Мой отец был солдатом

kozlov.jpg

Алексей Васильевич Козлов внешне очень похож на отца Василия Афанасьевича, который был участником двух войн — Финской и Великой Отечественной.

— Я — копия отца, — рассказывает Алексей, — да и по характеру на него похож: быстро «загораюсь», но отходчивый. Родился в 1944 году в селе Полтавчиха Кущёвского района Краснодарского края. Отец за несколько месяцев до моего рождения получил отпуск после второго ранения, а я появился на свет, когда он, подлечившись, снова пошёл воевать.

— Отец не любил рассказывать о войне, — вспоминает Алексей. — Но однажды, выпив чарку в праздник, заговорил о друге, с которым сидели вместе в окопе, разговаривали, а через секунду, того убили. Смерть в очередной раз рядом прошла.

Мама Анна Трофимовна часто вспоминала о первом ранении отца: — Вместе с другими солдатами Василий бежал в атаку на немца, как вдруг почувствовал толчок, резкую боль в правой руке, такую, что даже винтовку выронил. Это пуля попала в руку. После госпиталя рядового Василия отпустили на долечивание домой в родное село. Вот лежит он на печи, отдыхает, а в комнату входит румынский солдат (они тогда воевали под началом немцев), и стал требовать у матери еду. — Сейчас слезу с печи и его убью! — заявил отец. — Еле-еле мать его уговорила, чтобы не геройствовал, а пожалел детей и её, ведь всю семью тогда расстреляют. Она отдала румыну молоко, и тот ушёл.

Опыт первой финской войны помог отцу выжить на второй войне, — считает Алексей. — А ведь он был рядовым пехотинцем. Они первыми принимали на себя удар противника. Войну отец закончил в Кенигсберге.

— Так всю войну от начала до конца прошёл, — говорит с гордостью Алексей. — Из всех богатств — несколько медалей, ценность которых мы, дети, по малолетству не понимали, играли с ними, и они затерялись со временем. Помню только, что одна из них была «За оборону Кавказа». Да ещё принёс в вещмешке трофей — немецкую стальную бритву. Она была очень острой и мать ею материал раскраивала, когда шила детям рубахи.

Дочь кулака

— Судьба иногда преподносит такие фортели, какие иному писателю не хватит воображения сочинить, — продолжает Алексей. — Разве думал комсомолец Василий, что его женой станет дочь кулака, в раскулачивании семьи которой он, как активист, принимал непосредственное участие.

Эту кулацкую семью выслали за Урал. Но вскоре, благодаря деньгам отца Нюры (так Анну звали дома), они вернулись в родное село. Обратно добирались на поезде и всю дорогу молчали, мог выдать южный говор, а это было опасно. Когда Анна и Василий поженились, вся родня Козловых пеняла: — «Комсомолец, а женился на кулачке».

Пока Василий был на фронте, мать работала в колхозе, где председательствовал брат отца Иван Афанасьевич. Однажды Анна пахала на корове колхозное поле. Животина была худая и плуг не тянула. На всю жизнь запомнила женщина слова мужниного брата: — «Корова пахать рвётся, а ты её держишь, кулацкая дочка!».

Вот ещё зарисовка с натуры, которая характеризует непростые отношения между людьми, разделёнными по классовому признаку. — Когда в село пришли немцы с румынами, то дядьку Ивана хотели расстрелять, — рассказывает Алексей. — Он ведь был черноволосый и похож на еврея. — «Это юда?», (так звали в тех местах евреев), — спросил немецкий офицер. — Нет, это Иван Козлов, русский, — ответил переводчик (учитель немецкого) и тем спас Ивана от расстрела. А мать: — Лучше бы его расстреляли! — Вот такие непростые семейные отношения были, — делится Алексей. — Времена тогда такие были.

После войны Василий работал на тракторе, пахал колхозные, потом совхозные поля. С женой Анной жили дружно, растили детей. Всего у них родилось четыре сына и две дочери. Полученные на войне ранения подкосили здоровье Василия Афанасьевича, его парализовало. Долго лечился, еле отошёл. Но и на пенсии не мог сидеть без работы, возил на лошади в телеге воду для совхозных нужд. Умер фронтовик в 78 лет, похоронен в Днепропетровске. Память о нём живёт в семье Козловых и передаётся от отца к сыну.

Парад победы в Москве

Алексей в молодости был крепким, рослым деревенским парнем, как говорится, «кровь с молоком». Может поэтому, когда 19-летнего юношу призвали в армию, отправили служить в Москву в элитные внутренние войска. Эти войска принимали участие во всех парадах на Красной площади.

Особенно запомнился ему парад Победы 9 мая 1965 года в честь 20-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

— Наш батальон в 200 человек построили в колонну по десять, — рассказывает Алексей. — Больше часа стояли по стойке смирно перед ГУМом, ждали своей очереди, чтобы пройти по Красной площади. Тяжело было, но терпели, иностранцы на нас смотрели, нельзя было страну подвести. Хотя не все выдерживали нервного напряжения. Впереди перед нами стояли лётчики из академии им. Жуковского. Так у них несколько человек в обморок упали, а наши ребята не подкачали. Недаром из деревни брали, там парни крепче, — улыбается Алексей.

Он гордится, что в строю на параде шёл первым. Ведь в первую шеренгу ставили самых выносливых и лучше подготовленных. — Печатали шаг и тянули носок перед правительственными трибунами всего несколько минут, а готовились более 2-х месяцев, — признаётся Алексей. — Тогда вся наша первая шеренга получила правительственные награды. Благодаря той медали при уходе на пенсию получил звание «Ветеран труда».

— Служили мы тогда три года, — рассказывает ветеран. — Сегодня в армию призывают всего на один, и то не все хотят идти. Сыну фронтовика стыдно за этих молодых людей. Своих сына и внуков он воспитал и воспитывает так, как завещал отец. Считает, что и сегодня без армейской службы никуда, а в дни его молодости ни одна уважающая себя девчонка не пошла бы замуж, если парень не служил в армии.

Московская служба Алексея была богата на события: бывал в музеях, театрах, на выступлениях легендарных поэтов Роберта Рождественского и Евгения Евтушенко. Видел близко Хрущёва и Брежнева, членов правительства, космонавтов. С Алексеем Леоновым даже повезло сфотографироваться, жаль, затерялось то фото.

Брат на брата

Война на Украине — нынешняя боль ветерана. Она идёт в тех местах, где он работал, где остались родственники. Одни из них живут в Днепропетровске, другие ещё ближе к зоне боевых действий. Идёт настоящая война, где кровь и слёзы, где брат воюет с братом. — Сердце кровью обливается, когда смотрю по телевизору репортажи с тех мест, — с болью в голосе говорит Алексей.

Наталья Бельцова

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *