Дорога, небо голубое: счастье — жить такой судьбою

rekalena.jpg

Рядовое утро. В редакции раздался телефонный звонок: сотрудники музея рассказали о том, что у них необычный посетитель — путешественник-автостопщик.

Спустя час, любитель разъезжать по стране на перекладном транспорте Иван Ширяев за чаем рассказывает о себе. «Страсть к путешествиям, видимо, засела в сознании с самого детства, — говорит он, — когда я был ещё совсем маленьким, над моей кроватью висела карта мира. Мама работала учителем географии, и в школе меня называли «Глобусом». Но отправиться из родного города Камышина Волгоградской области по России, чтобы посетить все города (а их без малого 1100), решился только два года назад. Раньше думал, это невозможно: денег на такое удовольствие не хватит. Но однажды познакомился с ребятами, которые путешествовали автостопом, послушал их рассказы, почитал об этом виде вояжа в интернете и убедился: нет ничего невозможного, было бы желание.

И огромное желание понесло меня к поставленной цели — в Магадан. Правда, чтобы её достигнуть, пришлось сначала объехать часть западной России, Украины, Белоруссии. По пути часто задерживался в некоторых городах, посёлках. Чтобы следовать дальше, нужно зарабатывать деньги на питание, принадлежности гигиены и прочие мелочи. Среднее специальное юридическое образование мне мало где пригодилось, зато навыки в строительстве оказались на вес золота. Рабочие руки везде нужны. В Ростове, например, подрабатывал на кирпичном заводе и в частных организациях занимался отделкой помещений. На самом деле, если минимизировать свои потребности, средств на жизнь в дороге уходит немного: у меня в среднем 100-150 рублей в день.

Затраты такие небольшие потому, что везде к путешественникам люди относятся по-доброму, помогают. За время своих странствий я сменил семь пар обуви, из них всего одну сам покупал, когда только отправлялся в путь, остальные — отдавали в дар случайные знакомые. Отдельная история с ночлегами. Разбивать палатку и ночевать в спальном мешке приходилось редко. На Западе почти всегда находил приют во всевозможных религиозных храмах и монастырях: православных, иудаистских, буддийских, католических и других. Много интересного удалось увидеть в Украине. Впечатлил Крым. Особенно окрестности Севастополя и Ялты. Он тогда ещё не был нашей территорией, но я беспрепятственно пересёк границу. Пограничники к путешественникам относятся лояльно.

Побывал в Чернобыле. Чем ближе к Зоне отчуждения, тем меньше там встречается машин. Центр города оказался не заброшенным: пятиэтажки заселены рабочими-вахтовиками, в частном секторе — около 80 жилых домов. Но на отдалённых улочках предстала совсем иная картина: ветхие завалюшки, обвитые кустарником по самые крыши (но окна целые), по ним скачут белки и дикие кошки. За неделю своего пребывания ни одного мутанта я там не встретил. Чернобыляне (не чернобыльцы!) живут, как и везде: ловят рыбу, выращивают картофель и капусту, собирают грибы, держат скотину, охотятся. К радиации они относятся спокойно. Говорят, что в Киеве её уровень выше, чем в Чернобыле. В центре города висит электронное табло с показаниями дозиметров всех объектов Зоны. Зашкаливает только в Припяти и в тех сёлах, где захоронены радиоактивные отходы. Ежедневно сюда приезжает 2-3 автобуса с туристами, много иностранцев. Они сидят внутри салона в респираторах, боятся выходить, только фотографируют через стекло. Местные шутят: «Чего приехали, раз боитесь, буржуи».

Дальнейший мой маршрут пролегал через Белоруссию. Там хороший автостоп. На трассе — много голосующих. Один коллега подарил мне шайбу — бумажный кружок, предназначенный для записей тахографов дальнобойщиков. Одной рукой голосуешь, другой показываешь водителю шайбу: я, мол, свой. Эта шайба не раз мне потом помогала. Все шесть областей Беларуси я объехал за восемь дней: в два захода по четыре дня. Ночевал на берегу реки Неман, озера Нарочи (оно, кстати, очень мелкое, чтобы окунуться, пришлось дойти почти до середины).

До желанного Мага-дана путь ещё предстоял неблизкий. Города мелькали, как картинки: Псков, Череповец, Вологда, Ярославль, Владимир …. До Ленска добирался гидростопом. Несколько дней дежурил на причале в надежде напроситься на какое-нибудь грузовое судно. Случилось чудо — капитан нефтяного танкера взял меня на борт, потом ещё отдельную каюту дал и кормил бесплатно. Пять дней я любовался пейзажами в путешествии по реке Лене. После того, как сошёл на берег, вышел на федеральную трассу. До Якутска пришлось трястись в душных кабинах попутных большегрузных и легковых машин, которые ехали по дороге, давным-давно не видевшей асфальта. Из Якутска я переправился через Лену на большом пароме гидростопом, как и через предыдущую речку.

По дороге в Магадан — красотища! Высокие сопки, живописные перевалы, бурные реки. На въезде в город установлена скульптура Эрнста Неизвестного «Маска скорби» — памятник жертвам ГУЛАГа. В посёлке Омсукчане Магаданской области со мной и проводником — местным жителем произошёл экстремальный случай. Он решил показать мне сопку «Фестивальную», с которой открываются потрясающие виды. Дорогу к сопке пересекала горная речушка Омсукчанка. Вроде неглубокая, но такая бурная, что все мои деньги, документы, обувь унесло течением. Проводник и вовсе не умел плавать, поэтому мне пришлось бежать километров семь по острым камням босым, чтобы вызвать спасателей и вытащить его оттуда.

Пока я терял свои документы в Омсукчане, единственную автомобильную дорогу, по которой собирался ехать дальше, размыло бурными речками после дождей. Командир военизированной горноспасательной части, находившейся в посёлке Дукат (куда худо-бедно добрался), разрешил мне остановиться у них, пока трассу не откроют. Спустя три дня, выехали на Камазе. Местами дорогу так затопило, что колеса большегрузной машины почти полностью скрывались в воде. До Тынды добрался с киргизами. Они сначала насторожились: спросили, нет ли у меня оружия, но когда я стал рассказывать им о своих путешествиях, немного расслабились.

Если бы я когда-нибудь собрался писать мемуары о своих странствиях, целую главу посвятил бы людям. Особенно мне понравились дальневосточники: доброжелательные, гостеприимные, готовые оказать помощь каждому, кто в ней нуждается. От них столько всего удалось узнать нового и интересного. Одни рассказывают невероятные истории о себе, другие — о традициях и обычаях своего народа, третьи просто хотят выговориться и затрагивают такие сокровенные темы. Благодаря неравнодушным попутчикам всегда удаётся добираться до нужного места: некоторые водители даже изменяют направление следования, чтобы подвести меня, куда надо. А порой я отклоняюсь от намеченного маршрута, если от кого-то узнаю об интересных местах, стараюсь туда обязательно попасть. Так, несколько дней назад заехал в селение Булаву Ульчского района. Местные жители подвезли меня на крыше своего автомобиля (потому что в салоне не было места) и даже предложили остаться на ночлег. С интересом я слушал сказания об ульчах, рассматривал необычные старинные предметы их быта, одежду. В посёлке Троицком Нанайского района посетил национальный музей, узнал, какой это необычный народ. Удивило, что они в быту широко используют разные травы: в еде, изготовлении утвари, лечении.

Под впечатлением остался и после экскурсии в вашем краеведческом музее: оказывается у небольшого района может быть такая богатая история. А школа, расположенная в районе железнодорожной станции, чем-то напомнила мне ту, в которой я когда-то учился у себя на родине. Дальше предстоит побывать в Приморском крае. Планирую там посетить 11 городов. А первого мая авиастопом (на самолёте) отправлюсь на Камчатку. Для того, чтобы попасть в этот необычайный край, пришлось договориться с администрацией заповедника, чтобы меня взяли в качестве волонтера. А уже в августе отправлюсь на остров Белый тоже волонтёром. Им — рабочие руки, а мне — возможность покорить неизведанные места. Думаю, придётся воспользоваться ещё одним видом стопа — железнодорожным. О таком не раз слышал: договариваешься с машинистом товарняка и едешь с ними в вагоне».

Для того, чтобы проехать по всем городам России, Ивану понадобится не менее пяти лет. Но он никуда не торопится, ведь для путешественника небо над головой становится крышей, деревья вокруг — стенами, а жизнь в пути — настоящим счастьем. Как говорил французский писатель Анатоль Франс, один день, проведенный в других местах, даёт больше, чем десять лет жизни дома.

Анастасия Шубина

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *