Следуя заветам предков

Фото из семейного архива Г.К. Костроминой. Слева направо: бабушка Марфа-Мария и дед Николай Иванович Жуковы, прабабушка Пелагея Тихоновна и прадед Иван Владимирович Жуковы. Сёстры деда Татьяна и Евгения. Дети: Наташа, Витя, Валя.

Псалтырь начала девятнадцатого века бережно передаётся из поколения в поколение семьи Галины Кирилловны Костроминой, жительницы села Забайкальского.

В начале двадцатого века по столыпинской программе в Киргизию из Воронежской губернии переехала семья Николая Ивановича Жукова, деда Галины Костроминой. В ту пору ему было восемь лет. С собой привезли иконы и духовную литературу.

В первой части псалтыря освещены вопросы о православии и ответы на них. Открывая книгу, человек сразу получал знания и сам начинал понимать, как отвечать на вопросы людей, как правильно вести себя с близкими и знакомыми. По святцам дедушка рассчитывал пасху, знал как «двигаются» двунадесятые, переходящие православные праздники, рассчитывал начало поста. По вечерам домочадцы слушали псалтырь. Духовное начало в семье всегда было на первом месте, а молитва давала силы на преодоление самых безвыходных ситуаций.

«Уйду в Красную армию»

Свою жену Марфу Николай Жуков выбрал сам. Родители уже невесту ему сосватали ту, что подобрала сваха. Подготовка к свадьбе началась. В это время Николай встретил Марфу, стал её навещать. Заявил родителям, что жениться по их воле не станет, у него другая невеста. По тем обычаям родители стали ему пригрожать, ведь уже и смотрины были. Тогда жених отрезал: «Уйду в Красную армию!» Родители вынуждены были свадьбу свернуть. Даже заплатили той семье, чтобы уладить всё миром.

Николай привёз в дом Марфу. Она оказалась из такой же благочестивой верующей семьи. Николай Иванович решительно поменял имя бабушке, поскольку считал его устаревшим. В паспорте записали её как Мария. Позже дед всё-таки попал в Красную армию. Воевал с басмачами.

Спасла Богородичная молитва

Рядом с деревней Григорьевкой в Киргизии, на берегу озера Иссык-Куль, где жила семья, протекала горная речка Аксуйка. Вся деревня брала из неё воду. Зимой для этого рубили проруби, где ещё и бельё полоскали. Как-то весной Мария со своей золовкой Татьяной (сестрой мужа) с бельём пошли на реку. Недалеко киргиз поил своего коня.

Внезапно речка вскрылась, с шумом ломающийся лёд накрыл Марию. В этот водоворот попал киргиз. Его и коня нашли, когда сошёл лёд. Татьяна успела убежать и позвать сельчан на помощь.

После своего чудесного спасения Мария Афанасьевна рассказывала, что когда пошёл лёд, она сильно сжала в руке простынь и, не раздумывая, стала читать: «Богородица Дева, радуйся, Благодатная Мария, Господь с тобой…» Когда селяне прибежали на берег, лёд уже встал. Нашли Марию по той простыне, что она ещё удерживала в своей руке. Когда же после нескольких дней, проведённых без сознания, начала приходить в себя, в голове продолжали звучать слова молитвы: «… Благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Потом спрашивала у людей, у батюшки, почему молитву после пробуждения она читала не сначала. Ей объяснили, что пока без сознания находилась, душа вместе с тобой молитву читала беспрестанно.

Венчаный брак

После этого трагического случая Мария подурнела, давали о себе знать шрамы от увечий льдом. Муж охладел к жене и хотел её оставить. Однако его мудрая мать Пелагея Тихоновна твёрдо заявила: «Сам её выбрал, сам и неси свой крест. Это только твоя ноша». Брак был венчаный, и у них уже была дочь Наталья.

Но молодой Николай всё же был уличён в любезностях с другой односельчанкой. Он тогда строил дом, чтобы жить отдельно от родителей, на эту стройку и стала захаживать молодуха. Мария, застав их вместе, не устраивала скандалов. Поставила узелок с едой на сруб и молча ушла. Этого урока хватило на всю жизнь, все гуляния прекратились. После случившегося никто из супругов не подал виду, как будто ничего и не было. Об этом случае Николай и Мария рассказали своим родным только на праздновании золотого юбилея их совместной жизни. На протяжении десятилетий близкие никогда не замечали, чтобы они ссорились между собой. Ушли из жизни они друг за другом. Сначала бабушка Марфа-Мария, а через сорок дней дед Николай.

Дух много значит

Николай Иванович Жуков на фронте Великой Отечественной войны оказался, когда ему исполнилось 45 лет. Служил санитаром. С поля боя вытаскивал раненых бойцов, на подводах доставлял к полевым госпиталям. «Порой везёшь солдата с незначительным ранением, а духовного настроя у него нет. Делают ему операцию, а он помирает. Другой — сильно растерзанный снарядом. Думаешь, что не довезёшь его до госпиталя, а через некоторое время узнаёшь —

боец идёт на поправку. Дух и вера много значили в то лихолетье», — делился воспоминаниями о войне Николай Иванович. Он сам тоже был ранен.

Не принуждали, но воспитывали

Мама Галины Кирилловны Наталья Николаевна Жукова рассказывала, что когда она была маленькой, детей не принуждали учить молитвы. Марфа-Мария по воскресеньям затевала вареники, пельмени, пирожки или оладьи. К пробуждению семьи уже было готово тесто или квашня. Вместе с бабушкой все принимались лепить, варить или жарить, то, что она задумала. Подружки Гали удивлялись, почему в воскресенье они всегда занимались стряпнёй. Только когда сама Галина Кирилловна стала ходить на службу в храм, поняла. Бабушка придерживалась церковных правил. Воскресная литургия длится часов до десяти–одиннадцати. В это время в храме заканчивается причастие, как раз в эти часы по воскресеньям после общих трудов семья садилась за стол. Эта привычка сохранилась у мамы надолго. Она в воскресный день рано не трапезничала.

Бабушка молилась подолгу, к ней заглядывали, но не отвлекали. За шторочкой были иконы и святая вода. Церковь находилась за шестьдесят километров от дома, и бабушка туда ездила только по великим праздникам. Галине Кирилловне хорошо запомнился осенний Спас ароматом больших и вкусных яблок, которыми угощали детей после службы в храме.

На Дальний Восток за Леонидами

Галина Кирилловна родилась и выросла в Киргизии. После окончания ташкентского гидрометеорологического техникума работала на гидрометеорологическом посту на озере Иссык-Куль. Рядом учёные-радиофизики академии наук Киргизской ССР исследовали верхние слои атмосферы. Так она встретила своего единственного — удивительного мужа Владимира Костромина, выпускника томского института радиоэлектроники.

В 1966 году во время второй экспедиции на Дальний Восток Владимир в составе группы молодых учёных-радиофизиков исследовал мощный поток метеоритов Леониды. Тогда он решил здесь обосноваться. Главной причиной стало несогласие с учёным советом во время подготовки к защите диссертации. Светила науки попытались заставить Владимира Дмитриевича отдать его диссертацию коллеге. Это стало отправной точкой, чтобы покинуть Киргизию и ухать на Дальний Восток.

Как человек воспитанный в православной семье, Владимир Костромин ценил в людях честь и достоинство. Он был творческим и увлечённым человеком. Уже в селе Забайкальском, где работал научным сотрудником комплексной магнитно-ионосферной станции, с энтузиазмом взялся за изучение истории казачьего села. Записывал воспоминания старожилов, беседовал с участниками Великой Отечественной войны. Его большой труд сегодня востребован краеведами–любителями.

Владимир Костромин ушёл из жизни в 1999 году, через 33 года после приезда на Дальний Восток. В этом году комета Темпеля-Туттля совершала следующий оборот и снова подходила к Солнцу, осыпая Землю метеорным дождём Леониды.

В православной семье Костроминых продолжают нести частицу крепкой веры, завещанной старшими поколениями, дочь Елена, сын Дмитрий и их дети.

Светлана Ольховая

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *