Дорога к профессии

kadet.jpg

Выбор профессии — это достаточно серьезный вопрос, к которому стоит подходить обдуманно.

Во-первых, нужно учитывать свои личные интересы. Во-вторых, оценить собственные способности. В-третьих, проанализировать соответствие своих личностных качеств с теми качествами, наличия которых требует выбранная профессия. В-четвертых, изучить возможные жизненные перспективы, которые даст та или иная профессия. Знакомство школьников с миром профессий и ориентация на работу в различных сферах общественного производства происходит в рамках изучения предмета технология в 5 — 8 классах.

Выпускник — девятиклассник стоит перед выбором: продолжить обучение в школе, получить профильное образование или поступить в техникум, колледж. Все варианты предполагают получение среднего общего образования. Профильное обучение в школе — это система организации среднего образования, при которой в старших классах учеба проходит в соответствии с направленностью образовательных программ. В естественно-научном профиле предпочтение отдается химии, биологии, физике, а на элективных курсах учащимся предложат расширить свои знания, к примеру, о химическом производстве или биофизике.

Ученики выбирают профиль обучения в соответствии с собственными интересами и способностями. Для этого на базе некоторых школ открываются полипрофильные центры, как, например, в Бикинском районе такой центр создан на базе школы №6. Некоторые школы, определяя профиль обучения, называют его с ориентацией на будущую профессию: так открываются медицинские, юридические, экономические, инженерные и другие классы. Медицинские классы открыты в г. Комсомольске-на-Амуре на базе школы № 3 и образовательного центра «Открытие». В школах края востребовано обучение в кадетских классах, их количество ежегодно растет.

В духе кадетского братства

В школе №1 г. Вяземского открыты уже четыре кадетских класса: с пятого по восьмой. Первопроходцами в этом направлении стали ребята нынешнего 8-а, которые четыре года назад вместе с классным руководителем Еленой Юрьевной Фещук начали учиться по выбранному школой профилю. Для кадетов составлен отдельный учебный план: к основным предметам добавились — мировая художественная культура (МХК), ОБЖ и астрономия. Они носят единую форму МЧС. «А еще мы вместе с учителем разработали свой флаг, герб, — рассказывает одна из активисток класса Яна Газенко, — придумали эмблему, название — «Кадетское братство». Главный идейный лидер в оформлении и дизайне у нас — Лера Панасенко. Мы сочинили и свою песню, которую поем на всех смотрах, конкурсах и праздниках».

«Каждую четверть между нашими кадетскими классами проходят соревнования в учебе, соблюдении дисциплины, внеурочных достижениях, — продолжает рассказ Полина Малетина, — по итогам определяется лидер, и во дворе школы вывешивается флаг класса — победителя. Занятия по военной и строевой подготовке у нас ведет зам. директора по безопасности Андрей Анатольевич Кулаев. Учит обращаться с оружием, ходить строевым шагом. Ведь часто нам приходится выступать в районных военно-патриотических играх и конкурсах, маршировать на митингах, посвященных памятным датам.

Много интересного и полезного ребята узнают благодаря сотрудничеству с полицией, пожарной частью нашего района. «Мы регулярно бываем в ОМВД с экскурсиями, которые для нас проводит Александр Сергеевич Афанасьев, — говорит Елена Юрьевна, — он демонстрирует оружие, с каким выходят на службу полицейские, рассказывает о непростом деле — охране правопорядка.

В пожарной части наш класс курирует зам. начальника Константин Иванович Ильюшенко. Здесь ребята могут не только посмотреть на пожарные машины, средства тушения, но и попробовать себя в роли огнеборцев, участвуя в соревнованиях, мастер-классах. Еще большой опыт мы перенимаем в хабаровской кадетской школе им. Федора Ушакова. Там для наших ребят не только провели экскурсию и показали военную технику (танк, самолет), которая стоит на территории школы, но и организовали межрайонные соревнования. В военной и спортивной подготовке состязались команды из Хабаровска, Бикина и Вяземского».

Как считают юные кадеты и их классный руководитель, патриотизм должен проявляться в добрых поступках, милосердии. И ребята с удовольствием занимаются волонтерством. В числе лидеров этого движения: Игнат Жатков, Никита Обеланов, Степан Ташлыков, Дарья Иванькина и другие. «Мы помогаем жителям Дома ветеранов, — рассказывает Степан Ташлыков, — взяли шефство над двумя бабушками, — труженицей тыла, ветераном труда Зинаидой Матвеевной Газенко и ветераном нашей школы, учительницей начальных классов Олимпиадой Федоровной Барановой. А еще мы изучаем историю своей школы № 1, вместе с учителем английского языка Юлией Эдуардовной Бабушкиной собираем информацию в краеведческом музее им. Н.В. Усенко. По этим материалам к юбилею школы постараемся воссоздать исторический зал».

Из рассказов первых в нашем районе кадетов стало ясно, что учиться по этому профилю не только полезно, ведь многие мальчишки и девчонки из 8-а класса мечтают получить профессию, связанную со службой в различных госструктурах, но главное — интересно.

Сессии — со школьной скамьи

Профильное обучение также можно рассматривать как средство повышения качества и эффективности общего образования, при котором учитываются интересы, склонности и способности ребенка, а это положительно сказывается на его учебной мотивации. При этом большую роль играют созданные в школе условия обучения. Выбирая профиль обучения, школьник ориентируется не только на то, что предлагает ему своя школа, в которой он проучился 9 лет. Например, в п. Ванино старшеклассникам предоставлена возможность обучения по физико-математическому, естественно-научному, социально-экономическому профилям на базе школ № 3 и № 4.

49 учеников 8-11 классов Вяземского района получают дополнительные знания по физике и математике, учась заочно в Хабаровском краевом центре развития творчества детей и юношества. В эколого-биологической школе также дистанционно учатся 35 наших ребят. Во время учебных сессий, которых в год всего две, дети выполняют контрольные и проверочные работы. Приходится справляться со сложными, но в то же время интересными заданиями. По окончании учебы они получают свидетельства о дополнительном образовании. При поступлении в вуз на технические специальности, которые с каждым годом становятся все более востребованными, это будет большим плюсом.

Педагоги разные нужны

Министерством образования и науки Хабаровского края с 2015 года реализуется проект «Компас самоопределения», главная задача которого — создание в общеобразовательных организациях среды, способствующей самореализации выпускников на региональном рынке труда. Одним из результатов проекта сегодня можно считать увеличение количества учащихся, которым предоставлена возможность одновременно с получением среднего общего образования пройти профессиональную подготовку по выбранным ими профессиям.

Например, в школе поселка Монгохто старшеклассники учатся «Автоделу», для преподавания которого оборудован специальный класс, автодром, приобретено оборудование, два учебных автомобиля для обучения и сдачи экзаменов на получение водительского удостоверения в ГИБДД. Интересен опыт организации образовательного горнодобывающего кластера в п. Чегдомын Верхнебуреинского района.

В нашем районе всегда востребованы учителя, именно поэтому на базе ДЮЦ открылся районный педагогический класс, где сегодня занимаются 25 учеников 8-11 классов школ города и сел. Ребята в будущем планируют получить профессию педагога.

Осенью и зимой они уже побывали на двух сессиях, где педагоги вяземских школ и методисты районного информационно-методического центра рассказывали о том, какими знаниями должен владеть учитель. Ребята узнали, что в себя включают основные дисциплины, которые они будут изучать в педагогических колледжах и университетах. Лекции школьникам читали: Е.А. Селякова (школа №2), М.М. Боровкова (школа №1), Т.А. Марченко (ДЮЦ), О.С. Дворниченко (районный методцентр). В марте ученики на практике познакомятся с работой педагогов школ и воспитателей детских садов.

По «Компасу» — в лесное дело

Конечно, на характер проф-ориентационной деятельности оказывают влияние особенности экономического развития края. Поэтому в зависимости от потребности территорий в квалифицированных кадрах ребятам рассказывают о профессиях, востребованных в их родных местах.

Например, в Вяземском районе приоритет отдается лесному хозяйству. На протяжении нескольких лет наш лесхоз-техникум проводит для школьников элективные курсы, сейчас уже по четырем предметам. Это «Занимательная таксация» (преподаватель И.А. Тарасенко), «Основы защиты леса от вредителей и болезней» (Н.Д. Ручий), «Лесовосстановление» (Л.И. Генрих), «Машины и механизмы лесопромышленного комплекса» (С.А. Филиппов).

Сегодня курсы посещают 19 учащихся всех школ города и села Аван. Занимаются в основном девятиклассники, а также ученики 8, 10 и 11 классов. По окончании двухмесячных занятий, которые проходят один раз в неделю, ребята получают свидетельства. При поступлении в техникум отдается предпочтение абитуриентам, прошедшим курсы.

По словам преподавателя И.А. Тарасенко, школьники проявляют неподдельный интерес к профессии лесного хозяйства. «Они остаются под впечатлением после занятий, — рассказывает Ирина Александровна, — признаются, что многого не знали. Например, то, что крылья у бабочек состоят из чешуек, или, что по высоте и сучкам растущего хвойного дерева можно на глаз определить его возраст.

Чтобы больше охватить сельских детей, мы решили выезжать педагогическим десантом в поселения. Первый выезд планируем на март в школу с. Аван. Радует, что с каждым годом все больше в техникум поступает наших выпускников. Так, в этом учебном году из 124 студентов 66 — вяземских ребят».

Не выбирайте профессию за ребенка

Значительное влияние на профессиональный выбор оказывают родители и ближайшие родственники. Взрослым следует понимать всю ответственность за те советы и пожелания, которые они адресуют своему ребенку. Самое главное в таких случаях — помнить о том, что задача родных — помочь ему определиться с выбором профессии, а не сделать выбор вместо него.

Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы нашел в будущем применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить удовлетворение от своего труда.

Анастасия Шубина,

по материалам минобрнауки Хабаровского края

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *