Чем живет Кукелево?

Вяземские Вести

В приграничном селе Кукелево проживают 300 человек. О проблемах сельского поселения мы беседуем с его главой А. А. Жарковым.

— Анатолий Алексеевич, чем живёт село Кукелево?

— По 131 федеральному закону полномочия были отданы на места, но финансами не подкрепили. Село живёт на дотациях на 85 процентов. Свести концы с концами нам помогают район, край. Если бы нам платила налоги застава-отделение (пограничная служба города Бикина), то мы бы больше имели собственных доходов. А пока централизованно деньги уходят наверх. Нам не перечисляют подоходный налог даже на жителей села, которые там работают. Отделение пользуется нашими колодцами, контрактники живут в сельских домах. Мало того, за квартиру, налог за землю многие не платят, за свет у них долги. Поэтому такое положение дел нас не устраивает. Писал письма в правительство края, Озерову, Мовчан, другие инстанции. Отвечают, что это решение федеральной власти и ничего изменить нельзя.

— Как решаются вопросы жизнеобеспечения: вода, дрова, очистка дорог от снега, что актуально сегодня?

— Дороги мы чистим сами, благо у нас есть ОАО «Хорское», его механизаторы нам помогают в расчистке дорог от снега. Чтобы заказать грейдер в Вяземском, надо отдать 18 тысяч, а в бюджете поселения на всё благоустройство на год (на вёдра, мётла и прочее) заложено 20 тысяч, приходится искать людей, чтобы помогли, где-то и оплачивать приходится по разовым договорам, но в пределах запланированной суммы. Подсыпка дорог то же самое. В прошлом году нам повезло, мы делали пожарный водоём, район нам выделил деньги на эти цели, мы подсыпали дорогу до кладбища, несколько машин высыпали на самом кладбище, так что с дорогами у нас всё нормально.

С водой есть проблемы. В селе шесть колодцев. В этом году два удалось отремонтировать: поменяли срубы, углубили, поставили навесы. Но ещё четыре колодца нуждаются в ремонте, чтобы их углубить, нужны бетонные кольца, а это опять деньги. Некоторые ставят собственные скважины во дворах. Если позволяют средства, то это не проблема. Бригада из Вяземского приезжает и делает. С дровами тоже особых проблем не вижу. Сам два раза ездил с лесниками на отвод деляны недалеко от посёлка. Справки даём, даже в Вяземский лесхоз ездить не надо, всё решает лесничий в посёлке Дормидонтовка. Кроме того, дрова возят машинами по домам, кубометр стоит чуть больше тысячи рублей.

Главная проблема у нас — это связь. Были две отписки (по другому я их назвать не могу) из головного предприятия Дальсвязи из Владивостока и Хабаровска, что у нас будет установлен вагончик с новой аппаратурой беспроводной связи в 2012 году, а до этого обещали в 2011. Проблемы с телевещанием. Китай чисто ловим, без тарелки, всего две программы наши можем посмотреть. Сотовые телефоны работают через раз, бывает, что скорую вызвать невозможно из-за отсутствия связи.

— С какими вопросами чаще всего обращаются к вам люди?

— В основном с социальными вопросами. Главное на сегодня — это ремонт жилья. Помогаем людям по мере возможности, но в финансовом плане мы ограничены. Недавно дом сгорел, помогли восстановить. Новому фельдшеру, молодому специалисту, квартиру отремонтировали, кому-то с ремонтом крыши подсобили, кому-то пиломатериал завезли, провели ремонт печей.

Жилой фонд у нас ветхий, его и фондом то назвать нельзя, дома строились в 60-70 годы прошлого столетия. Сельские брошенные дома — это целая проблема. Шесть домов почти совсем развалены, нет ни окон, ни дверей, люди в них не живут. По их восстановлению разговаривал с министром ЖКХ края Литвинчуком, говорит, что мы не подходим ни под одну программу. Написал письма во все инстанции. Нам надо 4 миллиона рублей на ремонт нашего старого жилья.

Обращались жители села по уличному освещению. В прошлом году ни одного фонаря в селе не горело. Пять фонарей перед прошлым Новым годом установили, ещё пять планируем. Недавно фонарь перегорел на остановке, жители жаловались, что темно, тоже сделали. Мусорных свалок вы у нас не увидите. Пишем и развешиваем листовки по соблюдению чистоты, убеждаем людей, это помогает. Увидел, что бросил кто-то бумажку, заставляю поднять. Вижу, лежат бутылки на земле, поднимаю сам, за всеми ведь не уследишь. Возле домов своих жители убирают, особенно после предупреждения, чтобы траву скосили, кюветы почистили. Много у нас и сознательных граждан, которых и просить не надо, сами за чистотой возле домов следят. Субботники проводим. Поэтому у нас санитарное состояние, я считаю, благополучное. Разные вопросы мне, как главе, приходится рассматривать: пограничники кого-то не пустили в село, у кого-то собака отцеплена, где-то свет отключили, что-то в магазине не понравилось, почему детей в школу не повезли? И другие.

— Как вы считаете, есть будущее у села?

— По статистике в 2010 году с лица России стёрто 3 тысячи деревень. Кому нужны деревни сегодня? Легче их загубить, чем восстановить. Раньше морковь, капусту в больших объёмах на совхозных полях выращивали, теперь люди сами на приусадебных участках сажают для себя, чтобы как-то прокормиться. На выезде, на вахтовых работах трудятся порядка 60 человек. Работают продавцами, на базах, сторожами, где угодно. Живут на квартирах по несколько человек, терпят неудобства. Если бы была работа в селе, такого бы не было. Мы отучили людей работать на земле. Как сейчас девчонку заставить идти работать дояркой? Её надо привлечь хорошими условиями труда, где она будет получать достойную зарплату, жильём, иначе никак.

Молодёжь из села уезжает. За последние пять лет никто не вернулся назад. Едут на учёбу и остаются в городах, так как в родной деревне нет рабочих мест. Парни после армии не возвращаются. Всё закрыли, у нас нет школы, закрылся детский сад, а в селе более трёх десятков детей дошкольного возраста. Каждый год рождаются 2-3 ребёнка, безработные мамы сидят с детьми дома. Дети на автобусе (ежедневно 35 человек) едут в посёлок Дормидонтовку в школу. Вот недавно снегом перемело дорогу, пропустили занятия. Мы, конечно, делаем всё от нас зависящее, чтобы люди любили своё село и не покидали его. Но пока не будет федеральной программы по восстановлению сёл, проблема остаётся.

— Вам недавно пополнили сельский бюджет на 460 тысяч рублей. На что потрачены эти деньги?

— Мы хотим поддержать социальную сферу. Организовали ремонты в доме культуры, фельдшерско-акушерском пункте, библиотеке. Утеплили ФАП, сделали современный фасад, провели внутренний ремонт. Перекрыли крышу на Доме культуры, обновили вход, заменили котлы отопления, электропроводку, покрасили и оформили зал и фойе. Сделали заказ на библиотечный комплект. Покупаем компьютер, кулисы, музыкальную аппаратуру, мебель. Жители просят бильярдный стол в клуб, контрактники согласны доплатить свои деньги. Районная администрация в вопросах финансирования с пониманием идёт навстречу.

— Скоро Новый год. Как планируете провести праздничные мероприятия?

— Будем делать снежный городок, завозим ёлки, наряжаем их и ставим в Доме культуры и возле него на улице. Организовываем Деда Мороза и Снегурочку. Огорчает, что упала активность населения, особенно мужского. Вот недавно отмечали День работников сельского хозяйства, завершение уборочных работ. Организовали столы, концерт, так на праздник пришло всего около десятка человек. Раньше на подобные мероприятия семьями приходили, сегодня нет той сплочённости, дружбы. Куда-то с годами это всё уходит дальше и дальше, а люди предпочитают сидеть дома.

Хочется верить, что не перестанет в селе звучать детский смех, шум тракторов, мычание коров и пение по утрам сельских петухов. Вернутся в село люди, вернётся жизнь — хочется верить!

Беседовала Наталья Бельцова

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *