, и нынешний, Владислав Степанов, нам только обещает. Весной перед началом сева на собрании коллектива говорил, что нормы вот-вот подготовят. Но весь сезон проработали, непонятно на каких условиях.

Сергей Кириллович говорил и о нехватке кадров, о проблеме с обеспечением запасными частями, о старой технике, которая регулярно выходит из строя. Как же на этом фоне могут быть реализованы планы руководства хозяйства, относительно увеличения посевных площадей на отделении в 2014 году, поинтересовалась я. — Если все останется на прежнем уровне, то выполнить планы будет не реально, — ответил механик. — Даже если в Шереметьево из «Зари» направят технику, где людей брать, чтобы на ней работали? Хорошие ответственные кадры привлечь можно только достойной зарплатой, сегодня это знает каждый.

К разговору присоединился механизатор Игорь Лазарев, с утра он отвозит на полевой стан сменного сторожа. — У кого была возможность, разъехались по вахтам, — говорит Игорь. — У меня двое маленьких детей, не отлучишься из села. Конечно, с такими нерегулярными выплатами, как в хозяйстве, планировать жизнь своей семьи трудно. Чтобы заинтересовать людей, нужно платить. Вот у нас многие после уборки уволились да в центр занятости пошли. Лучше по пять тысяч получать стабильно и сидеть дома…

Приходится держать хозяйство, хорошо, что еще натуроплату работникам дают. Кстати, у всех, кто сейчас здесь находится (в сторожке было пять человек), в сараях есть живность.

Алексей Юрьевич Галютин в сезон основных полевых работ трудится на тракторе, зимой — сторожем. Владимир Захарович Гуров — комбайнер. Они поддержали своих коллег в том, что ясность с выплатой заработной платы должна быть на первом месте. Недоумевают, почему суммы, получаемые на руки, округлены. Это говорит о том, что точных расчетов с их личными зарплатами никто не проводит. Потому, собственно, и родилось подобное письмо, в котором есть доля правды. Человек, который его писал, тоже не имеет информации, сколько денег и за какие виды работ ему полагалось в 2013 году.

Возвращаясь к работе, спросила, почему не удалось убрать весь урожай сои. — Во-первых, сегодня на уборке нужны гусеничные комбайны, — ответили мне. переувлажнение полей на протяжении нескольких лет осложняет ход уборки. Кроме того, мои собеседники отметили, что нагрузка на один комбайн превышает все мыслимые нормы. Если прежде на комбайн приходилось по 100 га, то в этом году три комбайна убирали сою на площади 880 га. Техника давно выработала свой ресурс, ее поддерживать было сложно, ведь запасные части на отделение почти не завозили.

Надо сказать, что уже не первый год уборка сои на полях Шереметьевского отделения завершается по снегу. В этом году прекратили убирать 11 декабря. Зимний урожай ничего хорошего не несет. Это и перерасход горючего, и «надрыв» ресурсной мощности машин. А каково приходится механизаторам и физически и морально…

Выживают труженики кто как может. Коммуналка, свет — это полбеды. Некоторые решаются на заем у банков под высокие проценты, берут кредиты там, где не нужны справки о заработной плате. Кто-то продукты под запись берет. Продавцы шереметьевского магазина подтвердили тот факт, что некоторые работники филиала берут продукты в долг. Суммы накапливают разные, порой до семи тысяч доходят. Однако перед новым годом полностью рассчитались. — Да, что мы не знаем, как там зарплату платят, сами так работали, — сказала мне из-за прилавка молодая девушка.

О расчетках и нормах

После возвращения в редакцию вновь набираю номер директора ОАО «Заря». Задаю вопрос о расчетках и нормах выработки. Владислав Викторович комментирует: «В прошлом году нам пришлось расстаться с некоторыми бухгалтерами. Новые кадры не сильны в специфике сельского хозяйства. Но специалисты к концу 2013 года перешли на систему «1С Бухгалтерия», что автоматически делает расчеты прозрачными. Соответственно, расчетки люди будут получать регулярно.

Что касается нормы выработки, то мы работаем над составлением технологических карт. Это тот инструмент, который позволяет определять оплату тех или иных видов работ, в зависимости от объема, квалификации специалиста, механизатора, тракториста. Предприятие в новом году должно перейти на звеньевую обработку земель. В Шереметьево, скорее всего, это будет два звена, у каждого из них — своя культура. Технологические карты будут предусматривать не только нормы, которые должны выполнять механизаторы, но и меры поощрения, премирования за перевыполнение планового задания. Думаю, это станет стимулом для достижения хороших результатов в работе у тружеников отделения в селе Шереметьево», — так видит будущее предприятия руководитель «Зари».

Светлана Ольховая

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *