Спасём сержанта Мурата

murat.png

В конце прошлой недели на странице «Вяземских вестей» в Инстаграме взрывной волной разошлись комментарии по ситуации с одиноким тяжелобольным человеком в селе Красицком. Сегодня мы публикуем подробности этой истории.

Родом из СССР

В селе Красицком в самом начале улицы Интернациональной есть дом, вернее даже полдома, во дворе которого нет ни полена дров. Здесь живет одинокий инвалид с парализованной после инсульта рукой. У него не только рука не работает, он и ходит еле-еле, с трудом опираясь на посох, дальше своего двора он уйти не может. Мурат Юваш (так он произносит свою фамилию) живет совсем один в нашем мире, семьи у него нет. Собственно и статуса инвалида у него нет, ведь он не проходил для его получения медкомиссию. Нет у него и официальной Родины, так как нет у бывшего жителя Советского Союза российского гражданства. Поэтому нет у него ни пенсии, ни медицинской помощи. Ничего у него нет, кроме старых стен бывшего совхозного дома.

Мурат родом из Узбекистана, вернее, из Узбекской союзной социалистической республики, какой она была в 1964 году во время его рождения. В Ташкентской области тогда было много совхозов, в одном из которых он родился. После окончания школы, в которой он научился грамотно писать по-русски, Мурат, как и многие его ровесники в те времена, поступил в профессионально-техническое училище, получил специальность тракториста. «В детстве у меня все было хорошо, — говорит Мурат, — а потом, еще при Союзе, в 1982 году, меня призвали в армию».

Про армию

Про армию, похоже, у Мурата самые лучшие воспоминания. «После призыва учебка у нас была в Узбекистане, в Черчике, трудно там было. А потом в Тэджен отправили, Таджикистан это, оттуда за речку в Кандагар уходили, армия наша там стояла». Мурат рассказывает, что в Тэджене служил в расположении десантно-штурмовой бригады (ДШБ), их 40-я армия входила в состав ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Может быть, с тех времен у него осталась привычка называть Советский союз сокращенно — Союзом, как это было принято тогда у наших военных, служивших за границей… Документов, подтверждающих его армейские воспоминания, у Мурата нет, как нет и никаких других документов.

По его словам, в 1984 он не уволился в запас. Съездил в отпуск домой, под Ташкент, а потом остался на сверхсрочную, ведь такого понятия, как контрактник, тогда еще не было. Мурат рассказывает, что служил в армии до 1998 года, причем в последние годы в истребительном полку на Красной речке, по контракту. Не совсем понятно, почему же у него не было при этом российского гражданства, но после тяжелого инсульта без серьезной медицинской помощи человек может просто потерять способность правильно ориентироваться. Но он четко помнит свое воинское звание: «Сержант».

Жизнь до и после болезни

Мурат рассказывает, что раньше, в другой жизни, у него была семья — жена и двое детей. «Жена мне все время говорила, что или она с детьми или армия, требовала, чтобы я ушел на гражданку», — вспоминает он о том времени. В конце 90-х, как он говорит, по инициативе теперь уже бывшей жены оказались они в Красицком. Работал он тогда трактористом в «Амурской жемчужине», многие, наверно, помнят еще это исчезнувшее сельхозпредприятие. Потом, говорит, работал немного в «Агро-бизнесе», пока не закрылось. Когда сельхозпредприятий не стало, вспоминает, что нанимался на лесозаготовки.

Вот уже не первый год, как он живет после тяжелого инсульта, работать уже давно не может. Говорит, что когда его совсем скрутило, жена от него ушла, развелась с ним заочно. Работники соцзащиты отправили его тогда в центр социальной адаптации в Хабаровск, была надежда, что ему там помогут с получением гражданства. Но в итоге Мурата привезли обратно в Красицкое, и все осталось без изменений. Питается он давно уже только тем, что ему приносят неравнодушные люди, таких в Красицком совсем мало. «Ко мне Оля часто приходит, еду приносит, иногда еще одна женщина», — перечисляет он краткий список своих благотворителей.

Пути спасения

Мурат никому не жалуется, возможно по этой причине о нем мало кому известно. Только в конце прошлой недели о его положении случайно узнала заместитель главы администрации района Лариса Гордеева. Так получилось, что организаторы очередной белорусской ярмарки передали в администрацию пакеты продуктов для благотворительности. Встал вопрос, кому их передать. И от кого-то из работников социальной защиты населения прозвучало имя Мурата. «Это ужасная ситуация, человек оказался один на один со своей бедой. С работниками социальных служб мы сегодня пошагово определили меры, которые нужно предпринять для оформления гражданства, после чего этот человек сможет получить государственную поддержку. Первый шаг — это прохождение медицинской комиссии в Хабаровске для пока только временной регистрации, после этого он сможет получить некоторые виды социальной помощи. И только после этого можно будет заниматься оформлением гражданства», — сказала Лариса Ивановна кор-респонденту «Вяземских вес-тей» после встречи с Муратом.

Для того, чтобы Мурат Юваш стал гражданином России, неравнодушным людям нужно вместе собрать для начала около шести тысяч рублей для прохождения обязательной медицинской комиссии в Хабаровске на улице Воронежской. Во многочисленных комментариях этой ситуации в Инстаграме много возмущенных голосов наших жителей: «А у нас что, не осталось государственных медучреждений, где проходят медкомиссии? Что в вяземской больнице нет специалистов? Неужели человеку с другим гражданством нельзя бесплатно организовать медпомощь?»

О законе совести

Авторы этих гневных возмущений забывают, что в любой государственной больнице, в вяземской в том числе, для получения медицинской помощи нужно предъявить медицинский полис и паспорт. При этом за медицинскую комиссию, для трудоустройства, например, тоже нужно платить. Для получения временной регистрации нужно пройти специальную медкомиссию и обязательно в Хабаровске, в определенном для этого медицинском учреждении. Есть у нас бюрократические правила, и нравится нам это или нет, никуда от них не денешься, нужно выполнять.

Заместитель главы администрации Вяземского района Лариса Гордеева после встречи с Муратом уже определила, кто сможет отвезти его в Хабаровск на медкомиссию после того, как будут собраны средства для этого. Естественно, всем нужно понять, что раз человек без гражданства, то ни о каких бюджетных деньгах не может быть и речи. Помочь могут только благотворительные взносы. В читательских откликах в Инстаграме много и таких, чьи авторы возмущаются безынициативностью сельской власти в Красицом, в том числе, депутатским корпусом. В самом деле, больной одинокий человек замерзает и голодает, и всем все равно. Нет у него гражданства — и как бы нет и человека, ведь по закону об исполнении полномочий никто за него не отвечает. А закон совести не для всех обязателен к исполнению. Кстати, почти никто из бичующих власть комментаторов не предложил свою помощь Мурату.

Редакция газеты «Вяземские вести» начинает сбор средств для того, чтобы нетрудоспособный Мурат прошел медицинскую комиссию в Хабаровске для дальнейшего получения временной регистрации. Всем неравнодушным людям просьба обращаться в редакцию, тел. 3-15-08.

Ирина Карапузова

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *