Партизанская база в Котиково

dom050228.jpg

Целый век прошёл со времени японской интервенции на Дальнем Востоке.

В смутное время Гражданской войны, когда власть переходила от одной противоборствующей стороны к другой, когда все было так неустойчиво, японские войска вошли на дальневосточные окраины бывшей Российской империи явно не с миротворческой миссией. Утвердившись в то время на южном Сахалине и Курилах, власти этой страны рассматривали дальневосточные земли как свои северные территории. В ночь с 4 на 5 апреля 1920 года почти во всех городах Дальнего Востока произошли японские выступления. Под видом учений они заняли выгодные стратегические позиции, город Хабаровск тогда был обстрелян из артиллерийских орудий. Сохранилось много архивных документов, подтверждающих факты японской агрессии на нашей территории.

В Вяземском районе, как и по всему краю, и в соседнем Приморье один за другим создавались партизанские отряды, наши люди не стали терпеть непрошенных гостей. Свою роль сыграло еще и то, что было очень много мужчин, вернувшихся с Первой мировой войны, их боевой опыт пригодился в партизанской войне с японскими интервентами. В селе Котиково до сих пор сохранился дом, где сто лет назад жила семья Павла и Ольги Бей. В этом доме по ночам проходили партизанские «планерки», а жена хозяина пекла хлеб для партизан. Журналистам «Вяземских вестей» его показала учитель истории сельской школы Наталья Петровна Сакриева.

Вообще, эту учительницу смело можно назвать хранителем истории родного села. Она знает о котиковском прошлом много и о событиях столетней давности рассказывает так, как будто сама была их свидетелем. «База партизан была в верховьях реки Аван, там было много наших котиковских жителей», — делится подробностями Наталья Петровна. Она называет фамилии, которые и сейчас на слуху в районе — Хмелевский, Авдейчик, Писаренко, Шульга…Но отдельный разговор заходит о Василии Кураче. Партизаны тогда вели «рельсовую» войну, успешно ограничивая продвижение интервентов по железной дороге, а также взрывали мосты, склады боеприпасов, нападали на японские блок-посты, никак не давали интервентам жить спокойно.

Василий Курач, как один из самых активных партизанов, был хорошо известен японцам, они собирали разведданные. Наталья Петровна Рассказывает, что, когда он погиб, товарищи его хоронили тайно на местном кладбище: «Они постарались новое захоронение замаскировать под старое, так как японцы искали могилу партизанского героя и хотели с ним расквитаться даже после его смерти». История не сохранила фотографии легендарного красного партизана, известно лишь, что на момент гибели ему было всего лишь 24 года. Он воевал в отряде известного партизанского командира Александра Погорелова. По воспоминаниям очевидцев, Василий Курач погиб, когда шел с донесением с партизанской таежной базы в Котиково.

За могилой отважного партизана уже сто лет ухаживают местные жители. Сейчас этим занимаются Наталья Петровна со своими учениками. Кстати, могила партизана является историческим памятником регионального значения.

Ирина Карапузова

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *