Из машинистов — в артисты и обратно

teatr030310.jpg

Старожилы города Вяземского помнят о том, что когда-то завзятыми театралами у нас были железнодорожники.

«Наталка Полтавка» на новой Родине

А начиналось все с маленьких самодеятельных театров на станциях ДВЖД. Украинский драматический театр в самом начале 20-го века был и на станции Вяземская. Почему украинский? Да потому что после появления железной дороги к нам в Хабаровский край и Приморье поехало очень много переселенцев из перенаселенных южных губерний Российской империи, из Малороссии. Паровозы тянули на другую окраину России вагоны не только с крестьянами, но и с образованными людьми, специалистами, которые ехали сюда за хорошей работой и высокой зарплатой. Украинский язык зазвучал тогда и на ст. Вяземская, а вместе с ним сюда пришла и украинская культура — стиль одежды, песни, стихи, литература и драматургия.

Уже к пятому году 20-го века на станции Вяземская, как и на других, вместе со школой для детей железнодорожников было построено здание Общественного собрания — это примерно то, что потом стало называться клубом или Домом культуры. Здесь сразу же обосновались местные театралы. Они привезли с собой в дальневосточную тайгу любовь к театру из культурных центров южной России и, как видно, были полны желанием не только заработать, но создать на новой родине душевный островок покинутой Украины. И в 1915-м году в здании станционного Общественного собрания с аншлагом прошла самодеятельная постановка пьесы Ивана Котляревского «Наталка Полтавка» на украинском языке с музыкой, песнями и танцами. Артистами стали инженеры, учителя, военные из местного гарнизона, служащие станции и их жены.

Можно только представить, как были счастливы эти люди, имена которых не сохранила история, когда они сами смогли сотворить свой театр! А еще, в то же время они разбили сквер возле казарм железнодорожных войск. В этом сквере были цветники, скамейки, тропинки, площадка для духового оркестра и, не поверите, фонтан. Это сейчас в Вяземском фонтана нет, а в 1915-м году был. Где-то далеко, в окопах Галиции и Польши гремела Первая мировая война, русский генерал Брусилов готовил свой знаменитый прорыв, а на станции Вяземская по вечерам горели электрические фонари, играл духовой оркестр, журчал фонтан, и меж цветов прогуливались парочки, говоря о театре.

Смутное время революции и гражданской войны не оставило достоверных источников о театральных пристрастиях местных железнодорожников. Но точно известно, что в конце 20-х годов на Вяземской снова был украинский драматический театр, теперь уже при клубе железнодорожников. В этом коллективе был и украинский народный хор под руководством А.Н. Михеда. В Вяземском краеведческом музее хранится фотография, подписанная 1927-м годом. И на ней мы видим колоритный коллектив в украинских национальных костюмах. В музее не сохранилось информации о преемственности двух творческих коллективов, и неизвестно, был ли в вяземском украинском хоре 1927-го года кто-нибудь из украинского театра 1915-го года. Известно только, что к тому времени местная театральная публика в духе революционных лет переместилась в здание церкви, где уже был открыт клуб.

Новая эра Анны Кузьмич

Новая эра на театральной сцене станции Вяземская началась в 1936-м году, когда из Приморья сюда приехала актриса Анна Васильевна Кузьмич. Тогда же эта девушка была принята на работу в клуб железнодорожников, которому суждено было в недалеком будущем прославиться своим народным театром. Военные и послевоенные годы не оставили никаких следов в истории вяземского железнодорожного театра. В музейных папках первые вырезки из газет об успехах местных театралов под руководством Анны Кузьмич датируются 50-ми годами. И достоверно известно, что в 1959-м году за спектакль «В поисках радости» по пьесе Виктора Розова самодеятельный коллектив вяземского клуба железнодорожников получил звание народного театра.

После этого еще больше десяти лет игре вяземских железнодорожников рукоплескали зрители в лучших театральных залах Хабаровска, а также в клубах станций ДВЖД, куда самодеятельные артисты вместе со своим талантливым режиссером часто приезжали на гастроли. Конечно, этот коллектив отошел от канонов первого вяземского украинского театра. Анна Васильевна ставила пьесы современных, популярных в то время драматургов. Не обходилось и без требований времени, так, на фестиваль в Москву вяземцы повезли спектакль «Секрет успеха» — о новаторстве на железнодорожном транспорте. Но украинская тема не сходила с вяземской сцены, ее литература, драматургия и фольклор всегда оставались в репертуаре. Коллектив выезжал на маленькие линейные станции, в колхозы, и всегда там звучала украинская песня.

По оригинальной национальной одежде, оставшейся в семьях от украинских переселенцев, вяземские артисты шили сценические костюмы, а такая модная в 50-х — начале 60-х годов вышивка повторяла все узоры далекой Малороссии. В те годы радовали людей выступления рабочего паровозного депо Дорофея Коваленко и его жены Вассы, коменданта депо Мефодия Криворучко и бригадира пути Марии Заики, коменданта технической школы Семена Ревенко, а также еще многих других железнодорожников. Различные документы с их именами хранятся в запасниках Вяземского краеведческого музея им. Н.В. Усенко. А фотокорреспондент районной газеты «Ленинский путь» А. Горбулев оставил для нас газетные фотоснимки, на которых мы видим людей, счастливых от своего творчества, от того, что они дарят это творчество людям.

В начале 70-х годов народный театр клуба железнодорожников стал постепенно уходить со сцены. Его нишу на выездных выступлениях по селам стали занимать агитбригады из построенного недавно районного Дома культуры, и уже в нем стал рождаться новый, уже совсем другой народный театр. Анна Васильевна Кузьмич, которая смогла раньше объединить всех вяземских театралов, к этому времени ушла работать с детьми в Дом пионеров. Ушли на покой артисты ее театра. А вот украинская песня в Вяземском районе все еще жива. Нет-нет, да вдруг и зазвучит она где-нибудь в сельском клубе или на семейном застолье. И услышишь тогда что-нибудь про любовь дивчины и вишневый садочек, про ширь Днепра и бездонное небо над степью. Иногда их поют совсем еще молодые люди, которые даже не знают всех слов в переводе. Может быть, это отголоски той культуры, которую так вдохновенно сохраняли вяземские железнодорожники прошлых лет.

Ирина Карапузова

По материалам

Вяземского краеведческого музея и хабаровского историка, краеведа Ларисы Владимировны Корневой. Фото из архивов Вяземского краеведческого музея
Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *