Охота пуще правил?

Вяземские Вести

Проблема охраны охотничьих ресурсов в Вяземском районе стала главной темой для разговора со старшим инспектором отдела государственного надзора управления охотничьего хозяйства министерства природных ресурсов Хабаровского края Анатолием Дмитриевичем Степных.

— Если говорить в целом об охране охотничьих ресурсов, то отчетные показатели немного лучше. Если в 2011 году административных протоколов по статье — нарушение правил охоты было составлено за год 14, то в 2012 году — 26. По статье — нарушение пользования ресурсами охотничьих животных было 22 — в 2011 году, в 2012 году составлено 18 протоколов. Среди нарушителей 80 процентов — жители нашего района, 20 процентов — хабаровчане.

В целом отмечается увеличение количества нарушений в охотничьих угодьях. С одной стороны люди стали более послушны. Об этом говорит количество разрешений и путевок, выданных на охоту. Эти показатели возросли значительно. Если раньше госпромхоз давал на рябчика, зайца не более 200 путевок, то в 2012 году выдано 350-400.

Люди стали понимать, что есть служба охраны животного мира, что без разрешения на право охоты можно подверг-нуться административному наказанию. Однако нарушения все же допускают.

Большая часть охотников, на кого составлены протоколы, имели разрешения. В то же время, выезжая с мест охоты с добытым зверем, они не делали отметку в разрешении на добычу охотничьих ресурсов, предусмотренную правилами охоты. Люди стараются по этому разрешению еще что-то добыть. Это наиболее часто встречающееся нарушение.

Имеют место нарушения сроков охоты. Так, охотнадзором зафиксированы случаи, когда нетерпеливые охотники раньше сроков начинали охоту на водоплавающую птицу.

Служба охотнадзора Вяземского района усилена еще одним инспектором. В декабре в штат принят Михаил Сергеевич Слободенюк. Однако следует отметить слабое материально-техническое обеспечение службы. Имеется старенькая машина, давно исходившая свой срок. Крайне недостаточно выделяется горючего. В 2012 году госохотнадзору Вяземского района выделено всего 800 литров бензина. В месяц получается примерно 60 литров. Территорию в 450 тысяч километров с таким количеством горючего объехать просто невозможно. Но, тем не менее, находим выход. Есть общественники, которые помогают личным транспортом. Есть охотники, которые беспокоятся за свои участки. И если на них фиксируются нарушения, дают информацию. Тогда выезжаем и на их машинах.

В 2012 году было проведено 34 рейда, в 2011 году — 56 рейдов. Чаще работаем по информации, потому что нет возможности ежедневно инспектировать территорию.

Но основная проблема охотничьего хозяйства свелась к тому, что угодья отданы в частные руки. На территории района три охотопользователя. ОАО «Госпромхоз Вяземский», за которым закреплено 330 тысяч га — основная территория района, районное общество охотников и рыболовов с закрепленной территорией 29 тысяч га и ООО «Подхоренок», за ним закреплено около поселка Шумный 24 га.

Раньше была стройная система, при которой осуществлялась правильная охотохозяйственная деятельность. В советское время система охотничьего хозяйства в районе была представлена в двух формах — государственный госпромхоз «Вяземский» и районное общество охотников и рыболовов. Решением краевых органов власти на них были возложены функции, как охраны охотничьих ресурсов, так и их воспроизводства, занимались другими видами, в частности, заготовкой дикорастущих, меда, ягоды. Все это рухнуло.

Сегодня пользователи, если их можно так назвать, не имеют ни одной транспортной единицы, нет специалистов по охотничьему хозяйству, которые бы вели охотничье хозяйство, если не с научной точки зрения, то хотя бы с точки зрения нормативных документов.

Существующая законодательная база позволяет пользователям самостоятельно устанавливать цены на реализацию разрешений на добычу охотничьих ресурсов, и они запредельные. А люди вынуждены платить, потому что без разрешения не выйдешь в лес, без разрешения на право охоты люди подвергаются серьезным штрафам. А они значительно увеличились. Если два года назад штраф за незаконно добытую косулю был 10 тысяч, то сегодня минимум 60-65 тысяч. За изюбря — 16 тысяч, то сегодня 105 тысяч рублей. За кабана — 5-7 тысяч, сегодня 45-50 тысяч. И все это привело к тому, что люди вынуждены покупать разрешения у пользователей.

К разрешению выписывается путевка пользователя. Эта путевка считается услугой. Пользователь разрешение выкупает у государства: изюбря за полторы тысячи рублей, косулю за 500 рублей, кабана за 450 рублей. Им дано право накручивать на путевку — «услугу», которую они оказывают. И простой охотник, который приходит к пользователю, получает путевку на кабана уже за 7 тысяч.

Мало того, что государство сложило с себя функции контроля над учетными работами, пользователь сегодня сам проводит учетные работы и показывает численность зверя такой, какая нужна ему. Допустим, пользователь знает, что может продать 60 путевок на изюбря, он под 60 голов и делает отчетность. Я, как специалист охотничьего хозяйства, отработавший в этой отрасли 40 лет, вижу, что в Вяземском и Бикинском районах численность охотничьих ресурсов превышена в три — четыре раза.

Государство отдало территории в аренду на 25-40 лет. Арендатор между тем использует в своих целях пробелы в законодательстве. В частности, по контролю над учетными работами, предоставлению отчетности. В итоге численность зверя растет, количество выданных лицензий растет. А когда охотник выходит в угодья, то из-за отсутствия зверя 50% этих разрешений не используется, не закрывается.

Это огромная проблема в охотничьем законодательстве. И эта проблема нависла над всей Россией. Когда это будет исправлено, непонятно, учитывая, как работают наши законодатели. Я думаю, придет время, когда и зверя не останется. Собственно и сегодня его добыть очень и очень сложно.

Кроме того, усугубляется положение в лесном хозяйстве, где активно уменьшается кормовая база для зверя. Отдали пользователям весь район, вся территория пройдена рубками дважды, а то и трижды. Кто этот лес считал? Кто знает, сколько его. Сейчас в лесное законодательство внесены изменения, благодаря которым до предела уменьшили водоохранные зоны.

В орехопромысловой зоне все запасы вскоре подойдут к концу. А ведь и арендаторы поставлены в такие условия, когда им сдают участок в аренду, а там как такового леса нет, а им нужно набрать объем, потому они вынуждены таскать и воровать. Контроль со стороны лесхозов практически ликвидирован, эту службу тоже «дореформировали».

Немаловажным фактором для животных было развитое сельское хозяйство. Даже в неурожайные годы, когда было мало желудя, маньчжурского ореха, у зверя, который, походив сентябрь, октябрь на соевые поля, появлялось больше шансов на то, чтобы выжить. Численность зверя была высокой. Хотя, как я говорил выше, по данным пользователей, по их отчетам ресурсная охотничья база в районе сегодня на уровне советского времени. Но я, как специалист в области охраны животных, вижу, что встретить в природе зверя практически невозможно. За целый год на некоторых участках можно не увидеть даже их следов.

Вяземский район весь в паутине дорог. Еще одна проблема. В советские времена на территории Вяземского и Бикинского районов было всего 50 нарезных стволов, которые выдавались сроком на два месяца, сегодня только в нашем районе более 300 нарезных стволов, столько же в Бикинском. В зимний период выдается более тысячи путевок на добычу охотничьих ресурсов. Более тысячи человек вооруженных, на транспорте, часто неприкасаемые, ведут добычу в лесу, между тем, охотничье хозяйство сегодня в глубочайшем кризисе. Пользуясь случаем, хотел бы обратиться к органам внутренних дел, чтобы и они занимались этими вопросами, тем более что участковые наделены полномочиями составлять протоколы по статьям охраны окружающей среды.

Люди идут с жалобами на непомерно высокие цены, которые завышены в десятки раз, и ничем не обоснованы. Никаких услуг им не оказывается. А ведь наша территория уникальная. Это уссурийская тайга, которая стала домом для краснокнижных животных, и требует бережного к себе отношения.

В администрации президента России и правительстве сейчас обсуждают возможность создания нового министерства. Оно будет регулировать рыбную отрасль, лесное и охотничье хозяйство. Но реформы последних лет пока не принесли хороших результатов. Как это будет происходить в этот раз, посмотрим. По моему твердому убеждению, уже давно пришло время принимать кардинальные меры по спасению животного мира.

Страницу подготовила Светлана Ольховая

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *