Трудовые будни шофёра

Житель Вяземского Андрей Дмитриевич Шевченко много лет посвятил работе на автотранспорте.

Тридцать лет Андрей Дмитриевич возил пассажиров, его фото регулярно помещали на Доску почёта, водитель был награждён нагрудным знаком отличия «За безаварийную работу», знаками «Победитель социалистического соревнования» девятой и десятой пятилеток. За его плечами тысячи километров дорог и яркие воспоминания о трудовых буднях шофёра.

В автохозяйство Андрей пришёл в 1955 году после окончания восьмилетки. Работал под руководством Николая Николаевича Семёнова, который двумя годами ранее возглавил образованное вяземское автотранспортное предприятие. Андрей Дмитриевич хорошо помнит одну из бригад водителей, которые в это время на автобусе ЗИС-155 первыми начали возить пассажиров в Хабаровск. Это Иван Фёдорович Возный и Иван Алексеевич Покосенко.

Первое время Андрюша, его так называли старшие товарищи, трудился слесарем. Он принимал участие в строительстве здания на территории автопредприятия – тот корпус, где внизу расположились мастерские, а на втором этаже — техотдел.

В декабре 1955 года открылись курсы шофёров. Ребята, которые отслужили в рядах Советской армии, получали стипендию. Андрею пришлось занимать деньги, чтобы оплатить обучение, в армии юноша ещё не служил, не достиг нужного возраста.

После окончания водительских курсов молодёжь организовала двухсменку. Возили гравий с хорского карьера. Андрея в сменщики взял его однофамилец Володя Шевченко, постоянно шутил, мол, брата своего беру. Так отработали месяц. Бригада выполнила план, её сняли с задания, и водители остались без машин. Руководитель предприятия предложил ребятам поехать в Переяславку. Там управление автотранспорта открывало пионерский лагерь, нужно было заниматься хозработами. Николай Николаевич Семёнов сказал парням: «После лагеря поедете на уборочную, оттуда уже вернётесь со своими машинами».

Как-то Андрей приехал из Переяславки в Вяземский на праздник. В вечерней передаче местного радио услышал объявление: «На вяземский молочный завод требуются шофёры». Андрей на следующий день отправился туда устраиваться. В очереди было уже 10 человек. Несмотря на большую конкуренцию, Андрей успешно был принят на работу.

Дело в том, что на тот момент водителей принимали с условием, что машины они должны ремонтировать самостоятельно. Пожилые водители отсеялись. Андрей зашёл к начальнику Захару Алексеевичу Драгатьеву. Он сказал: «Вижу, хлопец ты хороший, а ремонтом сможешь заниматься?». У Андрея к тому моменту была специальность моториста третьего разряда, молодецкий заряд энергии и желание работать, что и решило его судьбу на ближайшие 2,5 года.

— Я получил машину — будку «Молоко», куда грузили фляги. На ней работал дядя Миша Шангин. Его, пенсионера, к себе дочка позвала в Советскую Гавань, — вспоминает Андрей Дмитриевич.

— На молзаводе всего пять машин, и нас пять человек. Тогда молока было столько, что порой по три рейса в Хабаровск делал за сутки. Собирали молоко по сёлам. У меня третий класс водителя. За год наездил 120 тысяч километров, что давало возможность повысить классность. Тогда постановление вышло, кто третьим классом наездил 60 тысяч километров, может учиться на второй класс вне зависимости от опыта работы.

Так, в 1957 году Андрей Дмитриевич получил корочку водителя второго класса.

В 1958 году Советская армия начала передавать в народное хозяйство страны свои автомобили. ГАЗ-63 пришёл и на вяземский молочный завод.

В автотранспортное предприятие он вернулся в 1959 году. Со временем стал водителем автобуса. Транспорт был без печки. У водителя и кондуктора зимой обязательно имелось по мешочку с солью – окна протирали, чтобы на них мороз узоры не оставлял.

— В 1961 году началось комсомольско-молодёжное движение. Мы взяли старый автобус со сломанной рамой, —

делится воспоминаниями ветеран труда, – сделали капитальный ремонт и организовали молодёжную бригаду.

Помнит Андрей Дмитриевич, как из Хабаровска в Вяземский ходил фирменный автобус «Уссури», вяземская машина называлась «Лотос». Кондуктору вменялась продажа книжек и газет. Вяземские бригады доставляли пассажиров в Хабаровск и до вечернего отправления вставали в краевом центре на городские маршруты. Андрей Дмитриевич вместе с кондуктором Ниной Ющенко были на маршруте «тройки» — Аэропорт – Комсомольская площадь. Порой водители шли по маршруту Вяземский – Хабаровск — Переяславка – Хабаровск – Вяземский. Нагрузки серьёзные.

В конце восьмидесятых у Андрея Дмитриевича Шевченко случился первый инфаркт. За баранку пассажирского автобуса он больше не садился. «Дмитрич отъездился», — так он сказал своему сменщику Александру Петрову.

На железнодорожной стороне на машину скорой помощи требовался водитель. Андрей Дмитриевич долго не мог привыкнуть к спокойному графику работы. За рулём кареты скорой помощи за день не выходило и 25 километров. По сравнению с теми расстояниями, что преодолевал на пассажирском транспорте – сущие пустяки.

Здесь он трудился семь лет. Потом ещё 16 лет работал водителем скорой помощи в районной больнице до выхода на заслуженный отдых.

— Я всю жизнь проработал с людьми, — говорит в завершении Андрей Дмитриевич, — нисколько не жалею, что прожил такую жизнь. Главное, в любой профессии оставаться человеком, уважать тех, кто с тобой рядом.

Светлана Ольховая

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *