Сражались за мирное небо

camofalova.jpg

В доме ветеранов, где шестой год живёт Антонина Ефимовна Самофалова, мы беседуем о войне и мирной жизни. Несмотря на преклонный возраст (26 мая текущего года ей исполнится 92 года), ветеран войны бодра духом, и в её рассказе немало интересных подробностей.

Родилась 26 мая 1926 года в Псковской области. В 15-летнем возрасте попала в оккупацию. — Женщин и подростков немцы заставляли работать, — вспоминает Антонина. — Мы пилили лес, который увозили эшелонами. Когда Красная Армия пошла в наступление, фашисты совсем озверели: сожгли дома, людей стали угонять в Германию, туда же отправляли скот. Юная Тоня вместе с другими ушла в лес, где пришлось зимовать в холодных землянках. Есть было нечего. Нечеловеческие условия жизни заставили Тоню, других девчат и юношей попроситься добровольцами на войну по совету одного старичка: «Идите на фронт, там кормят», — сказал он им.

После освобождения Красной Армией её родного края Антонину зачислили на штатную должность по военному найму в 46-колонну Наркомата путей сообщения. Во время службы не раз была под бомбёжкой, дважды была ранена, первый раз не очень тяжело, навылет.

— Обычный рейс, — вспоминает Антонина. — В вагонах — наша техника, люди. Вдруг крик: «Убегайте из вагонов, самолёты». А куда бежать, кругом чистое поле. Разбежались в разные стороны, немец вначале разбомбил состав, а потом стал из пулемёта стрелять по людям. Из-за сильного стресса не заметила, как пулей зацепило бедро. В санчасти сделали перевязку и опять — на рабочее место на свой родной поезд. Сегодня три отметины в теле ветерана, как напоминание о том случае.

Было и второе ранение, оно оказалось более серьёзным — осколок снаряда попал в ногу. — Очередная поездка, — рассказывает Антонина. — На фронт везём танки и другую технику, горючее, солдат. Вдруг состав остановился на разъезде, оказалось, что кончилось топливо.

Возле линии фронта поставили состав под разгрузку. Мы стояли возле паровоза, когда подошёл командир и сказал: «Я один вышел из боя. Там на поле остались раненые, может, поможете их вынести?». Я и ещё несколько человек согласились помочь. Думали, справимся за пару часов и даже не предполагали, как всё обернётся.

Увидели страшную картину на поле боя: всё в дыму, горят танки и другая техника, земля изуродована, вся в огромных рытвинах. Лежат люди, как отличить, кто убит, а кто живой, если не стонут, молчат. Проверяли пульс, у кого был, того тащили на куске брезента волоком к машине. Мне тогда было чуть более 17 лет: худенькая, хрупкая, помню, что было очень тяжело. Пока вытаскивали раненых, стояла тишина, внезапно рядом с нами упал немецкий снаряд, осколком ранило меня и ещё одного человека.

Привезли в госпиталь, он располагался в лесу, где стояло всего семь палаток. Здесь оперировали раненых, лечили и отправляли обратно на фронт. Вначале занимались тяжелоранеными, остальные терпеливо ждали. Когда подошла моя очередь на операцию, врач сказал: «Обезболивающего мало, только для тяжёлых, терпи». Когда хирург вытащил наживую осколок, то предложил взять его себе на память.

Восстанавливалась долго, нога болела, я хромала. Ещё помню, что вокруг полевого госпиталя был красивый лес, где куковала кукушка. И что один солдатик мне сказал тогда: «Не слушай её, она плохие вести приносит!».

Ещё на одной войне побывала эта героическая женщина. В мае 1945 года вместе с колонной паровозов особого резерва НКПС Антонина Самофалова прибыла в Маньчжурию. Она участвовала в боевых действиях с августа по сентябрь 1945 года в войне с Японией. Занималась подвозом боеприпасов, горючего. В воспоминаниях ветерана о тех событиях: тяжёлые ящики со снарядами, которые едва поднимали вдвоём, убитые японцами молодые ребята, и среди них — 19-летний парень, который умер у неё на руках. Советская боевая машина «Катюша» в результате сражений решила исход боя в нашу пользу.

После демобилизации в 1946 году Антонина Ефимовна вышла замуж за фронтовика Павла Захаровича Самофалова и вместе с супругом уехала жить в Вяземский. Вспоминает, как трудно жилось после войны, долго носила вместо осеннего пальто форменную синюю шинель, а на ногах — солдатские ботинки.

Работала Антонина Ефимовна в районной библиотеке, а также вахтёром — в общежитии ремонтного завода. Её трудовой стаж без малого 30 лет. Воспитала четверых детей. Подрастают пятеро внуков и два правнука.

В краевой «Книге Памяти», выпуске №4 есть запись, что А.Е. Самофалова награждена орденом Отечественной войны II cтепени, медалью «За Победу над Японией». — Ордена я не видела, — с сожалением говорит ветеран. — Мне его почему-то не дали, хотя в краевом архиве есть запись, что Антонина Ефимовна Фёдорова (моя девичья фамилия) награждена данным орденом. Бог с ним, с орденом, главное сегодня в Доме ветеранов жилищные условия хорошие, — продолжает ветеран. — После деревянного дома с дровами и водой из колонки здесь мне лучше. Помогают социальный работник Елена Штыгайло и мои сыновья. Недавно были проблемы со здоровьем, так старший Николай две ночи не отходил от постели. В Доме ветеранов нам регулярно измеряют давление, следят за здоровьем, приносят продукты. Досуг проводим в спокойной обстановке, общаемся между собой. Приходят гости, на праздники выступают артисты с концертными номерами.

Приближается 9 мая. Поздравляю всех с праздником Великой Победы! Желаю самого главного, чтобы не было войны, чтобы люди жили мирно и дружно.

Наталья Бельцова

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *