"Разрешаем отправиться с первым поездом…"
![klahkov150253.jpg](http://vzm-vesti.ru/wp-content/uploads/2021/04/klahkov150253.jpg)
Уникальный документ найден в архивах вяземского локомотивного депо. Он рассказывает о важном этапе электрификации железной дороги.
Его обнародовал представитель династии железнодорожников, машинист тепловоза Степан Мазур. Вместе с коллегами в пункте подмены локомотивных бригад наводили порядки в комнате, где несколько лет хранятся ненужные вещи и старые документы. Среди них оказался официальный документ — разрешение на отправление 29 декабря 2000 года первого поезда по электрифицированному участку Бикин-Губерово.
— Этому историческому событию предшествовало ещё одно, — рассказывает Степан Мазур. — Также под новогодние праздники в 1999 году от станции Хабаровск-II до станции Вяземская отправился первый поезд на электротяге. Его вёл машинист Анатолий Егорович Коршунов.
Позже была открыта новая страница в электрификации ещё одного участка Дальневосточной железной дороги, чтобы в перспективе «замкнуть» цепь, которая уже позволила увеличить скорость движения и грузоподъёмность составов на всей ДВЖД.
Право проведения первого поезда на электрифицированном участке Бикин-Губерово было доверено лучшему по профессии. Почётную миссию поручили машинисту Евгению Фёдоровичу Клачкову и помощнику машиниста Сергею Анатольевичу Гуцу. К сожалению, официальный документ, составленный хабаровскими специалистами дороги того времени, имеет фактические ошибки. Ошиблись в написании фамилии Евгения Фёдоровича и «дали» другое отчество Сергею Гуцу. Об этом нам рассказал участник событий Евгений Клачков, когда передавал документ в Вяземский краеведческий музей им. Н.В. Усенко в раздел истории железной дороги. Для сохранения исторической достоверности в музее составлена пояснительная запис-ка с необходимыми уточнениями.
«Разрешаем отправиться с первым поездом по электрифицированному участку Бикин-Губерово», — читаем в документе. Подписи начальника Дальневосточного ордена Октябрьской Революции железной дороги А.А. Стрельника и председателя дорпрофсожа А.С. Макаренко.
— На локомотиве ВЛ 80с с «зеркальным» номером 272 бригада повела пассажирский состав после торжественного митинга, — так вспоминает исторический рейс Евгений Клачков. — В кабине электровоза за действиями машиниста и помощника наблюдали два хабаровских инструктора и заместитель по эксплуатации локомотивного депо В.И. Шашкун. «Тогда мы выполняли регламент», — ответил Евгений Фёдорович на мой вопрос о том, что думали в тот момент, о чём говорили. Это был второй рейс локомотивной бригады. Первый раз по этому маршруту Клачков и Гуцу проехали накануне, 28 декабря, с вагоном лабораторно-контактной сети, специалисты которого произвели автоматизированный контроль параметров контактной подвески.
Е.Ф. Клачков и С.А. Гуцу трудились в одной бригаде с 1996 по 2006 годы. После — Сергей Анатольевич самостоятельно работал машинистом. Евгений Фёдорович продолжает трудиться на дороге дежурным депо.
Сейчас невозможно представить железную дорогу без электротяги. Вместе с её приходом заметно улучшились условия труда для локомотивных бригад. Значительно возросли объёмы грузоперевозок, и увеличились скорости прохождения пассажирских и грузовых составов. История развития дороги никогда не стояла на месте, её локомотивом всегда были и остаются замечательные люди. Такие, как Сергей Анатольевич Гуцу, который, к сожалению, недавно ушёл из жизни. Как лучшие машинисты, кому доверили открывать движение первых электрифицированных участков дороги — Анатолий Егорович Коршунов и Евгений Фёдорович Клачков. Как Степан Мазур и другие молодые работники дороги, благодаря которым не прерывается связь поколений и цепочка исторических событий.