Моё слово — это кисть

cavshenko.jpg

Гость редакции Леонид Савченко — наш земляк, хабаровский художник — реалист, член краевой общественной организации Творческого союза художников России. В эти дни в Вяземском краеведческом музее работает его персональная выставка «В краю родном». Леонид откликнулся на приглашение журналистов редакции, чтобы рассказать о себе и о своём творческом пути.

— Леонид, несколько слов о детстве, семье, о том, как зарождалась мечта стать художником.

— Я родился в Вяземском в 1970 году, мои родители — украинцы. Отец Николай Николаевич, к сожалению, ушел из жизни. Он приехал в Вяземский после службы в армии. Был простым рабочим, владел многими специальностями. Трудился трактористом, механиком, выучился на помощника машиниста. Мама Екатерина Павловна работала в детском саду нянечкой, уборщицей. Сейчас она на заслуженном отдыхе. Мой брат Николай Савченко живёт в селе Шереметьево, занимается личным подсобным хозяйством.

В том, что я стал профессиональным художником, несомненно, есть заслуга родителей. Моё увлечение рисованием подметили в детском саду. Я был более усидчивым, лучше других рисовал. Воспитатель посоветовала маме покупать краски и кисточки, чтобы я занимался дома. Во вторую школу, где я учился, однажды пришла руководитель кружка рисования Дома пионеров Ирина Королёва, пригласила всех желающих. Мы пошли вместе с другом, но занимался он недолго. А я увлекся, понравилось. На протяжении четырех лет со мной занимались Ирина и Александр Королёвы. И после завершения курса я продолжал ходить в изостудию, где мои наставники готовили меня к поступлению на художественно-графическое отделение педагогического института.

В школьные годы участвовал во многих выставках, в Доме культуры, кинотеатре «Космос». Родители приходили на выставки, гордились моим творчеством, соглашались с выбором будущей профессии. Поддержка семьи чувствовалась. Меня никогда не отговаривали, были рады тому, что сын увлечён. На моё формирование повлиял и муж маминой сестры, Владимир Печуркин. Я любил приходить к ним в гости, видел его картины, смотрел, как он рисует.

— Как вы считаете, талант художнику даётся свыше или в большей степени на него влияет окружение?

— Не знаю, как другие художники, но из своего опыта скажу, наверное, что-то дано свыше, раз уже в детском саду во мне разглядели талант. На худграф был невероятно большой конкурс. С нашего потока я единственный, кто занимается исключительно живописью. В основном коллеги преподают в школах, работают в других организациях.

Что же касается окружения, на меня очень повлияли замечательные преподаватели. Я буду всегда признателен семье Королёвых. В институте хорошую школу дали наставники — Александр Лепетухин, Евгений Вольгу-шев, Владимир Хрустов.

На третьем курсе был переломный момент, когда я решил, что смогу стать профессиональным художником. С группой студентов под руководством Хрустова месяц работали в Тынде на пленэре. Нужно было сделать 60 этюдов и нарисовать одну композиционную работу. Я два дня писал эту работу на одном из подворий. Хозяин наблюдал и, судя по всему, ему понравилось то, что я делаю, предложил её продать. Меня это удивило. Я — студент, на тот момент мастерства у меня было маловато… Спросил у руководителя. Он похвалил и сказал, что после того, как работа получит оценку, можно её продавать. Уже на 4-5 курсе я стал продавать свои работы в художественных лавках, которые начали появляться в 1992-1993 годах, затем — в художественных салонах и через интернет.

По окончании вуза решил остаться в Хабаровске. В школах готовы были взять учителем рисования и черчения. Я иногородний, жильё не предоставляли. На тот момент учительская зарплата была невысокой, а картины более или менее начали покупать. Я снял квартиру и начал заниматься исключительно живописью, той работой, которая мне приносит удовольствие.

— Сегодня ваши работы украшают частные коллекции живописи в России, Китае, Японии, США, Германии, Франции и других странах. В чём секрет вашего успеха?

— В картине должна быть жизнь. Чтобы она была чистая по энергетике. Каждый, кто покупает картину, в первую очередь, берёт её для души, чтобы повесить на стену, и она бы нравилась всегда. На выставке, которая сейчас открыта в Вяземском краеведческом музее им. Н.В. Усенко, и куда я рад пригласить гостей и жителей района, вы можете оценить моё творчество, сделать для себя выводы по технике исполнения, которая тоже важна. У каждого востребованного художника выработано своё лицо, своя манера письма, так же, как мы все пишем шариковой ручкой. Если почерк нравится человеку, то картина приходится по душе, её берут. У меня много друзей — художников. Есть и талантливые, но их работы не очень хорошо продаются. Я не могу сказать, почему так происходит.

— Сколько ваших картин разошлось по частным коллекциям с начала творческой деятельности?

— Наверное, около трёх тысяч за 25 лет. В среднем пишу около 10 работ в месяц. Если раньше картины в основном покупали японцы, то сейчас большинство работ приобретают любители живописи из Китая. Они любят русское искусство, им нравится наша цветастая масляная живопись.

— У вас есть картины, которые создавались годами?

— Когда работаешь с вдохновением, то выплескиваешь энергию. Например, для этюдов важно быстро запечатлеть эмоции, ведь всё меняется, и ты стараешься не упустить этих вибраций. Есть художники, как Шишкин, который годами писал картины. А, например, Вангог мог свои шедевры писать за 20 минут.

У меня были вещи, над которыми долго работал. Но чем больше проходит времени, тем больше ты растёшь профессионально, уже смотришь на работу по-другому. Что-то хочется доработать. В итоге, если длительное время пишешь картину, то «засушиваешь» её, «замыливаешь», не остаётся в ней свежести, первых впечатлений.

— Почему в своём родном городе вы открыли выставку впервые, хотя в творческом процессе находитесь четверть века?

— Я поздно пришел к тому, чтобы принимать участие в выставочной деятельности — в 2015 году. Были времена, когда из-под руки картины забирали, они не скапливались в нужном для выставок количестве. Тогда в сложном материальном положении нужно было встать на ноги. Сейчас есть наработанная база, и я не стремлюсь срочно продать работы.

Участвую в городских, краевых, всероссийских и международных выставках. В данное время картины выставляются на Кипре. Зимой в Центральном доме художников в Москве, среди одной тысячи участников в номинации «Академическое искусство» по летнему пленэру, я занял первое место. По весеннему пленэру — второе место. Меня заметили. Москва всё чаще предлагает участвовать в различных выставочных проектах.

В Вяземском организовать персональную выставку предложили мои одноклассники, с которыми встречались в прошлом году по случаю тридцатилетия окончания школы. Нынешний год — юбилейный для Хабаровского края, этому событию я и посвящаю первую выставку на своей малой родине.

— А вяземцы могут увидеть картины, получившие высокую оценку в Москве?

— Конечно. Это этюд «Полевые цветы» и картина «Запах весны». Для выставки я подбирал разноплановые работы, характерные для нашей местности. Изображение реки Гольда, сопки Синюха. Представлена картина, сюжет которой родился в прошлом году у школы №19. Цветущий «Заброшенный сад» с покосившимся забором на фоне красоты. Наши реалии жизни. Художник отображает на полотнах то время, в которое он живёт. Я в этом увидел красоту. Есть виды Хабаровска: Храм Серафима Саровского, выход на набережную с Комсомольской площади.

— Вы художник-реалист, почему выбрали именно это направление?

— Это моё, родное. Русская школа реализма самая сильная в мире. Абстракция, авангард, модернизм — направления, не многим понятные. Их могут оценить высокообразованные и подготовленные люди, как правило, искусствоведы. Я занимаюсь простым русским доступным и душевным искусством. Главный жанр — пейзаж, выбрал потому, что родился здесь, мне по душе дальневосточная природа, в ней столько цвета. Нравится писать натюрморты, городские пейзажи.

— О чём думает художник на пленэре?

— Окружающая природа сильно действует, стараешься уловить всё цветовое многообразие, жизнь. В это время мысли разные, например, о доме, о близких.

— А стихами думаете?

— Стихами не думаю. Моё слово — это кисть.

— Ваши любимые цвета. Какими «словами» видите этот мир?

— Для художника, наверное, все цвета любимые. Белый цвет не может быть белым. Взять, к примеру, цветущую грушу. У белизны столько цветов и оттенков: розоватый, голубоватый, желтоватый — вся цветовая гамма. Так же, как и чёрный цвет. Чёрный цвет может быть тёплым или холодным, в нём тоже много оттенков. Все цвета для художника хороши, главное — удачно их выразить.

— Вы понимаете «Чёрный квадрат» Казимира Малевича?

— Нет. И многие художники не понимают. Ещё до него разные мастера изображали квадраты в различных цветах. Но так удивительно сошлись нравы и пристрастия публики на тот момент, что «Чёрный квадрат» стал прорывом, новшеством. Малевич был принят обществом. Стал известным. Есть такое общепринятое выражение: оказаться в нужное время в нужном месте. Сальвадор Дали долгое время тоже был неизвестным до тех пор, пока жена не стала его продвигать.

— Каким художникам вы отдаёте предпочтение?

— Мне многие нравятся. Передвижники, например. После института много копировал наших классиков Алексея Саврасова, Исаака Левитана. Это во многом повлияло на формирование своей же собственной манеры, своего письма, своего стиля. Важно знать классиков и уметь технически исполнять. Из советского периода — художники 70-х. У Бориса Щербакова сильный реализм. В пейзажах у него чувствуется столько воздуха.

— Есть работы, которые вы не продаете?

— Конечно. Я уже говорил о них — это «призёры» всероссийской выставки. Кроме «Полевых цветов» и «Запаха весны» ещё одна работа сейчас выставляется на Кипре — «Снегопад». Те картины, которые ты считаешь настоящими, которые тебе нравятся, в них видишь ценность, не продаются. Воссоздать их невозможно. Полной копии не получится, не будет того же мазка или той же тени. Такие картины — лицо художника. Они составляют основу коллекции на любой выставке.

— Каких целей хочется достичь?

— Наверное, чтобы обо мне узнавали в обществе. Я долго был закрыт. Писал много, но большинство работ ушло за границу. Хочется, чтобы и у нас люди чаще обращались к искусству. Но, к сожалению, уровень благосостояния населения низкий. А это очень хорошее вложение средств. Например, несколько лет назад знакомый нашей семьи в Вяземском купил мою картину за немалые деньги. Сейчас эта работа стоит в пять раз дороже.

Что вас радует?

— День прекрасный. Свет. Жизнь. Пленэры, когда можно передать состояние природы. Радость в том, что мы живём, творим, занимаемся любимым делом. Мне нравится, что я вообще в жизни ни от кого не зависим. Для меня это благодать. Только оставаясь независимым, раскрываешься в полной мере и делаешь только то, что угодно душе, изображаешь то, что нравится тебе.

Записала Светлана Ольховая
Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *