Долг отдали сполна

kurakin290503.jpg

Памятная дата — День ветеранов боевых действий отмечается в России первого июля. Мы поздравляем защитников Родины, которые, рискуя жизнью, делали всё, чтобы отстоять честь и независимость нашей страны. Среди них — военнослужащие, выполнявшие задачи по поддержанию правопорядка на таджикско-афганской границе.

В селе Видном живёт ветеран пограничных органов, ефрейтор запаса Сергей Михайлович Куракин. Он родился в этом селе, служил на погранзаставе, около пяти месяцев, с октября 1995 по февраль 1996 года был в командировке в Таджикистане. Скромный и немногословный ветеран скупо рассказывает о своей службе в горячей точке, считая, что ничего особенного не сделал. Его принцип родом из советского прошлого: — Родина сказала — «надо», мы сказали — «есть!».

Ещё до армии Сергей успел год поработать разнорабочим и помощником комбайнёра в Глебовском совхозе. По направлению от хозяйства выучился на шофера в Вяземском учкомбинате. Потом окончил морскую школу в Хабаровске.

Сегодня служба в Вооружённых силах России составляет всего один год, хотя ещё в недавнем прошлом срок службы у солдат был два года, у моряков — три. С 1979 по 1982 год Сергей нёс службу в военно-морском флоте. Служил рулевым-сигнальщиком на катере, который входил в состав бригады подводных лодок. О тех днях вспоминает только хорошее. — Я не пожалел, что служил в ВМФ, — отмечает Сергей. — Это была серьёзная военная подготовка, которая закалила характер, научила не бояться испытаний, дала путёвку в дальнейшую жизнь.

После армии он вернулся в Видное и более десяти лет трудился водителем-автозаправщиком в сельском хозяйстве, пока не распался Глебовский совхоз. — Когда остался без работы, чтобы обеспечить семью, пошёл по контракту служить на погранзаставу, — говорит Сергей.

Служба на границе — для людей серьёзных и духовно зрелых. Поэтому, когда через год в октябре 1995 ему предложили командировку в Таджикистан, не было даже мысли отказаться, хотя к тому времени у него была семья: жена и двое детей. По поводу командировки Сергей выразился очень лаконично: — Все поехали, и я тоже.

В Бикинском отряде Сергей с товарищами про-шли специальную подготовку: стреляли из разных видов оружия, кидали гранаты, готовились морально ко всему. Хотя, по словам Сергея, они ехали не воевать, а охранять границу.

— Из Бикина в Хабаровск выдвинулись большой автоколонной, где на грузовиках разместилось около 150 человек, — вспоминает Сергей. — Жена, прощаясь, сказала: «Возвращайся скорее!». Я думал, что еду на два месяца, оказалось, в два раза больше. Из Хабаровска на военном самолёте отправили сначала в Новосибирск, где прошла дозаправка, потом — в Душанбе.

— В октябре в Хабаровске уже холодно. А в Таджикистане — жара несусветная, трава зеленеет, — продолжает рассказ Сергей. — Бегают пацаны (бачата), предлагают солдатам сигареты. Удивило, что они без обуви, босиком, но в тюбетейках.

Когда возле комендатуры увидели автобус ПАЗик, весь изрешеченный пулями, тогда поняли, куда попали, — говорит Сергей. — На ночлег нас разместили в местном клубе, а утром на вертолётах развезли к местам службы. Я вместе с земляком Александром Поповым попал на пост Боровни. Другие ребята — на соседние посты Хумраги и Хихик.

Начались пограничные будни по охране границы. Вызывает интерес быт пограничников: жили в казарме, сложенной из камней, с печкой-буржуйкой, которую топили углём. Спали в тонких спальниках на 2-х ярусных койках. Электричества не было, его заменяли керосиновые лампы (мешали бензин с соляркой для заправки). Питание было скромным, а вместо хлеба местная семья пекла для них свежие лепёшки (лаваши). Мясо видели редко. Может, поэтому в воспоминаниях пограничника остался день рождения начальника заставы, когда приобрели на базаре домашнего козла и приготовили из него вкуснейший плов.

Пограничники находились в постоянной боевой готовности, охраняли таджикско-афганскую границу круглосуточно. Спали в обнимку с оружием, так как на границе было неспокойно, неподалёку по реке Пяндж проходил афганский наркотрафик.

Вместе с напарником — срочником Мишей Васильевым Сергей ходил в наряды. — У меня пулемёт ПК, у Миши — автомат и коробки с лентами для пулемёта, — вспоминает ветеран. — Уходили за два километра вниз по реке (Пяндж) на самую границу с Афганистаном. Особенно напряжёнными были ночные дозоры, в которые старались ходить по 6-8 человек. Один вид пограничников с автоматами был хорошим сдерживающим фактором для нарушителей. Однажды мы шли по своей стороне, а по другой вдоль реки двигалась группа бородачей с оружием в руках. Заметили нас и помахали руками. Мы доложили о них на соседний пост. На нашем участке провокаций не было, хотя на других, бывало, что стреляли.

Когда провожали из Бикинского отряда, нам говорили, что к Новому году будем дома, — отмечает ветеран, — а встретили новогодние праздники на границе. Домой вернулись только в конце февраля.

После непродолжительного отпуска службу Сергей продолжил на родной заставе. На УАЗике возил тревожные группы, участвовал в задержании нарушителей государственной границы. В основном это были рыбаки, которые ловили рыбу в российских водах. Но однажды ночью фары машины на дороге недалеко от Видного высветили женщину, на вид, лет 30-35. Она оказалась китаянкой, которая нелегально перешла границу. Объяснить нарушительница ничего не смогла, так как по-русски не говорила. Отвезли её на заставу, а утром передали пограничникам в Бикинский отряд.

Сегодня Сергей Михайлович работает электромонтёром в военном узле связи. Подал документы, чтобы получить удостоверение «Ветеран боевых действий». Надеется, что Родина не оставит без внимания своих защитников.

Наталья Бельцова

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *