Открыто сердце новым поколениям

Воспитатель детского сада №4 Ирина Салимовна Харитонова более 40 лет посвятила педагогической деятельности. Её безмерная любовь к детям является «показанием» для работы в сфере образования. Гармония, чувство, что ты на своём месте, делают педагога по-настоящему счастливым.

Каждый из нас помнит своих первых воспитателей, педагогов, наставников. Они прочно закрепляются в нашей памяти. Связанные с ними чувства, эмоции всплывают как кадры из кинофильма под названием «Жизнь». Ирина Салимовна настолько сильно полюбила своего первого воспитателя, что ещё в шесть лет решила стать такой, как она.

— Меня отдали в детский сад №3 в подготовительную группу, чтобы обучить к школе. Там я познакомилась со своей воспитательницей — Ниной Михайловной Тестик. Я, совсем ребёнок, была впечатлена её работой, добрые воспоминания сохранились вплоть до окончания школы. Не раздумывала, куда мне поступать, сразу выбрала педагогическое училище, — рассказывает воспитатель.

Сейчас у Ирины Салимовны две дочери, одна из них пошла по стопам мамы и стала воспитательницей в детском саду. Девушки порадовали свою маму двумя внучками и одним внуком.

— Мне нравится проводить время с детьми, да я и сама в душе ребёнок. С ними не замечаешь возраста: мне нравится баловаться, кувыркаться. С детьми это всё кажется естественным, нормальным. На какой ещё работе можно полежать на ковре, представляя, что вы в обсерватории? – продолжила Ирина Салимовна.

Взаимодействие — в коллективе

Есть замечательные слова советского педагога Василия Сухомлинского: «Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им своё сердце». Чистое, доброе сердце у тех, кто много лет посвящает себя отрасли образования. Как завлечь одного–двух детей? А если их двадцать? Педагог уверяет, что с большой группой работать гораздо легче и интереснее: «Я приучаю малышей к взаимодействию в коллективе. Они учатся думать не только о себе, но и об окружающих».

А сколько труда положено в создание развивающей среды для детей! Уютный уголок для чтения сказок с удобным пуфом и вуалью, чтобы скрыться от суеты. Девчонкам – столик для макияжа, детская кухня, пупсы, кроватки, коляски. Мальчишки собирают конструкторы, изучают космические просторы по сделанной воспитателем настольной игре. На подоконнике поспевают сельдерей, черемша, помидоры, огурцы, перцы, салат, баклажаны, свёкла, мята и многое другое. Это воспитанники подготовительной группы вместе с их опытным наставником принимают участие в детсадовском конкурсе «Огород на окошке».

На уличной площадке участок Ирины Салимовны тоже пестрит своей «оригинальностью». Деревянный домик сколотили родители, как и мост, что перекинут через импровизированный пруд. Здесь красуется цапля, были ещё фламинго и утки.

Диалог – путь к доверию и обучению

Помимо приятных моментов у воспитателя каждый день в группе разыгрывается по несколько больших драм маленьких человечков. Не хочет, к примеру, мальчик мячиком делиться, а педагог звучным голосом и подмечает: «В футбольной команде 11 игроков, и все ладят, а вы почему вдвоём разобраться не можете?». Воспитатель, если и присела на минуту отдохнуть, но по-прежнему остаётся на страже. Если где-то что-то идёт не так, словно спасательная машина мчится в эпицентр событий. Ничего не пускает на самотёк, разговаривает с ребятами, разбирается в проблеме, объясняет простые правила. «Если их не спросить, не помочь, они потом со взрослыми сами ничем не поделятся, — подметила Ирина Салимовна. — Много внимания и заботы требуют дети. Страшно, когда они растут, как придорожная трава».

Педагог признаётся, что с годами чувствуется разница в воспитании детей. «Нынешнее поколение, в подавляющем большинстве, воспитано на гаджетах, малышам всё труднее отличать хорошее от плохого, — говорит педагог. — Сколько бы мы в группе не говорили о зайчиках, медведях, волках и лисицах, они играют в монстров, зомби и другие плоды воображения разработчиков недетских игр. Старые советские мультики затрагивают глубоко тему нравственности. Поэтому мы установили в группе телевизор и устраиваем киносеансы. После просмотра мультика обязательно говорим об увиденном, ищем скрытый смысл, обсуждаем».

Конечно же, в первую очередь, на ребёнка влияет окружающая среда. Малыш дублирует поведение его родителей. Если в доме не читают книги и для того, чтобы хоть чем-то занять малыша, дают ему в руки гаджеты, ничем хорошим такое воспитание не закончится.

На днях Ирина Салимовна выпустила ещё одну группу дошколят. Уже этой осенью её воспитанники пойдут в первый класс. Казалось бы, за сорок лет можно привыкнуть к такому событию. Но преподаватель признаётся: «Как ни выпускной, так слёзы. Дети за несколько месяцев начинают готовиться к выпускному балу, песни учат, поют, ревут. Грусть по всем этим ребятам, конечно. Столько лет их вёл, они росли у тебя на глазах. Какими будут новые малыши, мы не знаем, а этих ребят уже изучили досконально».

Наверное, в работе воспитателя этот пункт самый сложный: когда ты видишь плоды своего труда, начинать всё по новой. Здесь не только терпение нужно, здесь важно умение работать с собой, развивать себя вновь и вновь.

Ирина Дьячкова

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *