«И про отца родного своего…»

gagarin.jpg

Георгию Васильевичу Димову, уроженцу села Забайкальского, журналисту, общественному деятелю, историку-востоковеду посвящается.

Папа покинул этот мир в 2002 году. В январе. Мама и мы, сестры, тяжело перенесли его уход из жизни. Эта боль известна многим и остаётся у каждого из нас навсегда. Все эти двадцать лет мне хотелось отдать ему свой дочерний долг. И не только потому, что бесконечно любила, люблю своего отца и в профессии своей пошла по его стопам, но и потому, что история его жизни — это отчасти история многих людей его поколения, страны в целом со всеми её бедами, трагедиями, страданиями, победами, достижениями.

Судьбой гонимые

Судьба родителей, как и многих представителей того поколения, которым довелось начинать свою жизнь в эпоху репрессий, не была безоблачной. Маме — Галине Яковлевне Димовой (в девичестве Савченко), дочери безвинно расстрелянного в 1937 году украинского поэта, драматурга, театрального критика Якова Савченко, реабилитированного в 60-х годах (впоследствии его имя вошло в Антологию деятелей культуры и искусства Украины), пришлось в юном возрасте испытать все ужасы того беспредела. Потеряв отца, квартиру на Крещатике в Киеве, его письма, книги, она долгие годы жила в страхе «разоблачений» и ограничений как дочь «врага народа».

В начале войны, во время эвакуации на Восток, маме с маленьким ребёнком, с нашей старшей сестрой Аллочкой и бабушкой Еленой Константиновной Адамской, по профессии учителю, по национальности польке, удалось случайно остаться живыми во время бомбёжки поезда, который направлялся в Ташкент. И папе, Георгию Васильевичу Димову, довелось пройти все круги ада, коснувшиеся семьи репрессированного «кулака», главы семьи — уссурийского казака Димова Василия Ивановича, его отца — участника Первой мировой войны. Потом все его сыновья получили награды и знаки отличия как участники боевых действий уже в годы Великой Отечественной войны.

Дедушку (я не смогла его увидеть, он ушёл из жизни задолго до моего рождения) и бабушку Варвару Ильиничну (её жизнь, к счастью, оказалась долгой, и я успела многому научиться у неё), невероятно умелых и наделённых незаурядными способностями и талантами сельских тружеников, лишили дома, построенного собственными руками лишь потому, что кое-кому из НКВД приглянулось добротное жилое строение, уже готовое фермерское хозяйство и все то, что сумели создать вокруг себя мои многострадальные предки. Это было в селе Забайкальском Хабаровского края, где родился отец.

Я дважды увидела родной очаг отца: первый раз в 1962 году, когда отец решил со всей семьёй отправиться на Дальний Восток, чтобы мы побывали на его родине, зашли в тот самый конфискованный у них в 30-х годах дом, а он уже в 50-х был отдан под сельскую библиотеку. Во второй раз не так давно, в 2017 году во время командировки в Хабаровский край, где проходил слёт учителей года, один день выделила для поездки в село Забайкальское, расположенное на правом берегу реки Уссури в приграничной с Китаем зоне, въезд в которую возможен только по специальному разрешению. Помогли коллеги из управления образования города Вяземского, спасибо им сердечное. На земле, которая когда-то принадлежала моим предкам, теперь расположен сельский Дом культуры, начальная школа и здание местной администрации.

После раскулачивания, когда семья Димовых в одночасье, как и многие другие граждане страны, лишилась всего того, что создавали своим трудом, умением и упорством, последовала тяжелейшая ссылка, которая привела деда к ранней смерти. Его детям (их было семеро) пришлось пробиваться в жизни с клеймом «врагов народа».

Георгий Димов неоднократно испытал это будучи курсантом военного лётного училища в Оренбурге, когда его не допускали к стратегически важным полётам, а уже перед самым окончанием отчислили по причине укрытия происхождения. История повторилась при поступ-лении в Литинститут в Москве, где этот же «преступный» факт в биографии стал причиной вердикта — покинуть столицу в течение 24 часов. Было ещё много бед и испытаний, о которых родители предпочитали не рассказывать нам, трём его дочерям.

Груз такого несправедливо тягостного прошлого мы практически не замечали, живя в обстановке добра, любви и согласия между ними. Молодые люди, гонимые судьбой: один с Дальнего Востока, другая из Западной части страны, встретились в Средней Азии. Чужой, казалось бы, край стал родным, гостеприимным, он соединил их. И прожили они в счастливом браке почти 60 лет. В любви и согласии! В Узбекистане папа получил диплом о высшем образовании как педагог-историк и начал журналистскую деятельность: в начале в Чирчике, а далее — в качестве главного редактора — в Узбекском телеграфном агентстве. Двадцать лет отдано газете «Правда Востока», в которой он возглавлял отдел науки и культуры. А затем, почти тридцать лет и уже практически до последних дней жизни, работал в «Известиях».

В Узбекистане открылась новая страница в жизни Георгия Васильевича Димова — журналиста, общественного деятеля, историка-востоковеда, который изучил узбекский язык, культуру, освоил традиции восточного народа, с которым свела его судьба, и с которым он прожил большую часть свой жизни.

Космическая тема

Коллеги по перу уже в начале пути отмечали его особый дар: талантливый репортёр, первооткрыватель важных событий. Его перу принадлежали статьи о первом ковше бекабадской стали, первом кубометре земли, вынутой из русла Голодностепского канала, о первом золотом слитке в Зарафшане, первой буровой в Газли.

Димов первым встретил первого космонавта в Ташкенте. Встречи пов-торились трижды, сохранился архив фотографий, на одной из которых ру-кой Юрия Гагарина отмечено: «Димову Георгию Васильевичу — одному из ведущих журналистов Узбекистана. Гагарин, Ташкент, 15 декабря,1961 год».

Космическая тема, которую папа любил особенно, продолжилась в серии репортажей и статей по итогам встреч с космонавтами Валентиной Терешковой, Андрияном Николаевым, Валерием Быковским.

Ещё одна невероятная встреча состоялась уже 70-х годах. Георгий Димов познакомился с американским астронавтом Томасом Стаффордом, который в составе экспедиции «Аполлон-10» долетел до Луны, о чем журналист подробно рассказал своим читателям в публикации 1974 года.

Статьи о культуре, литературе, искусстве часто становились для учёных основанием для дальнейших филологических, исторических и культурологических исследований. Одна из них — публицистическая статья «Есенин в Ташкенте» о практически неизвестном для широкой аудитории факте поездки Сергея Есенина в Туркестан в 1921 году. Кстати, многие годы папа работал с дочерью поэта Татьяной Есениной. На протяжении долгих лет их связывали добрые, дружеские отношения. Она считала нашего отца близким другом и соратником. И об этом он рассказал в своей публикации «Татьяна — дочь Сергея».

Журналисту Георгию Димову, говорили его современники — собратья по перу, было присуще необычайно острое чувство нового, он обладал особой интуицией, умел смотреть в будущее. Аналитические статьи писал неторопливо, скрупулёзно изучал все факты, интерпретировал их максимально корректно и объективно. Коллеги отмечали его высокий профессионализм в работе с текстами, он не избегал острых тем и сюжетов, освещал события правдиво и без ретуши.

Долгие годы, почти 30 лет, папа был собкором газеты «Известия» в рес-публике, а в дальнейшем стал представителем издательства «Известия» Управления делами Администрации Президента РФ в Узбекистане. Статьи Г.В. Димова обсуждались на заседаниях Политбюро ЦК Компартии УзССР. Изложенные факты, их осмысление, приведённые аргументы, выводы часто становились основанием для принятия важных решений по тем или иным областям социально-экономической, научной, культурной, общественной жизни республики.

Его лекции на факультете журналистики Ташкентского госуниверситета имели особый успех и признание. Благодаря активной и плодотворной деятельности Георгия Димова по освещению разных сторон жизни республики, успешному и умелому продвижению самого издания, его популяризации тираж газеты «Известия» в тот период был одним из самых высоких в стране среди всех союзных республик (второй по счёту после Украинской ССР).

Георгий Васильевич Димов внёс свою весомую лепту в успехи и про-цветание самого известного в те годы и авторитетного в стране общесоюзного издания «Известия». Он оставил огромный человеческий, профессиональный след в судьбах людей: помогал им, защищал, поддерживал, прославлял своими статьями, открывал для многих новые перспективы в карьерном росте, в личных достижениях.

И сегодня, спустя двадцать лет после его ухода, получаю неожиданные сигналы из прошлого: эхо его добрых дел как журналиста и человека оказалось продолжительным. Мне пишут друзья юности, люди из разных городов России, из бывших союзных республик, из других стран слова благодарности в его адрес. Его помнят, отмечают великодушие, исключительную порядочность, высоту духа, человеческую красоту и благородство, профессиональную силу и мощь. Безупречная репутация, высочайший авторитет, доброе имя — вот она высшая оценка его жизненного и профессионального пути.

Ирина Димова.

Материал предоставлен Вяземским краеведческим музеем им. Н.В. Усенко

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *