Расскажут фотодокументы

xmara.jpg

Вяземскому локомотивному депо — одному из старейших предприятий Дальневосточной железной дороги, в августе исполняется 125 лет. О его истории, о людях, кем гордится Вяземский район, рассказывают экспонаты железнодорожного музея.

Славная трудовая история локомотивного депо станции Вяземская — началась в 1897 году. Через 111 лет, в 2008 году, при депо открылся музей, куда начали стекаться документы, фотографии, предметы, рассказывающие о людях и непростых трудовых буднях большого и слаженного коллектива. Художником-оформителем музея стал наш талантливый земляк Александр Ходацкий. Средства на создание экспозиций по ходатайству профсоюзного комитета депо предоставил лично начальник Хабаровского отделения ДВЖД Павел Евгеньевич Нехаев. Деньги на основание музейной комнаты были предоставлены и профсоюзной организацией.

Сегодня, благодаря большой коллекции экспонатов, историческое наследие передаётся подрастающему поколению. В музее регулярно проводят школьные экскурсии. Многие дети открывают для себя историю малой родины, узнают факты о строительстве и развитии железной дороги. Начинают понимать, как работали их прадедушки и прабабушки, обеспечивая ремонт подвижного состава и прохождение грузовых и пассажирских поездов. Проникаются историями героев войны, задумываются о силе и мужестве работников железной дороги.

Познавательные экскурсии проводит хранитель железнодорожного музея Сергей Хмара. Бывший железнодорожник считает необходимым поддерживать историческую нить, передавая молодому поколению наследие коллектива депо, его трудовую и боевую славу.

От строительства Уссурийской железной дороги, создания паровозных мастерских на станции Вяземской, до возведения новых цехов локомотивного депо систематизированы музейные материалы. Но главными героями экскурсий всегда остаются люди.

Это командир партизанского отряда Александр Евтихович Погорелов, бывший начальник северной части Уссурийской железной дороги. Константин Заслонов и Феодосий Котляр — участники Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза.

По приказу наркома путей сообщения в 1943 году из лучших железнодорожников в Хабаровске была сформирована Дальневосточная паровозная колонна № 46. Возглавить её доверили нашему земляку — железнодорожнику Я.Е. Бородатову. Машинисты, помощники машинистов, кочегары отправились на Запад на прифронтовые участки, обеспечивать подвоз продовольствия, техники и боеприпасов, эвакуировать раненых. Из вяземского депо в её состав вошло 14 человек. Трое из них погибло. Восьмого августа 1945 года паровозная колонная была направлена в Маньчжурию. Наши земляки вернулись домой 23 сентября победного 1945 года.

В локомотивном депо навсегда останется память о деповчанах — защитниках Родины, кто не жалел своих жизней на полях сражений: И.П. Коваленко, В.М. Посухов, К.И. Горичев, К.Д. Горбачевский, Н.С. Воловик, П.В. Зевакин, В.Т. Кретинин, П.С. Московец, Н.П. Сабинина (Вечурко), И.С. Прончатов, А.Я. Рогозин, С.И. Сивенков, И.Д. Курденко.

Самоотверженно трудились в цехах локомотивного депо те, кто остался в тылу. Труженики тыла на своих рабочих местах приближали Победу — отливали лимонки, чинили паровозы, работали для нужд фронта. В их рядах: Н.И. Рева, В.А. Гулевич, П.Ф. Шиханов, Е.А. Ульянова, А.И. Диденко (Гоменюк), М.М. Воловик, П.Д. Иванушко, К.З. Квитков, А.Ф. Гребцова и многие другие. В тяжёлые годы войны локомотивным депо руководили И.П. Ильин, А.В. Ревякин, В.П. Шубин. Более сорока лет начальником вяземского локомотивного депо работал Г.И. Коган.

На протяжении своей истории трудовой коллектив вяземского локомотивного депо обеспечивает стабильную работу Дальневосточной магистрали. О мастерах и токарях, машинистах и деффектоскопистах, инженерах и дежурных, инструментальщиках и кузнецах, о достойных представителях многих других профессий, причастных к 125-летней истории депо, рассказывают документы музея, который курирует совет ветеранов локомотивного депо.

Светлана Ольховая

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Ответов нет

  1. Владимир Бурков:

    «Деповчане»

    Жизнь нашей семьи неразрывно связана с железной дорогой.. Жили мы в бараке ,рядом с Вяземским паровозном депо,ДВЖД. В 60-е годы получили квартиру по адресу МПС №6( ныне ул Котляра). Потом построили свой дом на «Чупровке» . Все дети семьи учились в школе №19.(ранее принадлежавшей ДВЖД).

    Мама наша-Буркова Нина Васильевна работала в Вяземском депо, в столовой. Заканчивала свою трудовую деятельность работой на «смазочной» (склад выдачи обтирочного материала, смазочного материала и т.д). Он находился рядом с пескосушилкой.

    Папа наш- Бурков Фёдор Семёнович всю трудовую деятельность посвятил железной дороге. По окончании службы в РККА поступил работать кочегаром паровоза в Вяземском паровозном депо. Затем выучился на помощника машиниста паровоза. Все годы Великой Отечественной войны работал в депо. Потом был направлен на учёбу в Хабаровскую техшколу ДВЖД, где выучился на машиниста паровоза и продолжил работу в Вяземске. По состоянию здоровья был переведён помощнико

  2. Владимир Бурков:

    Деповчане» продолжение
    По состоянию здоровья мой папа Бурков Ф.С был переведён помощником машиниста грейферного крана, на угольный склад топлива. Где и проработал до выхода на пенсию.
    За свою трудовую деятельность был награждён медалями- « За доблестный труд в годы ВОВ 1941-1945» и медалью « За трудовое отличие».

    Мой брат-Бурков Семён Фёдорович (1943г.р) работал на угольном складе топлива Вяземского локомотивного депо помощником машиниста грейферного крана.

    Мой брат -Бурков Николай Фёдорович работал в Вяземском локомотивном депо слесарем на ТО тепловозов.

    Я- Бурков Владимир Фёдорович работал в колёсном цехе Вяземского локомотивного депо, токарем -бандажником. Моим учителем был Дударенко И. Затем я был отправлен учится в Хабаровск, на курсы помощников тепловоза….
    Получается-так или иначе наша семья и железная дорога едины были…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *