Поля словами не засевают

shyptar.jpg


Гость нашей редакции — известный в Вяземском районе глава фермерского хозяйства из села Глебово Анатолий Васильевич Шуптар.

— Расскажите о себе: из какой вы семьи, где учились, какую специальность получили.

— Родился в Украине в Львовской области, Турковском районе, в селе Межгирье (между горами). Отец работал заведующим клубом, мама — домохозяйка. Я предпоследний из семи детей. В простой крестьянской многодетной семье всегда занимались своим хозяйством, сами на себя работали, держали коров, свиней. Родители приучали к труду с детства. Уже с 6-7 лет я сено косил. В юности получил специальности — плотника, тракториста, механизатора.

— На Дальний Восток какими судьбами?

— С 1986 года служил в лётных войсках под Спасском в Приморском крае. После армии съездил в Украину, погостил лето и решил на Дальний Восток вернуться на заработки. Организовал бригаду, ребята приехали из Украины. Под моим руководством строили коровники на фермах в Шереметьево, Видном, Пушкино, Глебово. Это было в девяностые годы. Наша бригада из 7-8 человек трудилась примерно 10 лет. Заработки были неплохие. Так и остался здесь.

— Своё крестьянско-фермерское хозяйство с чего начинали?

— С чего всё начиналось? С двух поросят, (смеётся). — Хочу сказать, что ещё в 90-е годы задумывался открыть фермерское хозяйство. Но тогда отговорили, мол, тяжело будет, техники нет, не справишься. Потом желание пропало. А как не стало нормальной работы, вернулся в Глебово, где был собственный дом. Купил поросят, начал оформлять землю. На тот момент Глебовский совхоз уже развалился, поля пустовали, зарастали. В 2008 году оформился официально как глава КФХ. На первых порах помогали жена, дети. Свиней держал по 20 голов, 2-3 коровы в хозяйстве было. Молоко, мясо населению реализовывал. Земля всегда прокормит. Работать надо с желанием. Это сейчас пусто в деревне. А когда только приехал — огородов не найти было, до драки доходило… Сейчас же всё зарастает бурьяном. Бери, сажай — не хочу. И не хотят. Некому. Кто спился, кто ленится.

— На ваш взгляд, почему так произошло?

— Думаю, государством избалованы люди. Пособия по безработице необдуманно платили, для многих стало проще жить на эти малые деньги, чем работать. Селяне всё больше стали на магазины надеяться. Там и молоко готовое, и картошку можно купить. Вот когда рассчитываешь на свой огород и хотя бы на небольшое своё хозяйство, жить надёжнее.

— В то самое время, когда многим из бюджета выплачивали пособия по безработице, как у вас складывались взаимоотношения с государством?

— На первых порах было непросто. Предпринимательской репутации ещё не было. Первый кредит на развитие получил с трудом. Купил технику подержанную, старую. Отремонтировал. Потом, когда со временем стал приобретать новую технику, мне как фермеру начали помогать. Субсидировали примерно 50% от стоимости сельхозмашин. Так потихоньку и пошло дело.

— Как сегодня выглядит КФХ Анатолия Шуптара?

— Сейчас у нас много техники. Хозяйство большое. Земли хватает для посевной. Разница с тем, что было несколько лет назад, огромная. Сейчас и средств на развитие больше. Есть своя производственная база. Самостоятельно строим объекты. Пиломатериал свой. Лес перерабатываем на собственной пилораме.

— А что с трудоустройством земляков в КФХ?

— Я уже несколько лет работаю с механизаторами из других районов. По договору они приезжают на сезон. Качественно выполняют свои обязанности. Не пьют, не воруют. Для «вахтовиков» приобрёл жилой вагончик на 8 человек. Обеспечиваю людей питанием. По окончании сельскохозяйственных работ полностью рассчитываюсь с работниками. Претензий ни у меня, ни у рабочих ко мне нет.

Односельчан у нас в хозяйстве немного. С начала регистрации КФХ ведёт бухгалтерию Надежда Азизова. Все механизаторы универсальные. Могу отметить ответственного работника Максима Гумина, он и агроном, и механик, и водитель. Александр Пятов на тракторе, на грузовой машине и на ремонте. Сын Вячеслав на территории базы поддерживает порядок.

— Вы сам в производственной цепочке любого можете заменить?

— Конечно. Я и сварщик, и электрик, и агроном, и тракторист, конечно, и водитель. Я не сижу как начальник в кресле. При необходимости сам везде на всём работаю. Учу ребят молодых. Правда, бывает, подучишь парней, а они убегают в другие места работать…

Вы жёсткий руководитель?

— Я бы не сказал. Бывает, редко сержусь, но отхожу быстро.

— Какие качества в работниках цените?

— Добросовестность, честность.

— Анатолий Васильевич, в этом году вам присвоили звание «Заслуженный работник агропромышленного комплекса Хабаровского края». Мы поздравляем с этим замечательным событием. Что значит для вас эта высокая награда?

— Это оценка моей жизни, моей деятельности, в которую много вложено труда. Признание заслуг в сельском хозяйстве.

— Общаетесь с коллегами по цеху?

— Конечно. Делимся опытом, поддерживаем экономические связи не только с вяземскими, но и с приморскими фермерами. Покупаем семена. Иногда выручаем друг друга запасными частями. Советуемся.

— Анатолий Васильевич, в нашем районе давно обсуждается идея создания комплексного сельскохозяйственного кооператива, такого объединения фермеров, где они могли бы пользоваться единой технической, ремонтной базой. Коллективно закупать средства ухода за растениями и так далее. На ваш взгляд, насколько оправдано создание такого кооператива?

— В такой форме кооператив вряд ли нужен уже действующим фермерам. Нам достаточно такого плодотворного общения, какое имеем сейчас. У нас все нормальные самодостаточные ребята. Справляются со своими планами самостоятельно.

— Поддержка фермеров со стороны государства. Плюсы и минусы.

— То, что поддержка есть, это уже плюс, она правильная. Но по отношению к фермерам она недостаточная. Объясню. Банковские кредиты — более чем с высокими процентными ставками обслуживать тяжело. Сейчас для крестьян банки дают займы под 16,5 — 21%. Страховку тоже не забывают начислить. Банкиры своё дело делают, зарабатывают на этом.

Субсидии сложно получить. Для того, чтобы их оформить, в краевом министерстве сельского хозяйства палатку нужно ставить, так как требования порой нереальные, много документов и бумажной волокиты. Иногда собираешь бумаги, но обязательно найдётся такая справка, из-за которой субсидии лишают. Такое впечатление, что нарочно сложности создают. Вроде дают субсидию, но получить не удаётся. Из-за одного рубля, который «выскочил» по уплате налогов за предыдущие годы, когда даже предпринимателем не был, в субсидии отказали. Я этот рубль несколько раз оплатил, а он всё высвечивается, как будто я закоренелый должник. Если раньше министерство самостоятельно справки запрашивало по налогам, то сейчас мы сами их получаем для оформления субсидии. Для этого надо съездить в Хабаровск. Неделю подождать. Время ограничено. Снова с субсидией не выходит. Такие моменты у многих фермеров случаются.

Сейчас есть кредит для сельхозпроизводителей под 5% годовых. Про него много говорят, но никто не может его взять. Я три года документы собираю. Всё впустую.

— Всё же машинно-тракторный парк вам удаётся обновлять. Больше рассчитываете на свои силы?

— Изначально брал кредиты по 2-3 миллиона. Сейчас кредитными ресурсами стараюсь пользоваться меньше. Технику надо обновлять. Скупщики сои помогают. Кредитуют под будущий урожай. Собрал сою, рассчитался.

Я в Китае был, там фермерам по-другому помогают. Им предоставляют беспроцентные кредиты.

— В последние годы в Хабаровском крае много говорят о развитии молочного животноводства, предлагают фермерам увеличивать стадо КРС.

— Я сократил молочное стадо. Во-первых, молоко реализовать некуда. Во-вторых, молочное направление требует серьёзных специалистов. В селе нет людей с нужной квалификацией. Я понимаю, что можно купить мини-заводик и производить, например, масло или йогурты. Но где взять специалистов для обслуживания этого оборудования? Как говорится, кадры решают всё. Но на селе их почти нет, все разъехались. Совхозы давно развалились, людям работы не осталось, одни вахтовики да охранники…

Свиней 30 голов осталось. Держал по 70-80. Цены на качественное мясо сбили импортной свининой. Вяземцы берут то, что подешевле, от недостатка средств.

— Всё же ваше хозяйство на месте не стоит. Вы взялись за возделывание кукурузы.

— Да, сеем кукурузу на зерно второй год. Производим комбикорм, размол, есть своя мельница. Заказал новое оборудование в Новосибирске, будем делать гранулы на корм животным.

— Сегодня в хозяйствах Хабаровского края «кричащая» проблема — мелиорация.

— Это естественно. На уровне государства мелиорацией сельхозземель не занимаются последние десятилетия. А это урожайность сельхозкультур, рентабельность производства. Мы не стали ждать, приобрели свой экскаватор и своими силами начали «реанимацию» мелиоративной системы. В прошлом и в этом году осушили гектаров 200. Корчуем наросшие в каналах деревья, чистим канавы. Это сложно, но ждать больше нельзя. Мелиорация не производилась с 1974 года.

Вообще я считаю, что это государственная работа. Но приходится пока делать её самим. Как бы ни говорили о том, что есть программы по мелиорации земель, войти в них нет возможности. Много невыполнимых условий. Например, где сейчас отыскать техпаспорта, которые составлялись в совхозах на мелиоративные системы при их строительстве. Надо их восстанавливать. А сколько для этого сил и средств может понадобиться… Пока мы пользуемся землёй, будем её сами подготавливать к лучшим урожаям.

— Но ведь мелиорация — это целая наука. Со своими большими и малыми нюансами.

— Пригодился многолетний опыт использования систем. Мы знаем, где вода застаивается, там чистим. Начинаем с главных каналов. Поднимаемся снизу вверх, чтобы не скапливать воду.

— Вы воспользовались предложением государства, оформили свой «дальневосточный гектар»?

— Да, это хорошая идея. Я оформил участок под бывшей совхозной базой, где располагается технический парк КФХ. Процедура оформления земли упрощена, времени заняло немного, бегать никуда не пришлось. В МФЦ всё быстро решили.

— Что вы считаете для вашей беспокойной работы самым важным?

— Хорошая поддержка государства, доступные кредиты, чтобы можно было спокойно и плодотворно работать на земле. Остальное нам по силам.

На земле работать выгодно. Конечно, надо понимать, что в землю средства придётся вкладывать, чтобы урожай получить. Кто не ленивый, кто хочет сою выращивать или зерновые — всё рентабельно при правильном подходе. Главное — не сидеть, шевелиться, тогда смысл жизни появляется.

— Когда и как вы отдыхаете от тяжёлого физического труда?

— В последний раз уезжал из района в 2013 году. Тогда был в Украине. Хотя раньше любил охоту и рыбалку, уже лет 20 не хватает на это времени. Думаю, в работе весь мой смысл и образ жизни.

— При таком ритме не бывает депрессий, не хочется повернуться и всё бросить?

— Бывает иногда тяжело, но я не представляю сейчас, если всё это бросить, куда пойду, чем смогу заниматься. Земля силы даёт. Каждый день — это новая цель. Я всегда говорю ребятам, которые работать не хотят или кто пьёт: возьми кредит на миллион рублей, никакой кодировки не понадобится. Всё получится преодолеть. Знаете, ведь многие завидуют, мол, всё есть, на такой машине ездишь. А я говорю: не поспи ночами, поработай, будет и у тебя всё. Но люди хотят быстрых денег, ничего не делая, но так не бывает. Это очень тяжёлый труд, и голова постоянно занята тем, что делать завтра, постоянно в голове планы и мысли о том, как их осуществить.

— Что можете посоветовать начинающим фермерам с высоты своего опыта?

— Побольше целеустремлённости. Если есть желание работать — не опускайте руки, идите вперёд. Сдаваться не нужно. Трудитесь с большой самоотдачей, и тогда земля-кормилица отблагодарит.

Записала Светлана Ольховая


Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Ответов нет

  1. Дмитрий:

    Не в Украину, а НА Украину!!!!!! Не из Украины, а С Украины!!!! Запомни дядя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *