Урок, длиною в жизнь

Фото из семейного архива Р.В. Московской

Раиса Васильевна Бочкарева всю свою трудовую жизнь проработала учительницей начальных классов в вяземской средней школе № 20.

Детство и юность

Родители Раисы Васильевны в начале тридцатых годов прошлого века жили в казачьей станице Венюково. Отец – Василий Тимофеевич Бочкарев был родом из семьи потомственных казаков, которые переселились сюда из Забайкалья еще в 19 веке. С Матреной Семеновной Дмитрюк они поженились совсем молодыми. В 19 лет Матрена уже ждала их первенца.

В селе тогда была школа, основанная на деньги военного топографа и путешественника Михаила Венюкова. Учительницей в то время там была, по воспоминаниям очевидцев, Раиса Васильевна Алексеева. Будущая мама ею восхищалась и мечтала видеть свою дочь такой же. «А почему бы нет, — рассуждала она, — ведь мужа моего зовут Василий, значит, и девочка может быть Раисой Васильевной, учительницей». Так и вышло, 17 апреля 1933 года у нее родилась девочка, которой мать уже предопределила судьбу.

В Венюково маленькая Рая жила с родителями недолго. В 1938 году Василий Бочкарев перевез семью в Вяземский. Он к тому времени успел выучиться на машиниста паровоза и работал на узкоколейной дороге леспромхоза. Он сам построил из лиственницы просторный дом недалеко от леспромхоза по улице Уссурийской, которая сейчас носит имя Стоцкого. К началу Великой Отечественной войны Раиса уже перешла во второй класс школы №3, где учились дети работников вяземского леспромхоза.

Раиса Васильевна плохо помнит свою начальную школу, слишком много лет прошло с той поры, слишком много событий наслоилось на далекие детские годы. Помнит, что в третьей школе у них была учительница по фамилии Колесникова. Помнит, что не хватало тетрадей, учебников, и что не все дети регулярно могли ходить в школу. После окончания 8 класса в 1949 году Раиса поступила в Хабаровское педагогическое училище, чтобы стать учительницей начальных классов.

Годы учебы в Хабаровске были трудными, питалась только тем, что привозила раз в неделю из дома. «Мама варила борщ и замораживала его в мисках, а я забирала эти ледяные кругляшки и хранила их в общежитии за форточкой», — рассказывает она подробности. Разогревала борщ после занятий на печке, что стояла посреди их комнаты. По ее рассказам, в комнате жило 20 девушек–студенток. Старинное здание общежития находилось в районе пересечения улиц Волочаевской и Ленина, до наших дней оно не сохранилось. Жили девушки в тесноте, но дружно и весело. Вспоминает с улыбкой, как бегали на танцы в ШВТ (школа военных техников по ул. Карла Маркса). На танцы всем хотелось надеть модное платье, но бедность тогда была уделом почти каждой из девчат.

При этом она уточняет, что не была самой обделенной в плане одежды, ведь ее мать и сестра отца тетя Паша были отличными мастерицами. Хоть и ткани, и вся галантерея были в большом дефиците, они придумывали, как немного приодеть свою красивую умницу дочку и племянницу.

Учитель – это навсегда

Трудовая биография Раисы Васильевны началась сразу после окончания училища. Исполнилась заветная мечта неграмотной Матрены Семеновны – ее старшая дочка стала дипломированной учительницей. Первая запись в ее новенькой трудовой книжке появилась в августе 1952 года. Ее приняли в 129-ю железнодорожную школу учительницей начальных классов. Сейчас в Вяземском мало кто помнит, что эта школа была расположена на Пограничной улице в старом деревянном здании. В пос-левоенное время дети сначала учились в ней, а потом уже переходили в школу №20. «Мне в тот год дали доучивать третий класс, помню, что дети были разновозрастные, некоторые заметно старше обычных третьеклассников», — говорит Раиса Васильевна. Сказывались последствия военного времени, когда не все дети ходили в школу.

Ее трудовые будни шли беспрерывным потоком до выхода на пенсию, до лета 1989 года. Именно тогда в ее трудовую книжку была внесена запись об увольнении в связи с выходом на пенсию. На тот момент она работала в 20-й школе, куда была принята по причине реорганизации в 1965 году. Школа стала для Раисы Васильевны частью ее самой, без нее она себя не представляла. А ведь жила всегда в районе новостройки, вяземцы знают, как далеко это от железнодорожной стороны. Сначала в родительском доме по улице Стоцкого. Потом, когда вышла замуж за Семена Владимировича Московского, они получили квартиру от леспромхоза по улице Верхотурова. Ее дочь Наталья отлично помнит, как маму уговаривали перевестись в третью школу, которая была совсем рядом. На это у нее был один ответ: «Я — не предательница».

Раиса Васильевна в 19 лет вошла в атмосферу серьезного учительского труда. Рассказывает, что в 129-й школе на улице Пограничной в классах не было учительских столов, там сохранялся прежний уклад школьного образования. Вместо столов стояли кафедры, поэтому учителя давали уроки стоя. Для них обязательной формой одежды был темный костюм со светлой блузкой, волосы укладывали в строгую прическу. Наставницей молодой учительницы была опытный педагог Дружинина, Раиса Васильевна запомнила её на всю жизнь. В то время в начальной школе в параллельных классах учили детей Надежда Михайловна Попова, Евгения Михайловна Полещук, Надежда Петровна Кибальник. Со всеми у Раисы Васильевны были хорошие дружеские отношения.

После окончания уроков учителя оставались на продленку. Родители в то время не знали о том, что это такое – делать с детьми домашние задания. Об их успеваемости они узнавали только из школьных дневников. В советское время был культ образования – учителя хотели учить, а дети хотели учиться. Хотя, как признается Раиса Васильевна, двоечники тоже бывали. Она любила всех – и откровенно слабых учеников, и хорошистов, и отличников. Всего у нее было 11 выпусков учеников, которых она учила от первого до третьего или четвертого классов, в зависимости от государственной программы.

Фотографии каждого выпускного класса хранятся в ее домашнем архиве. Она помнит поименно всех своих девочек и мальчиков. Уже после выхода на пенсию на оборотной стороне каждого снимка написала имена и фамилии учеников. Они навсегда остались детьми в ее памяти. Каждый в своем ряду, а их первая учительница, перебирая фотокарточки, называет имена — Леша Иванушко, Галя Скотницкая, Саша Ремезов, Люда Коваленко (Хмара), Люда Обламская (Шехирева), Лена Тимченко, Саша Сарайкин, Таня Горюнова, Лариса Пантелеева…

В свои 90 лет Раиса Васильевна Московская сохранила хорошую память, не утратила знания. Родственники каждую неделю покупают для нее толстую пачку кроссвордов, они у нее не залеживаются. Говорят, что когда она их разгадывает, у нее такой вид, будто тетради проверяет. Много лет подряд в день ее рождения и в День учителя в их квартире звенел звонок. Приходили повзрослевшие ученики с букетами, с конфетами… Сейчас на ее страничке в Одноклассниках хранятся цифровые копии старых фотографий, у нее в друзьях – не только ученики, но и их дети и внуки. Раиса Васильевна по-прежнему остается учительницей.

Ирина Карапузова

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *