Вернулся живым

stalingrad.jpg

«Дедушка прибыл на Дальний Восток в 1937 году, — рассказывает внучка Тита Николаевича Третьяка Оксана Владимировна Мурашкина, — именно тогда он в составе советской армии участвовал в сражениях в районе озера Хасан». Суровый дальневосточный край пришёлся ему по душе, поэтому высокий статный юноша решил здесь остаться, устроился работать в органы транспортной милиции МВД на дальневосточной железной дороге. Об этом есть запись в трудовой книжке, сделанная 15 декабря 1939 года. Первый год, когда Тит Третьяк служил в милиции, стал для него судьбоносным, именно в это время он встретил свою суженую — простую деревенскую девушку.

А спустя день, они поехали к родителям Веры в Глебово и объявили о том, что женятся. Недолго длилось счастье молодых супругов: на территорию Советского Союза вторглись вражеские захватчики гитлеровской Германии. «Дедушка ушёл на фронт добровольцем в 1942 году, — говорит внучка ветерана, — хотя мог остаться в тылу, поскольку железная дорога была тогда военизированной. Но такой уж был у него характер: если сила и здоровье есть, надо непременно быть на передовой, защищать свою Родину. Уходя на войну, он дал себе зарок: непременно вернуться живым, ведь дома оставалась семья, новорождённая дочь. С женой у них не было долгих прощаний и объятий, дед лишь только сказал: «Береги дочку».

Первый фронт, куда попал Тит Третьяк 17 сентября 1942-го, был Сталинградский. Наш земляк был старшим телеграфистом, командиром отделения связи.. «Когда шли бои под Сталинградом, — вспоминал он потом, — мы ходили по колено в крови, а когда случались редкие передышки, варили похлёбку из своих ремней, в крайнем случае, из лебеды».

Кроме этой тетради с записями, которые он делал собственноручно у нас еще сохранились семейные реликвии, связанные с военной судьбой деда-фронтовика. Это кожаный планшет под документы и трофейная вещь, похожая на подставку под стакан, прошедшая с ним всю войну. Дедушка Тит всегда использовал её, как емкость, где разводил пену для бритья. Китель со всеми наградами хранится у моего дяди Коли, который живёт в Перми.

С супругой Верой Алексеевной они прожили вместе почти 60 лет. Пока были молодыми, держали большое хозяйство. Помню деда молчаливым и задумчивым человеком. Он всегда жил не словами, а поступками, заботу свою тоже на деле проявлял. Бывало, утром проснёшься, а он уже протягивает в большой мозолистой ладони пригоршню отборной малины. Не ругал нас никогда, только от взгляда его сурового, если расшалимся, не по себе становилось. Только глянет, мы сразу и присмиреем.

Хорошо помню, как собиралась в родительском доме наша большая и дружная семья. И все любили, когда дед искромётно шутил. Два-три слова скажет, и компания за животы хватается. А ещё очень любил свой сад, какой потрясающий выращивал виноград, малину и клубнику».

По данным вяземского краеведческого музея из воспоминаний внучки Тита Николаевича Третьяка Оксаны Мурашкиной

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *