Отчуждение от зла

Вяземские Вести

Великий пост или Святая Четыредесятница начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорока дней) и Страстной седмицы (недели, предваряющей Пасху.

Четыредесятница установлена в честь сорокадневного поста Самого Спасителя, а Страстная седмица — в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Господа нашего, Иисуса Христа. Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей — 48 дней.

Принято с особой строгостьюсоблюдать первую и Страстную седмицы Великого поста.

В понедельник первой седмицы поста (чистый понедельник) установлена высшая степень поста — полное воздержание от пищи.

В остальные седмицы поста установлено: в понедельник, среду и пятницу — сухоядение (хлеб, вода, фрукты, вареные овощи, компот), вторник, четверг — горячая пища без масла (овощная, крупяная, грибная), в субботу и воскресенье разрешается растительное масло и, если это необходимо для здоровья, немного чистого виноградного вина.

Если случится память великого святого, тогда во вторник и четверг разрешается пища с растительным маслом, в понедельник, среду, пятницу — горячая пища без масла.

Рыба разрешается два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (если праздник не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье.

В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра.

В пятницу Страстной седмицы принято не вкушать никакой пищи до выноса плащаницы.

«Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть отчуждение от зла, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, отказ от лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный» (вечерня понедельника первой недели поста).

Великий пост был и остается временем наибольшего проявления милосердия и любви христианской: в эти дни освобождали пленных, прощали должников, облегчали участь преступников, помогали бездомным, сиротам, вдовам, посещали больных и заключенных, примиряли враждующих, принимали странников.

В постные недели менялся не только внутренний облик храмов и жилищ, но и внешний вид городов: закрывались питейные заведения, в первую неделю поста не работали лавки и магазины. Так было в не столь отдаленные времена, когда нравы людей укладывались в понятия благочестия, а многим соотечественникам нашим были доступны тайны Божественного откровения и близки высокие духовные идеалы.

В те годы Н.В. Гоголь писал: «Спокоен и грозен Великий пост! Кажется, слышен голос: «Стой, христианин, оглянись на жизнь свою». На улицах пусто. В лице прохожего видно размышление. Я люблю тебя, время думы и молитвы!»

И в наши дни Великий пост — время покаяния, когда верующий человек постом и молитвой очищает в себе помраченный образ Божий.

Неделя 1-я Великого поста (первый воскресный день) — Торжество Православия; Церковь вспоминает окончательную победу православного вероучения над ересью иконоборцев (боровшихся с почитанием святых икон) в 843 году.

В Неделю 2-ю Великого поста Церковь молитвенно воспоминает святителя Григория Паламу, жившего в XIV веке — ревностного поборника монашеской жизни и духовного делания, выразителя особого церковного учения о Фаворском свете — нематериальном благодатном Небесном свете, которым просиял Господь при Преображении на горе Фавор.

Неделя 3-я Великого поста — Крестопоклонная. Поклонение Кресту Господню, совершаемое в этот воскресный день, напоминает нам о том, что путь к Воскресению — только через Крест, и спасение души невозможно без борьбы с грехами и страстями, без претерпения скорбей и страданий.

В Неделю 4-ю Великого поста Церковь совершает память преподобного Иоанна Лествичника (около 570-649 гг.), подвижника, проведшего всю жизнь в монашеских подвигах. Главный памятник его жизни — ‘Лествица’ (лестница) — написанное им руководство для восхождения к духовному совершенству.

В Неделю 5-ю Великого поста Церковь совершает память преподобной Марии Египетской.

6-я седмица Великого поста завершается Лазаревой субботой и двунадесятым праздником Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье).

Неделя после праздника Входа Господня в Иерусалим именуется Церковью Страстной седмицей. В это время мы воспоминаем события последних дней земной жизни Спасителя, Его Крестную смерть, готовясь стать сопричастниками великой радости Светлого Христова Воскресения.

Особенно важны для нас последние дни Страстной седмицы.

В Великий Четверг мы воспоминаем установление Господом Таинства Евхаристии — Причащения Тела и Крови Христовой, в которые за каждой Божественной литургией чудесным образом пресуществляются подготовленные хлеб и вино.

Великая Пятница — самый скорбный день церковного года. Именно в пятницу совершились распятие и Крестная смерть Спасителя. Господь был распят на Кресте, установленном на горе Голгофе близ Иерусалима, вместе с двумя приговоренными к такой же позорной смерти разбойниками. Во время распятия Он молился Богу Отцу за Своих мучителей, говоря; ‘Отче! Прости им, ибо не знают, что делают’ (Лк. 23,34). Шесть долгих часов Господь страдал на Кресте, искупляя человечество Своими страданиями от рабства греху и от порабощения диаволу.

Великая Суббота — день воспоминания пребывания тела Господа Иисуса Христа во гробе, где оно было положено снявшими Спасителя с Креста, с разрешения римского правителя Пилата, праведными Иосифом Аримафейским и Никодимом.

Для верующих день Великой Субботы — это время приготовления к встрече величайшего праздника Светлого Христова Воскресения. Обычно в этот день в храмах начинается освящение пасхальных куличей, пасох и яиц для разговления в день Пасхи.

Отец Георгий

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *