В мир прошлого вашей семьи

raspopov.jpg

Православное казачество положило начало основанию села Забайкальского. Славные потомки казаков много своего труда вложили в эту землю. Православная община села Забайкальского, работники культуры поселения через судьбы семей — основателей села по крупицам воссоздают историю малой родины.

Помогают церковные метрики

Староста православной общины села Забайкальского Галина Кирилловна Костромина уже пять лет по крупицам систематизирует исторические факты, находит потомков казаков, помогает их родственникам в поиске семейных корней.

Большой удачей стала встреча с библиотекарем села Казакевичева Натальей Милушевич. Из своей картотеки, комплектование которой длилось много лет, она предоставила метрические данные по Вяземскому району. Благодаря этому в Забайкальском теперь есть церковные метрики на 92 семьи. Фамилии, даты рождения, из каких сёл брали супругов, когда родились дети, как их звали.

Церковные метрики отражают период с 1865 года по 1930 год. По ним можно узнать, кто были ваши прадеды с их большими семьями. Эти данные помогут открыть удивительный мир прошлого вашей семьи. В свою очередь вы можете рассказать о том, как сложились судьбы потомков казаков, их детей и внуков.

Родовая память

Хабаровчанин Александр Тирон много лет занимается

изучением истории своего рода. Он знал, что по маминой линии казаки станицы Будогосской Распоповы начинали осваивать эти территории.

С семьёй решили посетить Вяземский краеведческий музей, где планировали найти новые исторические факты. Но тогда случился локдаун, и двери музея для посетителей оказались закрыты. «У нас есть Ангел-хранитель, в этот день решили поставить свечи в православном храме свт. Николая. Отец Андрей выслушал нашу историю и дал телефон Галины Кирилловны Костроминой. К большому счастью, мы с ней до сих пор на связи, уже узнали много фактов из жизни наших предков. Низкий поклон Галине Кирилловне за то, что удалось разыскать брата Распопова Александра», — рассказал Александр Михайлович.

Прадед Александра Тирона — Распопов Андрей Андреевич 1887 года рождения. Его родители — казак станицы Будогосской Распопов Андрей Петрович (1868 года рождения) и Дарья Алексеевна (1868 года рождения). В семье было четыре сына и две дочери. Здесь проживал родной брат Андрея Петровича — Прокопий Петрович с тремя сыновьями и тремя дочерьми. На их долю достались войны с японцами, с Германией, революция, Гражданская война, коллективизация.

В 1914 году в связи с Германской войной Андрей Андреевич был призван с другими казаками на службу в первый Уссурийский казачий полк (Австрийский фронт, где получил ранение).

В 1919 году в село Забайкальское пожаловали японцы с карательными действиями. В схватке с ними Андрей Распопов был ранен в ногу. Потом нагрянули хунхузы, банда Калмыкова, грабили, убивали. Отважно защищали станичники свою землю. Так пишет об истории своей семьи потомок казаков Александр Тирон и не оставляет идею посетить малую родину своих родных.

Были здесь атаман Калмыков и хунхузы

В семидесятые годы прошлого столетия своими воспоминаниями поделился старожил села Сверкунов Платон Ефимович 1907 года рождения. Благодаря записям, сделанным Костроминым Владимиром Дмитриевичем, мы знаем о том, что через село Забайкальское проходили слухи, что где-то там далеко идёт революция. Как однажды сам атаман Калмыков нагрянул со своей сворой, а богатая знать его встречала хлебом-солью. Тогда со двора Сверкуновых бандиты увели хорошего коня.

«Когда японцы пришли в село, в последнем доме партизаны были. Японцы по ним начали стрелять. Пурга была, партизаны кинулись на речку. Распопова Андрея в ногу ранило, но он убежал, и ещё один с ним. Раитин Иван упал. Его увидели, поймали. Недалеко от деревни, по дороге в Вяземский за речкой Второй Седьмой была пасека Ваулина. Японцы пасеку запалили. Раитина Ивана и ещё одного корейца выволокли, подняли на штыки, и в огонь. Их двоих сожгли», — записано в воспоминаниях старожила.

«Сразу после революции местных грабила банда хунхузов до тех пор, пока их не разбили регулярные войска. Потом жизнь пошла спокойнее: хлеб сеяли, кто пасеку держал, рыбу ловили, охотничали. В Вяземском китайцы лавочки держали.

Период коллективизации прошёл организовано. Димов Тимофей был первым председателем сельского совета. В 1932 году создали колхоз «Забайкалец». Распопов Конон Прокопьевич — заведовал хозяйством. Тогда в селе было 40 дворов. Председателей колхоза меняли часто. После Распопова был Крутиков Кирилл.

В 1928 году я женился на своей Ирине Кузьминичне из станицы Аргунской (ныне Ново-Советская). У нас родилось четверо детей. Дом сами строи-ли. Я учился в Вяземском на тракториста, Ирина работала дояркой. В войну она была пчеловодом, конюхом, свинаркой и на поле работала. Сено косили вручную. Жили не голодно, хозяйство было и огород. В 1942 году берут в армию. Войну закончил в Корее. Имею награды «За Победу над Японией», «За Победу над Германией», «За взятие Варшавы», всего шесть медалей, имею ранение». Сверкунова Платона Ефимовича не стало в 1985 году.

История в лицах

Станичники Будогосской писали челобитную государю о своём бедственном положении из-за болотистой местности, где первоначально располагалась станица. Получив разрешение, в 1879 году 30 семей отправились в Приморье, где основали село Богуславку. Налажена связь с музеем этого поселения, и уже получена информация о семьях Сосниных, Кравцовых, Зиминых, Федотовых, Плотниковых. В Богуславке установлен памятник первопоселенцам от благодарных потомков.

Остальные семьи из Будогосского постепенно стали переселяться выше по течению реки Уссури. К тому времени на новом месте уже обосновался первопоселенец Будаков с тремя взрослыми сыновьями. Они занимались рыболовством и торговлей, имели собственный небольшой пароход. По воспоминаниям старожилов, новое село стало также называться Будогосское, в народе — Будаково. Иногда в документах писали сокращённое название — Будаг. В посёлке на тот момент не было ни церкви, ни часовни, ни питейного заведения, ни хлебозапасного магазина, но была небольшая конная мельница, имелась школа, в которой обучалось 7 детей.

В 90-е годы XIX столетия государственным советом было санкционировано новое казачье переселение. Вновь прибывшее население состояло из забайкальских казаков. В 1895 году село получило название Забайкальское по названию мес-та, откуда они прибыли.

Уже собраны данные о нескольких семьях основателей села. Среди них Димов Иван Матвеевич с женой Еленой Прокопьевной Распоповой; Димов Николай Матвеевич, который женился на Екатерине Григорьевне Сверкуновой. Известно, что в селе жили девять семей Димовых. Четыре из них постигло горе — они были репрессированы. Другие Димовы разъехались по краю и нашей большой стране. Есть данные о семье Распоповых, основателем которой стал казак Распопов Андрей Петрович 1868 года рождения. Продолжается активный поиск тех жителей Забайкальского, кто жил и трудился здесь в тридцатые и сороковые годы.

Если судьбы ваших родных были когда-то связаны с Забайкальским, вы можете изу-чить метрики своих прадедов и по возможности рассказать о том, как сложились судьбы потомков основателей села. По просьбе православной общины Забайкальского своими историями вы можете поделиться с сотрудниками Вяземского краеведческого музея им. Н.В. Усенко. Присылайте на элект-ронную почту: vmuzey@mail.ru, звоните по телефону: 3-11-60. Приходите в часы работы музея.

Светлана Ольховая

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *