В тройке лучших по профессии
![dolgai.jpg](http://vzm-vesti.ru/wp-content/uploads/2020/02/dolgai.jpg)
В хабаровском Центре управления работы железнодорожных станций конкурс на лучшего дежурного по станции проходил в последних числах декабря. Профмастерство специалистов участков дороги Хабаровского края и Еврейской автономной области оценивала серьёзная конкурсная комиссия: начальник отдела кадров Илья Алейников, начальник хабаровского Центра Артём Багдасарян, начальник отдела безопасности движения и охраны труда Алексей Ольховой.
Как признаётся Наталья Евгеньевна, несмотря на большую конкуренцию и многочисленные конкурсные задания, волнения она не испытывала. Уверенность в своих силах и знаниях позволили занять почётное третье место.
«Приятно было оказаться в числе победителей, — рассказывает о своих впечатлениях Наталья, — тем более, что первое и второе места заняли дежурные таких больших станций, как Кругликово и Биробиджан», — не без гордости говорит она о своём профессиональном успехе.
Наталья Долгая за большим пультом управления станцией с многочисленными рычагами и сигнальными лампочками сосредоточена и спокойна. Без малого восемь лет работы в должности дежурного — это и определённый опыт, и окрепшее убеждение в правильности выбранного пути.
Детская мечта Наташи носить красивую железнодорожную форму не случайна. Папа Евгений Михайлович и мама Ирина Георгиевна Липаревы познакомились и поженились «на дороге». Они оба были проводниками пассажирских перевозок. И хотя дочка не видела их по две недели и даже по месяцу, когда те уезжали в длительные командировки, желание работать на железной дороге только укреплялось. Дни разлуки с родителями она проводила с бабушкой Антониной Матвеевной. Вечерами с работы возвращался дед Василий Иванович, он трудился в колесном цехе вагонного пассажирского депо.
После окончания школы Наталья самостоятельно приняла решение и поступила в профессиональное железнодорожное училище №16. Получила профессию оператора по обработке проездных документов. Квалификация позволяет работать билетным, багажным кассиром, приемосдатчиком груза и багажа, проводником пассажирских вагонов. Три года, как и родители, Наталья Евгеньевна обеспечивала комфортный проезд пассажиров в поездах дальнего следования, а после решила изменить направление деятельности.
«Я поехала в отделение дороги и сказала, что хочу работать у них. Мне всегда было интересно, кто руководит прохождением поездов, как устроена эта работа, — рассказывает она о переломном моменте в своей судьбе. — Через полгода мне позвонили и взяли дежурным по железнодорожной станции Дормидонтовка».
Заочно Наталья поступила в Хабаровский техникум железнодорожного транспорта по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте». А поскольку супруг Натальи Александр родом из села Красицкого, переехали на его малую родину. Александр Николаевич тоже трудится на железной дороге.
«Я попала в хороший коллектив, — вспоминает Наталья первые дни работы в новой должности. — На станции Дормидонтовка у меня был замечательный наставник — Лилия Лынова. У нее я переняла практические навыки. Сейчас хочется сказать большое спасибо ей за большое терпение. Важно, чтобы в самом начале рядом с тобой оказался грамотный наставник. Ведь, что он в тебя заложит, так ты и будешь работать».
И сейчас Наталья признательна судьбе за то, что работает в дружном коллективе под руководством начальника станции Дормидонтовка Александра Иванова. «Коллектив молодой, активный, со свежей головой, работать с коллегами приятно и легко», — рассказывает собеседница.
Наталья Долгая, несомненно, любит дело, которым занимается. Но при этом отмечает, что не каждый способен работать дежурным. Грамотный подход к профессиональным обязанностям, уравновешенность, выдержка, умение правильно поступать в нестандартных ситуациях, стрессоустойчивость, — этими и другими качествами должен обладать дежурный по станции. Нередко приходится принимать быстрые решения, контролировать ситуацию. В работе её привлекает взаимодействие с различными службами железной дороги. Данные о прохождении поездов передаются на соседние станции. Дежурный тесно работает со смежными службами ШЧ, ПЧ, электромеханиками СЦБ. С дежурным по станции свою работу согласовывают путейцы.
Наталья Евгеньевна, как и другие её коллеги на небольших станциях, встречает и провожает поезда. И хотя на дороге уже многие процессы автоматизированы, дежурный по-прежнему выходит к поезду с белым сигнальным знаком в руке, что означает «движение на проход». «Следуя инструкциям, мы проводим внешний осмотр проходящих поездов. Обращаем внимание на кузов вагона, на подвагонное оборудование, автосцепное устройство», — говорит об этом дежурная.
В ближайшей перспективе Наталья Долгая планирует получить высшее образование. Диплом даёт шансы на дальнейший карь-ерный рост. Но, несмотря на то, что родилась и выросла моя героиня в Хабаровске, покидать свою небольшую и уже любимую станцию Красицкий у неё нет никакого желания.
Светлана Ольховая