Старость достойная и безопасная

Вяземские Вести

Социальное обслуживание мы давно привыкли воспринимать как нечто само собой разумеющееся. Однако эта деятельность постоянно развивается и совершенствуется, опираясь на пожелания, предложения граждан и современные реалии. Об этом — наше интервью с директором КГБУ «Вяземский комплексный центр социального обслуживания населения» Анной Геннадьевной Капшук:

-Анна Геннадьевна, есть ли существенные отличия нового закона от предыдущих?

— Вступивший в силу в этом году Федеральный Закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» касается всех получателей услуг. Новый закон регламентирует принципиально новые подходы к социальному обслуживанию. Их достаточно много. Расширен перечень социальных услуг, теперь их 37. Возросло число граждан, получающих их бесплатно. Если в 2014-м их количество 24 процента от общего числа обслуживаемых, то сейчас эта цифра возросла до 90 процентов.

Стоит отметить, что раньше необходимые услуги определялись в основном на основе преклонного возраста и одинокого проживания. В новом законе содержится расширенный перечень критериев: это отсутствие возможности самостоятельно обеспечивать свои потребности, отсутствие определенного места жительства, инвалидность и так далее. Закон устанавливает возможность оказания необходимой помощи лежачим больным — как одиноко проживающим, так и проживающим в семьях. Надомное обслуживание распространяется и на семьи с детьми, в первую очередь оно предоставляется детям-инвалидам.

На заявительной основе оказываем услуги тем, у кого нет определённого места жительства (в том числе выпускникам домов-интернатов), помогаем оставшимся без средств к существованию. Во главу угла ставится индивидуальная нуждаемость граждан в социальных услугах. Всего с начала 2015 года разработаны и успешно применяются 407 индивидуальных программ предоставления социальных услуг.

— Что собой представляет такая индивидуальная программа?

— Это документ, где указана форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. При составлении такой программы учитываем потребности человека в услугах. В зависимости от этого пересматриваем ее не реже, чем раз в три года.

— Новый закон определяет условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе. Что это за условия и от чего они зависят?

— Ключевую роль здесь играет уровень среднедушевого дохода. Бесплатно социальные услуги смогут получать те, чей доход ниже размера полутора прожиточных минимумов. На получение социальных услуг бесплатно имеют право участники и инвалиды Великой Отечественной вой-ны, несовершеннолетние дети, лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооружённых межнациональных (межэтнических) конфликтов, лица с доходом, равным или ниже среднедушевого дохода, установленной Постановлением Губернатора Хабаровского края величины прожиточного минимума для предоставления социальных услуг бесплатно.

За социальное обслуживание на дому вносят плату те, чей среднедушевой доход на момент обращения превышает полтора прожиточных минимума. Размер ежемесячной платы рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать пятьдесят процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода.

Вот конкретный пример. Величина месячного дохода пенсионера — 17000 рублей (учитывается только размер его пенсии, поскольку нет других членов семьи, имеющих доход), предельная величина среднедушевого дохода для одинокого пенсионера по Хабаровскому краю составляет 16266 рублей. Следовательно, максимальный тариф на социальные услуги должен рассчитываться по следующей формуле: (17000 рублей — 16266 рублей) х 50 % = 367 рублей (максимальная оплата за услуги в независимости от набора социальных услуг).

— Какие требования предъявляет к социальным работникам новое законодательство?

— Ещё 20 лет назад социальному работнику было достаточно принести воду, растопить печь, купить продукты и лекарства, оплатить коммунальные услуги пожилому человеку. От того уровня мы перешли к тому, чтобы помогать человеку комфортно жить в обществе. Умение сделать жизнь пенсионера достойной не придёт само по себе. Этим можно овладеть, постоянно обучаясь.

Конечно же, изменились и требования нового законодательства. С 2015 года введён в действие профессиональной стандарт по должности «Социальный работник», где изменились требования к образованию, умению и навыкам социальной работы. Потому норма для нас — непрерывное повышение квалификации социальных работников. Ежегодно социальные работники повышают свою квалификацию. Так, в 2015 году 9 социальных работников повысили квалификацию, обучались в ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» по дополнительной профессиональной программе «Инновационные технологии социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами», получили соответствующие сертификаты. Регулярно с социальными работниками в учреждении проводятся теоретические занятия по изучению передового опыта. Сотрудники нашего учреждения имеют высокий профессиональный уровень, владеют новыми технологиями социального обслуживания, интернет-ресурсами, знают возрастные особенности, психологию обслуживаемых клиентов и т. д.

— Как граждане могут заявить о нуждаемости в услугах центра?

— Получатели социальных услуг имеют право обратиться лично, по телефону, а также направить письменное заявление или просьбу. Адрес нашего учреждения: ул. Коммунистическая, 17, консультацию можно получить по телефонам: 3-38-15; 3-40-32.

— Какие меры по реализации 442-ФЗ предпринимались непосредственно в вашем учреждении в 2015 году?

— В настоящее время в соответствии с законодательством определена индивидуальная нуждаемость граждан, получающих услуги в форме социального обслуживания на дому, на их основании составлены перечни согласованных услуг. Ведётся регистр получателей социальных услуг в автоматизированной программе, включая количество, периодичность, стоимость и результативность услуг. За 2015 год 154 получателя социальных услуг, состоящие на надомном социальном обслуживании, переведены на новые услуги.

По-прежнему востребовано отделение срочного социального обслуживания. Специалисты отделения осуществляют выезды «Мобильной бригады» в отдаленные сельские поселения района и помогают жителям не только консультациями, но оказанием натуральной помощи (одеждой, предметами первой необходимости, личной гигиены и т.д.). За 2015 год совершен 21 выезд, воспользовались услугами 90 граждан.

Уже не первый год востребованы услуги социального парикмахера, за 2015 год воспользовались этой возможностью 717 человек, в основном это пенсионеры и инвалиды.

Специалисты отделения помогают нуждающимся жителям района в оформлении пакета документов для определения в стационарные учреждения социального обслуживания на постоянное место жительства. За 2015 год оформлено 19 человек.

При учреждении продолжает действовать выдача средств реабилитации во временное пользование, для нуждающихся граждан — это костыли, трости, кресло-коляска для инвалидов и другие.

Ирина Кобзева

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *