Есть что уточнить и вспомнить

Вяземские Вести

Совершенно случайно на ленте новостей интернета, в рубрике «Точка на карте» в программе «Краеведение» я узнала, что «сначала Вяземскую заселили крестьяне, а потом казаки». Да, подумала я, надо подключаться. В этом году Вяземскому району исполняется 80 лет со дня его образования, есть о чем вспомнить и что уточнить.

Как знают все местные краеведы, Вяземский краеведческий музей, располагающий большими и разнообразными фотодокументальными материалами и предметами быта — первыми вяземские земли заселяли не крестьяне, а казаки. Потомки многих и поныне живут в селах района, да и в самом городе.

В 1858-1859 гг. XIX века берега Амурской протоки и реки Уссури заселяются «царевыми людьми» — казаками. Казачьи станицы Кукелево, Забайкальское, Шереметьево, Кедрово, Венюково и другие создаются с целью укрепления границы на Дальнем Востоке России. В 1899 году, спустя 4 года после фактического основания селения Вяземского, вой-сковая администрация Уссурийского Казачьего Войска подняла вопрос об образовании здесь казачьего поселка, сразу же переселив сюда три казачьих семьи, и возбудило ходатайство об официальном образовании здесь казачьего поселения Гленовский, по имени атамана.

Колонизация дальневосточных территорий в обозреваемый период определялась, с одной стороны, внутренними потребностями страны, с другой — внешнеполитическими причинами, в том числе необходимостью защиты вновь освоенных земель. Наибольший приток населения на Дальний Восток начался в конце XIX века.

А вот в начале XX в. начинается строительство Дальневосточной железной дороги как начального участка Транссиба 17 марта (по старому стилю) 1891 года, когда Император Александр подписал Высочайший рескрипт. 19 мая 1891 года старого стиля Цесаревичем Николаем во Владивостоке была заложена железная дорога — Транссибирская магистраль.

Строительство Дальневосточной железной дороги (до 1936 года — Уссурийская железная дорога), как мы уже знаем, началось в 1891 в связи с экономическим освоением Дальнего Востока России. В 1895 началось регулярное движение на участке Владивосток — Иман (ныне ст. Дальнереченская). В 1897 была введена в эксплуатацию линия Хабаровск — Владивосток. Прямое движение поездов от станции Архара до Владивостока было открыто в 1916 с вводом в эксплуатацию железнодорожного моста через р. Амур у Хабаровска. В 1900 г. на дороге работало более 5 тыс. железнодорожников. Официальной датой основания дороги считается 14 ноября 1897 года — день сдачи в эксплуатацию Уссурийской железной дороги в границах Владивосток — Хабаровск.

Первый поезд по станции Вяземской прошел в сентябре 1987 года со скоростью 12 километров в час и тянул несколько вагонов. Вот тогда и начинается активное заселение крестьянами Приморья и Приамурья по железной дороге. Хотя и оставался еще долгий и тяжелый путь по морю через Одессу до Владивостока…

В связи с юбилеем Вяземского района, хочу напомнить землякам, что О.П.Вяземский был высокообразованным человеком. Родился он 30 октября 1839 в дворянской семье во Владимирской губернии. В 1850 г. в возрасте 11 лет поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения. Учился восемь лет, так как в 1840-1850-е в течение первых трех лет в институте кадеты получали среднее образование, а в последующие пять лет шло обучение профессии. К моменту окончания Вяземским высшего учебного заведения, в 1858, в России велось активное железнодорожное строительство.

После окончания Петербургского корпуса инженеров путей сообщения принимал активное участие в изысканиях и строительстве многих железных дорог в стране и за рубежом. Руководил изысканиями и строительством Уссурийской (ныне Дальневосточной) железной дороги с 1892 по 1897 год выдающийся русский инженер путей сообщения, специалист в области изысканий, проектирования и строительства железных дорог в России Орест Полиенович Вяземский.

Был членом Приа-мурского отдела ИРГО (Императорского Русского географического общества), выступал на заседаниях Отдела с докладами и сообщениями о ходе строительства дороги. Я читала его отчеты в Делах ПО ИРГО Государственного архива Хабаровского края. В Музее истории Дальневосточной железной дороги, который открылся 10 мая 1983 года в г. Хабаровске, хранятся более 2 тысяч подлинных предметов и документов, повествующих о вехах становления стальной магистрали в нашем крае, в том числе альбом, который представил Вяземский к докладу. Есть там фотографии и предметы, имеющие отношение к нашим вяземцам, первые жилые и военные здания, снимки Вяземской православной церкви.

Кстати, здание музея истории Дальневосточной железной дороги построено из бревен в стиле ретро-вокзала в 2010 году. При проектировании музейного помещения для стационарной экспозиции музея истории Амурского моста был взят за основу чертеж первого вокзала ст. Вяземская Уссурийской железной дороги постройки 1897 года. Современное музейное здание ретро-вокзала является уменьшенной в 1,5 раза копией исторического вокзала станции Вяземской. Кто не бывал в этом музее, советую посетить вяземцам, особенно железнодорожникам и не только, конечно!

С 1898 г. О.П. Вяземский работал в Министерстве путей сообщения. Затем Оренбург-Орская железная дорога. После завершения строительства Оренбург-Ташкентской железной дороги в 1909 О.П. Вяземский числился по Министерству путей сообщения.

На юбилейном заседании 25 июня 1908, посвященном 50-летию инженерной деятельности О.П. Вяземского, министр путей сообщения особо подчеркнул: «Дарования Ореста Полиеновича помогли ему с блестящим успехом выполнить трудные задачи, на него возложенные: изыскания и постройка дорог выполнены безу-пречно…»

Деятельность О.П. Вяземского на Дальнем Востоке была высоко оценена современниками. Его именем названа станция на Уссурийской, ныне Дальневосточной железной дороге (станция Вяземская). А в Хабаровском железнодорожном училище была учреждена стипендия имени О.П. Вяземского.

За заслуги перед Отечеством О.П. Вяземский был награжден орденами Св. Станислава, Св. Анны, 3-й и 2-й степени (за изыскания Забайкальской железной дороги) и орденом Св. Владимира 4-й степени. На всемирной Парижской выставке в 1900 г. О.П. Вяземский был награжден золотой медалью.

На долю О.П. Вяземского выпала честь быть изыскателем самых трудных участков Сибирской железной дороги — уссурийского, забайкальского и кругобайкальского. Вяземский как инженер путей сообщения, специалист в области изысканий, проектирования и строительства железных дорог имел неофициальное, но широко признанное его коллегами, звание «Бог изысканий». Он выполнил изыскания более 12 тыс. км железнодорожных линий. Скончался Орест Полиенович Вяземский 11 февраля 1910 в возрасте 71 года и был похоронен в Петербурге.

Так что мы должны гордиться тем, что имя этого талантливого инженера (каких сегодня не хватает России, Дальнему Востоку) замечательного человека, патриота своей страны носят станция Вяземская, город Вяземский и район.

Вот так разбежались мысли мои от «Точки на карте» — программы «Краеведение» губернского телевидения. Хотя комментарии и замечания к выпуску этой рубрики не закончились. Это будет следующий материал. Он будет посвящен теме железнодорожного парка, в «дебрях которого забил фонтан…» Дети, внуки и правнуки тех, кто садил деревья в 1930-1940 гг. и строил этот парк, играл и танцевал на танцевальной площадке, отзовитесь, пришлите в районную газету фотографии.

С уважением

и любовью Л. Корнева (Жело), первый директор Вяземского музея,

кандидат исторических наук, музеевед и краевед

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *