Мошенники позвонили подполковнику полиции…

Подобные звонки поступали практически каждому жителю нашего района. Столкнувшись с телефонными аферистами, врио начальника ОМВД России по Вяземскому району подполковник полиции Дмитрий Бакуменко решил ещё раз напомнить в нашем интервью, что такое IT-мошенничество, и как не стать жертвой «современных» преступников?

— Сколько случаев телефонного и интернет-мошенничества произошло в нашем районе с начала года?

— Согласно статистическим данным за три месяца этого года жертвами мошенников в Вяземском районе стали 13 человек, а сумма похищенных денежных средств составила более двух миллионов рублей. Так, только за последнюю неделю в Вяземском районе зарегистрировано шесть фактов мошенничества. В последнем, от 4 апреля, сорокалетний мужчина перевел мошенникам 1 миллион 400 тысяч рублей. Он поверил злоумышленникам, которые сообщили, что из-за утечки данных на него якобы был оформлен кредит. По указаниям лжецов потерпевший оформил реальный кредит, переведя средства на подставные счета мошенников.

В день на территории Вяземского района регистрируются от одного до четырех случаев мошенничеств и краж денежных средств, совершенных с использованием IT-технологий. На звонки мошенников попадаются лица любого возраста и любой социальной группы.

— С точки зрения законодательства, что понимается под IT-мошенничеством?

— Преступления в сфере информационных технологий включают в себя распространение вредоносных программ, взлом паролей, кражу номеров банковских карт и других реквизитов, фишинг (вид интернет-мошенничества, цель которого – получить идентификационные данные пользователей), а также распространение противоправной информации.

— Как действуют IT-преступники?

— Такие преступления, в основном, совершаются лицами, проживающими за пределами Вяземского района, Хабаровского края, а иногда и России.

Мошенники используют средства анонимизации (VPN-серверы, прокси-серверы, находящиеся на территории иностранных государств), в результате чего установить фактическое нахождение преступника практически невозможно.

Кроме того, они активно используют виртуальные абонентские номера, сервисы обмена мгновенными сообщениями (мессенджеры WhatsApp, Telegram, Viber и другие) и несколько платежных платформ для вывода похищенных денежных средств.

— Почему люди верят мошенникам?

— У мошенников день начинается с массовой атаки. Они звонят с надеждой, что кто-то «поведется». Главное, удержать человека на связи более 10 секунд. Чаще всего они представляются сотрудниками правоохранительных органов либо работниками службы безопасности банка, иной финансово-мониторинговой организации.

Однако есть определенный спад регистрации мошеннических действий именно в выходные дни. Потому как преступники, скорее всего, предполагают, что потенциальные жертвы в эти дни находятся рядом с близкими и родственниками, которые могут дать ценный совет.

Чаще, ввиду своей доверчивости, потерпевшими становятся женщины и люди пожилого возраста. Например, если женщине поступает звонок от мошенников с сообщением о том, что её ребенок попал в ДТП, и чтобы избежать проб-лем с законом, нужно отдать деньги, у нее срабатывает материнский инстинкт, и отключается логика. Верят преступникам, даже когда у детей нет водительского удостоверения или автомобиля.

Усугубляются мошеннические действия в отношении пожилых людей не только потерей денег. Когда они узнают, что стали жертвой преступников, естественно, начинают волноваться. Иногда это становится ударом, подрывающим здоровье людей.

— Тем примечательнее недавний случай, когда три пожилые горожанки смогли пресечь мошеннические действия.

— За сутки в ОМВД России по Вяземскому району обратились три горожанки с заявлениями о попытке хищения у них путем обмана денежных средств. Потерпевшие рассказали, что им позвонили неизвестные и сообщили, что их родственники стали виновниками ДТП. Во всех случаях лжеродственники умоляли передать курьеру разные суммы: от 650 до 900 тысяч рублей.

Однако заявительницы не растерялись и сразу же поняли, что имеют дело с телефонными аферистами, и прервали разговор. После чего, связавшись со своими близкими, узнали, что с ними всё в порядке.

Сориентироваться в ситуации пенсионеркам помогли профилактические беседы, которые ранее проводили сотрудники полиции в ходе поквартирного обхода.

— Какие основные схемы IT-мошенничества сегодня используют?

— Существует пять основных способов. Первый — это информирование горожан по телефону о несанкционированных попытках оформления на них кредитов, о фиксации «системой безопасности» незаконного доступа к их счетам, а также конфиденциальным данным. Мошенники убеждают людей оформить кредит, чтобы вернуть деньги банку. Кроме того, злоумышленники могут попросить провести операции через банкомат и «Мобильный банк».

При этом мошенники могут звонить с подменных телефонных номеров, которые будут определяться как телефоны дежурной части полиции. Они предупреждают о необходимости оказания содействия сотрудникам банка, которые должны связаться с жертвой позже. Звонок от представителя правоохранительных органов убеждает потерпевших в серьёзности происходящего, поэтому дальнейший звонок от «сотрудников службы безопасности банка» не вызывает подозрений.

Вторая схема — мошенничество при покупке и продаже товаров в интернете. Преступники, предлагая товар, просят за него предоплату или полную стоимость, а потом пропадают. Либо наоборот, связываются с продавцом под видом покупателя и предлагают оформить «безопасную сделку». Для её оформления сбрасывают ссылку на фишинговый сайт, где после оформления формы со счетов списываются деньги.
Третьей схемой является мошенничество в социальных сетях. Например, преступники предлагают принять участие в розыгрыше или акции, и, опять же, через фишинговые сайты похищают деньги. Другой вариант — взлом аккаунта в социальных сетях, и рассылка просьб друзьям и родственникам потерпевшего об одолжении денег.

Четвёртая схема — поддельные сайты трейдерских бирж. Преступники делают предложения о быстром заработке путём спекуляции на курсе валют и акций. В итоге у жертвы похищаются все средства с банковского счета.

Пятой и одной из самых распространённых схем мошенников является звонок пожилым жителям региона с сообщением о неприятностях, в которые якобы попали их родственники. Например, что их дети или внуки стали виновниками ДТП, и чтобы избежать проблем с законом, нужно заплатить деньги. Позже приезжает курьер и забирает необходимую сумму.

Есть золотое правило, которое необходимо усвоить людям – если поступил подозрительный звонок, разговор лучше прекратить, а телефон отключить.

— Расскажите о вашем разговоре с мошенниками.

— Такие звонки получал неоднократно. В том числе от якобы своего сына. В трубке телефона я слышал: «Папа, у меня проблемы, я попал в ДТП, сбил человека! Срочно нужны деньги!» Я, конечно, понимал, с кем говорю, сразу пресекал такие звонки.

В очередной раз хочу предостеречь жителей Вяземского района от возможного хищения денег. Если вам поступил подозрительный звонок – немедленно положите трубку и перезвоните на «горячую линию» банка либо в дежурную часть полиции, номера которых имеются в открытом доступе. В случае с телефонным сообщением о том, что родственник попал в ДТП, сначала свяжитесь с ним для уточнения информации. Что бы вам не говорили по телефону – не отключайте логику и сохраняйте спокойствие. Предосторожность и предусмотрительность – лучшие друзья вашей безопасности.

Подписывайтесь на ведомственный аккаунт Телеграм-канала «Полиция Вяземского района». Там вы узнаете больше информации о телефонных мошенничествах.

Ирина Дьячкова

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *