"Первая и последняя моя любовь — работа…"

usenkoln.jpg

Об авторе:

Лев Николаевич Усенко — старший сын нашего знаменитого земляка Николая Васильевича Усенко.

Лев Усенко — ровесник Вяземского района, родился 11 февраля 1933 года в пос. Вяземский. Он — первый в районе «золотой» медалист. В 1950 году с отличием окончил школу №20. В 1955 г. получил диплом с отличием Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта. 16 мая 1956 года получил права машиниста паровоза. Впоследствии прошел трудовой путь от слесаря-монтажника, главного инженера, начальника Хабаровского участка «Дальэнергоремонт» и директора центральной электростанции п. Соловьевска Амурской области. Последняя запись в трудовой книжке Л.Н. Усенко: «Заместитель начальника управления Приамурского округа Федерального органа ГОСГОР технадзора России в отставке».

Сегодня Лев Николаевич живет в г.Хабаровске. Несмотря на свой почтенный возраст (81 год), он продолжает оставаться страстным книголюбом, у него феноменальная память и неподдельный интерес ко всему, что происходит вокруг, в том числе и в его родном Вяземском районе.

9 декабря 2013 г. в России отмечался День Героев Отечества. В большинстве средств массовой информации, заметивших этот праздник, почему-то были забыты Герои Социалистического труда — обладатели почетного звания, учрежденного в декабре 1938 года, 75 лет назад. Удостоенным этого звания вручались золотая медаль «Серп и молот» и орден Ленина.

В начале 1950-х годов первым секретарем Вяземского райкома ВКП(б) был Герой Социалистического Труда Михаил Иванович Каменев. Свою высокую награду он получил за успехи, достигнутые в области сельского хозяйства где-то в Сибири, а на партийную работу в нашем районе был рекомендован вышестоящими партийными органами.

Достоверно известно о трех Героях Социалистического Труда, родившихся на вяземской земле, и об одном учившемся и начинавшим свой трудовой путь на станции Вяземская.

Гавриил Тимофеевич Васильев

родился 24 февраля 1928 г. в селе Виноградовка Вяземского района. Вырос в путейской казарме на перегоне Аван — Котиково возле моста через реку Большой Аван.

В тяжелый военный 1942 год четырнадцатилетним парнишкой начал работать монтером пути, в восемнадцать лет уже стал бригадиром, а в двадцать шесть — дорожным мастером. Молодой дорожный мастер привел в порядок закрепленный за ним участок пути по станции Гедике и в 1960 г. осознанно с женой и тремя маленькими детьми перешел на едва ли не самый худший на Дальневосточной железной дороге Хорский околоток — болотистое место, где много пучин, выплесков и перекосов пути.

На новом месте в полной мере проявился талант Гавриила Тимофеевича как всесторонне развитого руководителя-лидера, хозяина с большой буквы в полном смысле этого слова, до мельчайших деталей знающего путевое хозяйство и жизнь путейцев, имеющего настоящую инженерскую сметку.

Вне внимания энергичного, требовательного, технически грамотного дорожного мастера не оставались ни один путеец и ни один метр колеи. Уже через год околоток перестал числиться среди отстающих и начал занимать призовые места в соревнованиях.

Гавриил Тимофеевич учил своих подчиненных: «Путейцы не столько должны устранять неисправности, сколько преду-преждать их появление». Он постоянно заботился о широкой механизации труда путейцев, совершенствовании их технической квалификации. Он первым на ДВЖД ввел специализированные укрупненные бригады на ремонте пути. В образцовое состояние на околотке были приведены переезды, путевые знаки, инструменты.

В 1977 г. Гавриилу Тимофе-евичу Васильеву были вручены золотая медаль Героя Социа-листического Труда и орден Ленина.

Много инициативы, сил и энергии Г.Т. Васильев вложил в строительство образцового путейского городка. Все квартиры были здесь полностью благоустроены, строения и заборчики покрашены, территория вокруг заасфальтирована. Вид этого нарядного аккуратного городка невольно вызывал восхищение у всех приезжающих на станцию Хор по железной дороге.

Добрый десяток школ передового опыта проведен на этом образцовом околотке. Побывали здесь представители многих железных дорог Советского Союза. Восемнадцать дорожных мастеров стали последователями передового опыта Г.Т.Васильева.

Родина высоко оценила доблестный труд этого замечательного человека. Герой Социалистического Труда Гавриил Тимофеевич Васильев был награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, двумя знаками «Почетному железнодорожнику» и многими другими государственными и ведомственными наградами.

Иван Прохорович Толстоногов

родился 22 сентября 1925 года в селе Кедрово Вяземского района в семье потомков первых русских переселенцев на реку Уссури из Забайкалья. Маленький Ваня рано стал круглым сиротой и воспитывался в большой дружной семье брата отца — дяди Лёвы Толстоногова. Начальную школу он окончил в селе Кедрово, а затем учился в школе на станции Вяземская, где после семи классов поступил в железнодорожное училище.

С началом войны резко возросли перевозки по железной дороге. На защиту Москвы и на Ленинградское направление эшелон за эшелоном с курьерской скоростью (более 1000 км в сутки) помчались из Приморья, Приамурья, Забайкалья самые боеспособные дивизии, полностью укомплектованные закаленными с детства забайкальцами, дальневосточниками, сибиряками. 78-я стрелковая дивизия, которой командовал полковник из-под Иркутска Афанасий Павлантьевич Белобородов, впоследствии дважды Герой Советского Союза, генерал армии, прибыла из-под нынешнего Уссурийска в г.Истру под Москвой 28 октября 1941 года и влилась в 16-ю армию генерал-лейтенанта К.К.Рокоссовского. А к 28 ноября 1941 г. за массовый героизм, проявленный в ожесточенных оборонительных боях, дивизия была преобразована в 9-ю гвардейскую, командиру дивизии А.П.Белобородову было присвоено звание генерал-майора.

8 ноября 1941 г. по личному указанию И.В.Сталина под захваченный немцами Тихвин была дополнительно направлена одна полнокровная 65-я стрелковая дивизия, прибывшая из Даурии, под командованием полковника Петра Кирилловича Кошевого, будущего дважды Героя Советского Союза, Маршала Советского Союза. 9 декабря 1941 года г.Тихвин был полностью очищен от оккупантов, что позволило подво-зить грузы к «Дороге жизни» на Ленинград.

За образцовое выполнение заданий командования в боях с фашистскими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Президиум Верховного Совета союза ССР Указом от 17 декабря 1941 г. наградил 65-ю стрелковую дивизию орденом Красного Знамени.

Эти и другие дивизии и воинские части, сформированные, обученные и укомплектованные на Дальневосточном фронте (так назывался в то время Дальневосточный военный округ), а также отряды морской пехоты, составленные из моряков Тихоокеанского флота и Краснознаменной Амурской флотилии, направлялись на самые ответственные участки фронта от Москвы и Сталинграда до Берлина.

С 1942 г. из Владивостока и Находки увеличился поток грузов американской помощи по ленд-лизу: вооружение, паровозы, сотни тысяч автомобилей — студебеккеров, шевролетов, фордов, доджей, виллисов, материалы, станки и другое оборудование, продовольствие. В течение лета 1945 г. сплошным потоком на Дальний Восток и в Забайкалье шли эшелоны с войсками, которым после победы над Германией предстояло за 3 недели освободить Маньчжурию, Южный Сахалин, Курильские острова и Северную Корею от японских оккупантов.

Вся эта масса войск и грузов перемещалась по Транссибу на паровозной тяге.

На Дальневосточной и бывшей Амурской железных дорогах главным видом топлива для паровозов во время войны, да и в послевоенное время вплоть до окончания паровозной эры, был райчихинский бурый уголь, который добывался в Амурской области, входящей тогда в состав Хабаровского края.

Паровозы на предприятиях угольной промышленности были еще дореволюционной постройки, вагоны часто повреждались при погрузке и выгрузке и нуждались в ремонтах. Квалифицированных специалистов зрелого возраста в условиях военного времени не хватало. Для частичного выправления положения решено было направить в Райчихинск группу из 60 ребят, включая Ивана Толстоногова, прошедших первый год обучения в железнодорожном училище и овладевших начальными навыками слесарного дела.

Условия работы порой при температуре минус 40 градусов и ниже, проживания в нетеплой общаге, питания, не перегруженного жирами, белками и углеводами, что знакомо многим еще живущим «детям войны», были не самыми, как сейчас говорят, комфортными.

Несмотря ни на что, Иван Прохорович Толстоногов достойно начал свой трудовой путь. Его отношение к работе, дисциплина и безотказность, любознательность и сообразительность были замечены, и он был направлен в местную школу ФЗО (фабрично-заводское обучение) на изу-чение экскаваторов — главных технологических машин на открытой добыче угля.

В 1943 году Иван Прохорович Толстоногов стал полноправным машинистом экскаватора и сел за рычаги этой непростой машины. Незаурядные способности и упорное трудолюбие помогли ему хорошо освоить все типы экскаваторов, работавших на райчихинском комбинате «Дальвостуголь».

Образцовое содержание машины, дисциплина и высокая квалификация всех членов экипажа, виртуозное владение техникой обеспечивали Ивану Прохоровичу постоянное перевыполнение планов и дополнительных обязательств. Наибольших успехов в труде он вместе с экипажем достиг при работе на громадных экскаваторах типа ЭШ 10/60 и ЭШ 15/90 (10 и 15 — емкость ковша в кубометрах, 60 и 90 — длина стрелы в метрах), изготовленных на Уральском заводе тяжелого машиностроения — Уралмаше. Им неоднократно устанавливались всесоюзные и мировые рекорды производительности этих машин.

За самоотверженный труд Ивану Прохоровичу Толстоногову в 1966 году было присвоено звание Героя Социалистического Труда. У него были и другие государственные и ведомственные награды, в том числе почетные знаки «Шахтерская слава» второй и третьей степеней. В общественной жизни он занимал активную жизненную позицию, неоднократно избирался делегатом на конференции и Всесоюзный съезд профсоюзов рабочих угольной промышленности.

Иван Прохорович любил общаться с молодежью. Вводил в профессиональный курс студентов-практикантов горных институтов и техникумов, увлеченно разъяснял охотно приезжавшим к нему на экскурсии учащимся технических училищ тонкости своей профессии. Его внук, кандидат технических наук Евгений Константинович Позынич, работает на кафедре «Путевые и строительные машины» Дальневосточного Государственного университета путей сообщения.

Вместе с супругой Татьяной Ивановной по мере возможности Иван Прохорович навещал Вяземский район, встречался с родными и знакомыми, самое теплое отношение сохранял до последних дней.

(Продолжение следует)

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *