"Белая Русь"

zamok.jpg

Прошло уже больше года, но закрываешь глаза и ты опять в этом непуганном крае социализма… Бескрайние поля пшеницы, кукурузы, овса и прочей сельхозпродукции не оставляют места для сорняков, полыни, ковыли, так бушующих на просторах России… Такое чувство, что ты вернулся в детство, 70-80 годы XX века. Вокруг всё работает — колхозы, совхозы, лесхозы, предприятие ЖКХ без всяких управляек, горгазы, дома быта и прочее, то, что мы, россияне, оставили в том далеком двадцатом веке.

Я в Белоруссии! Проснувшись утром в поезде Москва — Слуцк, вижу в окне ухоженные леса, похожие на парки, вдоль дороги на обкошенных опушках невиданное количество грибов, а на дворе октябрь! Так и захотелось выпрыгнуть, прихватив лукошко. Кажется, этим осенним днём даже солнце в этом краю светит ярче и теплее.

Супруга брата — белорусска и, выйдя на пенсию на Камчатке, они вернулись в этот чудесный край партизанских троп.

Слуцк — небольшой городок с 850-летней историей, 100 км от Минска на юг. Сегодня его население такое, как в Вяземском, в лучшие его годы развития -70-е. Слуцк окружён множеством деревень и селений — отделений совхозов. И днём, и ночью в эту пору на полях грохочет огромная сельхозтехника местного Белоруса, убирается урожай, закладывается будущий.

Но в том, что богатство Белоруссии не в огромных снопах сена и пятиметровых кучах сахарной свеклы, сытых коровах, пасущихся на лугах, я поняла в первый же день. Их богатство — это люди — простые, доброжелательные, открытые…

На сельскохозяйственном рынке, выбирая поздние яблоки и груши (в это время в садах еще много фруктов), я обмолвилась, что живу в Хабаровском крае. С каким радушием отнеслись ко мне люди! Сочувствовали нашим холодам, отдаленности. «А у меня брат всю жизнь прожил в Благовещенске!», — воскликнул один из продавцов. «Да, это наши соседи!», — ответила я. Они желают всех благ всем дальневосточникам. В центре городка павильон фабрики «Коммунарка», лучшие конфеты Белоруссии. Пока я набирала по 200 граммов (цены кусаются) разных сладостей, собралась очередь покупателей, недовольных этим. Но когда узнали, что я с Дальнего Востока, каждый стал советовать, какие повкуснее купить, ведь они изготовленны из натурального сырья. Это было так здорово!

Поэтому плакаты по городу «Россия — Беларусь — Дружба» воспринимались мною после этого реально…

Но сразу скажу так, дружба дружбой, а табачок врозь…

Рубли России на всей территории Белоруссии не используются. И уже давно нет никаких «зайчиков», их бывших рублей. На мой приезд один белорусский рубль — это 22 российских. Так что везде не ленись — умножай. И обменять деньги можно только в сберкассах. Причём, которые не работают в субботу, воскресенье… Без белорусских рублей даже стакан чая не купишь. Политика в этом случае у государства жёсткая. Такая же, как и с чёрными риэлторами, и прочей нечистью. Так, разрешились жестко дела трех молодых «ушлых». Чтобы другим неповадно было, об этом писали во всех газетах. Обман стариков, их убийства, перевозили из квартир в халупы, а квартиры отжимали себе. Сотни свидетелей, открытый суд, вина доказана. Приговорены к высшей мере наказания.

Да, цены на квартиры, например, в Слуцке, немаленькие. Так, трёхкомнатная без ремонта стоит три миллиона российских, но коммуналка летом одна тысяча, зимой — три тысячи (нашими).

Удивили цены на заправках. Не имея своей нефти, Белоруссия продает бензин своим по такой же цене, как у нас. Высчитывала рубль в рубль. Помните, в Вяземском ярмарки белорусских товаров. Друзья, не удивляйтесь ценам. У них тоже всё дорого. Есть, конечно, и колбаса копчёная, с отходов производства, а та, что получше, 12-17, то и 20 рублей. Умножьте на 22. Конфеты — 15-20 рублей коробка, килограмм 15-20 рублей.

Одно радует, на всех производствах этого государства по-прежнему действует система ГОСТов. Кто постарше, меня поймут, то есть вся продукция из натурального сырья. Продавцы в магазинах не знают, что такое восстановленное молоко. Молочные заводы построены рядом с молочными фермами. Вкус совершенно иной. Сразу вкус сгущёнки «Рогачёв» вспомнила. Это лучшая в Белоруссии и самая натуральная, а зефир — представляете — из настоящих яблок!

Практически нет химических добавок, а мясо…! Поверьте, я видела животных сытых на полях. Да простят меня вегетарианцы. В селах там выгодно держать хозяйство. На даче, где живёт летом брат с семьёй, больше 100 кур, гусей, уток. Это бывшее отделение совхоза, остались только пожилые. Ездит автолавка, мусоровозка, вода в колонках. Зимы тёплые, одно удовольствие держать скотину. Корма, особенно осенью, недорогие, в каждом колхозе свой комбикормовый заводик. Если работаешь, то ещё дешевле для своих. Ну, а для ленивых, зимой дороже намного.

Для селян строятся комфортабельные коттеджи, скромные, но просторные с водопроводом и газовым отоплением. Хорошо работаешь — получаешь жилье. Тунеядцев здесь не любят. Слова тёщи и брата о том, что плохие работники собирают камни, я восприняла, как философствование «Время собирать камни». Оказалось, всё намного проще, не желающим работать в колхозе, выдают ведра, и иди собирай булыжники на полях, чтобы избежать поломок техники. «Белорусы» — тракторы хоть и мощные, но камни для них — враг. До сих пор не могу понять, как эти великаны обпахивают до сантиметров столбы и огороды сельчан. По итогам посевной можно получить в подарок легковушку.

Интересно, но день моего приезда совпал с приездом в колхоз, где дача брата, Лукашенко. До этого два дня над полями кружил вертолёт. Все уже знали, батька осматривает поля. Ох и досталось же директору колхоза за подтопленные участки. С мелиорацией в Белоруссии строго. Ещё одно сходство с Россией — за неделю покрасили все заборы, а кое-где даже отремонтировали на центральных улицах к приезду батьки. Вечером того же дня, по всем каналам смотрели визит батьки в колхоз, «разнос» чиновников. А тёща Валентина комментировала кто-где, даже ее подруги «засветились».

Нам посмотреть батьку не довелось. Возле каждой калитки дежурил милиционер, а на дорогах — ДАИ (державная автоинспекция). Кстати, страховок и доверенностей у белоруссов и их гостей не требуется. Попал в аварию, сам виноват. И ещё, огород больше трех лет не садишь, забирают землю.

И, конечно же, я потянула брата в лес, красота… Грибов море, идёшь в тапочках, а ноги утопают во мху. Проведены санитарные рубки, но не так как у нас. Убирают буреломы и большие деревья. Грех сказать, но партизан понимаю. Если бы не немцы, то здесь был бы идеальный отдых на природе. Спустя десятки лет ужасно смотреть на огромные воронки, из которых в два обхвата выросли ели, здесь же — заброшенные землянки и соединительные ходы между ними. Иногда воронка прямо в метрах от землянки. Страшно…

Отношение к войне у белоруссов понятное, ведь именно здесь зверствовали фашисты, видя сопротивления.

В том доме, где дача брата, семья Валентины прожила всю жизнь, её отец своими руками строил. Первые немцы, которые зашли в деревню, по словам тёщи, отнеслись к жителям более менее спокойно, а потом шли каратели, они жгли всё на своём пути. Немцы убегали в 1944, оставив сложенные в соломе фарфоровые чашки со свастикой на дне каждой. Теперь это передаётся как трофей в семье.

И сегодня в доме русская печка, на которой грелись фашисты. Сохранились обожженные войной тополя у дома, в два обхвата, с гнездами журавлей, прилетающих ежегодно на родину растить детей. Это всё она, белорусская земля, теперь это другое государство…

То, что Европа рядом, я поняла сразу, как только увидела вдалеке на высоком холме огромный средневековый замок «Мирский». Это наследие ЮНЕСКО. Огромное количество туристов, и как везде, большинство из них — китайцы. Красота, конечно, величественная — рвы,озёра, парки, бархатные залы для балов и комнаты для пыток в подвалах…

По прекрасной осенней погоде побывала я и в находящемся на территории Слуцкого района Несвижском замке 1583 года. Как и в Мирском, ярко-желтые клены с красными листьями посажены вдоль аллей парка. Огромные залы, доспехи воинов, платья знати. Можно примерить и сфотографироваться. Неплохо жили феодалы под Польшей. Сотни слуг обслуживали одну семью. Охота, в залах трофеи, зимние сады, очень интересно.

Все поля вокруг принадлежали этим господам, крупнейшим землевладельцам. Сегодняшние белоруссы, конечно, не живут, как челядь тех господ 14 века, но и никак те господа. Зарплата, например, колхозников, как и в России в восьмидесятые — копеечные. Хватает только на самое необходимое. Выбор в магазинах и продуктовых, и промтоварных небогат. Цены кусаются. Так, хорошие зимние сапоги -12-15 тысяч российских, а пальто все 10.000, даже носки 150 руб, полотенце 900 руб, ночнушка 750. Да, всё натуральное… но когда 5-7 тысяч зарплата, то…

К Лукашенко можно относиться по-разному. Для старшего поколения он — батька, для молодёжи — самодур. Кто поактивнее, уезжают на заработки. Видят московские зарплаты и думают, что мы в регионах также получаем. Хотят, чтобы стотысячные зарплаты были и у них в Белоруссии, от того и высказывают недовольство властью. Они еще не понимают всю сущность грабительской приватизации. Ведь только у них предприятия, заводы, фабрики в руках государства, не частные. Даже спиртное — в ведении государства, сохранены все структуры здравоохранения, образования, культуры, сельского хозяйства. Да, это совсем маленькая страна, но ведь могут жить без химии и ГМО.

Не уважаю водку, но она в Белоруссии отменная, натурпродукт. Без добавления китайского спирта. И ещё, на время уборочной запрет везде на торговлю спиртным. «И жалуйтесь хоть в ООН», — сказал Лукашенко.

Сегодня можно долго спорить о политиках и политике родной республики, а теперь соседнего государства, но скажу одно — белоруссов и россиян соединяет кровное братство. И мы будем это помнить всегда, ведь это Белая Русь.

Елена Бурдинская

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *