Помогают жить на свободе

incpekcia.jpg


В этом году исполняется 100 лет со дня образования уголовно-исполнительной инспекции. О том, как работает эта служба в Вяземском районе, наш разговор с её руководителем Мариной Шуруповой.

— Марина Борисовна, расскажите подробнее о видах наказания, которые исполняет ваша инспекция.

— В последние годы в судебной практике все шире применяются виды наказаний, альтернативные лишению свободы. В связи с этим наша инспекция следит за тем, чтобы люди исполняли назначенные судом реальные меры наказания. Такие, как обязательные и исполнительные работы, ограничение свободы, запрет заниматься определёнными видами деятельности или занимать определённые должности. Также мы осуществляем контроль за условно осуждёнными гражданами, находящимися на испытательном сроке, таких людей у нас 80% от общего числа состоящих на учёте. Всего за год через нашу инспекцию проходит около 400 осуждённых.

Первоочередная задача сотрудников уголовно-исполнительной инспекции заключается в том, чтобы помочь осуждённым встать на путь исправления, адаптироваться в обществе — найти работу, получить профессию, восстановить документы для трудоустройства или получения социальных выплат и так далее. Каждые полгода к нам приезжает из Хабаровска штатный психолог, оказывает осуждённым психологическую помощь, тестирует их. Мы оказываем им юридическую, наркологическую и иную помощь при необходимости составления заявлений и ходатайств, оформления документов или прохождения лечения от наркотической зависимости. И все это абсолютно бесплатно.

— Сколько сотрудников работает в инспекции, удаётся ли справляться с таким внушительным объёмом работы?

— Наш коллектив небольшой, в нём всего трое сотрудников — это начальник (со мной вы уже знакомы), старший инспектор Святослав Ежеля и инспектор Евгения Бражевская. Все мы работаем в уголовно-исполнительной системе более 10 и 20 лет, а это богатый профессиональный опыт. При том, что служебная нагрузка повышенная, со всем удаётся справляться. По сравнению с другими инспекциями Хабаровского края наша — одна из лучших, сотрудники неоднократно поощрялись на региональном и федеральном уровнях.

— С какими сложностями вы чаще всего сталкиваетесь в работе?

— Самая глобальная проблема — это непростая ситуация с трудоустройством осуждённых в связи с кризисным экономическим положением в районе. Далеко не всем после освобождения удаётся найти работу, а ведь многим из них тюремный срок заменяют на более мягкий вид наказания — исправительные работы. И здесь главное условие — трудоустроиться. Нам приходится вести долгие непростые переговоры с руководителями предприятий и организаций, чтобы они взяли к себе наших подопечных и оформили хотя бы срочный трудовой договор.

Осуждённых неохотно берут предприятия не только из-за сомнительной репутации, но и по экономическим соображениям. Ведь исправительные работы подразумевают выплату осуждённым заработной платы, а с повышением МРОТ она не может быть ниже определённого минимума. И всё же мы стараемся своих подопечных трудоустроить. Осуждённых, для которых мерой пресечения были избраны обязательные работы (это бесплатный труд на благо общества), как правило, ждут и охотно берут службы ЖКХ, администрации сельских поселений. Особенно весной, летом и осенью наши подопечные заняты на уборке, благоустройстве территорий. В прошлом году они благоустраивали улицы города, проводили покраску в парке отдыха, обустройство новой площадки для памятника Ленину.

— Какова ситуация с материально-техническим обеспечением уголовно-исполнительной инспекции?

— Материально нас обеспечивают вполне достойно. Мы имеем собственный автомобиль. Совсем скоро переедем в новые помещения, расположенные по адресу: г. Вяземский, переулок Мирный, 3, на первом этаже. Три светлых просторных кабинета выделило управление Росимущества Хабаровского края.

Для осуществления такой меры пресечения, как домашний арест, инспекция оснащена дорогостоящим электронным оборудованием. У нас в районе под домашним арестом находилось несколько человек, которые в дальнейшем были осуждены за убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, крупного ущерба государству (это вырубка леса в больших масштабах). Людям под домашним арестом запрещено покидать пределы своего жилища без разрешения или сопровождения сотрудников (помимо экстренных и чрезвычайных ситуаций). К человеку, находящемуся под домашним арестом, применяется электронный браслет (он надевается на ногу). Через систему «Глонасс» отслеживаются все его перемещения. За всё время существования этой меры пресечения (с 2012 года) у нас было всего одно нарушение — человек снял браслет с ноги без разрыва ремня. В этом случае пришлось нарушителю судом избрать меру пресечения арест и отправить в СИЗО г. Хабаровска.

Электронные браслеты применяются и к такой уголовной мере наказания, как ограничение свободы. Она предполагает невозможность осуждённого покидать место проживания в вечернее и ночное время, выезжать за пределы района без разрешения, изменять место жительства. К жителям Вяземского района также применялась подобная мера наказания.

— Состоят ли у вас на учёте несовершеннолетние подростки?

— Да, но их немного — не больше десяти человек в год встаёт к нам на учёт. Дети попадают в поле зрения уголовно-исполнительной инспекции из-за совершения краж. В 2018 году троих ребят сняли с учёта досрочно в связи с исправлением. Вплотную в этом направлении мы работаем с сотрудниками ПДН, комиссией по делам несовершеннолетних, соцзащитой. Каждого ребёнка ведём индивидуально, работаем с его родителями. Сейчас в самом разгаре операция «Подросток», в которой наши инспекторы тоже активно участвуют. Всегда держим на контроле семьи осуждённых жителей района, где воспитываются несовершеннолетние дети. Особенно пристальное внимание уделяем родителям малолетних детей, которые привлекались в ответственности за незаконный оборот наркотиков.

— Приходится ли вам заниматься оперативно-розыскной работой?

— Конечно. Мы регулярно участвуем в рейдах совместно с сотрудниками ОМВД. У нас нередко бывают случаи, когда осуждённые скрываются от контроля уголовно-исполнительной инспекции, в отношении них проводим первоначальные розыскные мероприятия: делаем запросы в больницы, морги, по месту работы, опрашиваем соседей и родственников. Чаще всего беглецов удаётся найти, и прячутся они в самых разных местах: в тумбочках, шкафах, подпольях, скрываются в лесу. Но ни одному из них ещё не удалось уйти от наказания, рано или поздно каждого находим и передаём в руки закона.

Анастасия Шубина
Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *