У предприятия богатая история

Вяземские Вести

Одно из старейших предприятий Дальневосточной железной дороги было основано в 1897 году.

Имя депо получило в честь инженера О.П.Вяземского, возглавлявшего строительство Уссурийской железной дороги в 1891-98 годах. Небольшое депо имело в парке шесть паровозов.

Первые строители, работавшие на возведении по нашим меркам примитивного деревянного здания, первые паровозы серии О, Ц и, впоследствии, К, осваивавших только что уложенные магистральные пути на Дальнем Востоке. В числе первых машинистов в большинстве своем были солдаты Уссурийского железнодорожного батальона. По истечении срока службы они учились в специально созданных при батальоне школах по подготовке машинистов, дорожных мастеров, других специальностей, чтобы потом пересесть в кабину паровоза, встать на пути, то есть обеспечивать бесперебойную работу железнодорожного транспорта.

Время шло. И вносило свои коррективы в зависимости от политики, которая существовала в стране. Известно, например, что в 1918 году трудовой коллектив Вяземского депо, наряду с другими коллективами Уссурийской железной дороги, признал Советы рабочих и крестьянских депутатов, а также Совет Народных Комиссаров как рабочее и крестьянское правительство. В годы японской интервенции деповчане принимали активное участие в борьбе за освобождение Дальнего Востока. А когда страна перешла на мирные рельсы, и на Дальний Восток потянулись переселенцы, от железнодорожников во многом зависела скорость доставки сюда пассажиров и всевозможных грузов, от строительных материалов до предметов первой необходимости, ведь промышленность здесь была в то время неразвитой.

Почти каждый год в истории депо отмечен каким-то событием. 1923-й помнят как год активного восстановления разрушенного локомотивного хозяйства. В 1931-м были отстроены новые корпуса депо, мастерские, оборудована кузница. В 1932-м построена компрессорная станция, обновлен станочный парк, организован цех по ремонту автотормозного оборудования паровозов. Получено электросварочное оборудование. В цехах установлено первое грузоподъемное оборудование — мостовые краны, кран-балки. Год 1935-й запомнился прибытием новеньких паровозов Эм (грузовые) и Су (пассажирские).

Великая Отечественная война стала нелегким испытанием для работников депо. А ещё в годы войны для машинистов имелось строгое предписание, «бронь». Что означало лишь одно — в тылу люди этой профессии были нужнее, чем на войне.

В 1959 году было закрыто основное паровозное депо Бикин. На его месте было образовано оборотное депо, вошедшее в состав локомотивного депо Вяземская.

В 1974 году началась замена паровозов на тепловозы серии М62, в 1996 году — 2ТЭ10В. В 2000 году депо начало эксплуатировать электропоезда серии ЭД1 и ЭР9П на участке Вяземская — Хабаровск.

Со временем депо развивалось и имело большой приписной парк локомотивов, цеха ремонта и обслуживания, цех по ремонту колесных пар. Плечи обслуживания локомотивных бригад Хабаровск — Ружино, в хозяйственном движении — Биробиджан — Ружино, в пригородном — Хабаровск — Вяземская, а также вывозное и маневровое движение от станции Красная Речка до станции Лучегорск.

В 2000 году была проведена реконструкция цехов, освоен ремонт колесных пар. В конце 2000-х г. депо как основное было закрыто и в настоящее время имеет статус производственного участка и подменного пункта.

О трудовых династиях, о ветеранах труда и о производственных достижениях работников депо можно узнать в небольшом музее Вяземского локомотивного депо, которое находится в административном здании предприятия. Все экспозиции, альбомы кропотливо, аккуратно оформлены вяземским художником А.А. Ходацким. «Сюда приходят на экскурсии школьники, и мы с удовольствием рассказываем об истории нашего предприятия», — говорит работник депо Елена Александровна Жалнина (на фото).

Ирина Кобзева

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *