Жизнь не должна превратиться в "фаст фуд"

rodsobr.jpg

На районном родительском собрании педагоги, представители родительских комитетов школ, заинтересованных служб и ведомств обсудили тему: «Семья и школа — экология души».

Уже несколько лет подряд собрание проводится в виде встречи за «круглым столом». «Такая форма общения у нас прижилась, — открывает заседание зам. главы администрации района Лариса Ивановна Гордеева, — потому что в ходе непринуждённой беседы и учителям, и родителям легче выразить и донести всё, что у них наболело, чем хотелось бы поделиться.

Сегодняшняя тема выбрана неслучайно: педагогов, родителей и всех, кто так или иначе связан с воспитанием детей, волнует, какими они вырастут. Ведь в наше высокотехнологичное время с сумасшедшими ритмами жизни, когда мы привыкли в первую очередь заботиться о материальном благополучии, не всегда удаётся подумать о духовном образовании наших детей. А в результате часто бывает так: ребёнок вырастает состоявшимся в карьере, самодостаточным, но превращается в потребителя, разрушителя всего вокруг и себя самого. Наша задача — сделать всё, чтобы дети были не только успешными в учёбе, творчестве, но и милосердными, добрыми, честными».

«Проблему недостаточного нравственного воспитания в школе и семье мы затрагиваем на всех районных родительских собраниях, которых за эти годы провели 13, — продолжает зам. начальника управления образования Елена Владимировна Нерух, — сегодня учащиеся младшей школы изучают целый раздел, посвящённый духовности и культуре России и других государств. Учителя на уроках вместе с детьми часто обсуждают вопрос: забыты ли наши корни и традиции или наоборот возрождаются»?

Свою точку зрения по этому поводу высказывает настоятель вяземского православного храма святителя Николая отец Георгий: «Вы знаете, я не раз бывал на уроках нового предмета — «Основы религиозных культур и светской этики». Занятия в разных школах проводятся по разным направлениям, которые выбрали родители. Но главное, что каждый курс разработан так, что учителя на примерах из жизненного опыта, художественных произведений объясняют детям, к чему приводят нас добрые и злые поступки.

Конечно, каждый человек должен знать историю своей семьи, края, страны, осознавать кто он, почему думает и поступает так, а не иначе. Тогда найдутся ответы на многие вопросы. В этом году наш край потрясло страшное бедствие — наводнение. Мне довелось побывать в Комсомольске-на-Амуре в самый разгар буйства стихии. Вы знаете, поразило то, насколько люди сплотились. Молодые парни живой дамбой защищали свой город: долгое время стояли в холодной воде и держали в руках тяжёлые тенты. Здесь же дежурили чужие жёны и дети, поддерживали их (кто-то специально вязал тёплые носки). Узбеки готовили в больших казанах плов, чтобы всех накормить. Разве в Великую Отечественную войну наш многонациональный народ не так же самоотверженно встал на защиту Родины? Я считаю, что о таких поступках современников (а не об убийствах на межнациональной почве) нужно рассказывать школьникам, молодёжи».

«С этим нельзя не согласиться, — продолжает разговор директор районного информационно-методического центра Марина Александровна Ананьева, — о доброте, честности, милосердии с детьми мы должны говорить не только на занятиях основ религиозных культур и светской этики, но и географии, обществознания, истории. Сегодня сами подростки, молодёжь задумываются над тем, какой поверхностной, безразличной порой становится их жизнь. Недавно в интернете наткнулась на видеосюжет под названием «Жизнь за две минуты», снятый молодыми людьми.

Суть его в том, что парень представил, будто его жизнь — это коробка, в которой есть он — студент (один из тысячи таких же), есть учёба, (не ради знаний, а просто, чтобы получить записи в зачётке и диплом), любовь (правда она доступная, без томных вздохов и страданий), друзья (которых нельзя назвать близкими), ещё есть сладкое (любимая еда, развлечения, острые ощущения). Вот и всё, коробка пуста. В заключение он говорит: «Современная жизнь большинства молодёжи — это «фаст фуд»: быстрая еда, дружба, любовь. Нет в ней глубины, настоящих чувств, переживаний, сострадания…».

Участники собрания согласились с тем, что недостаточно ребёнку говорить: ты должен уважать окружающих, беречь природу, быть терпеливым. Нужно объяснить, почему он должен так поступать и самим папам и мамам, учителям подавать пример. Педагог изостудии Ирина Адамовна Королёва рассказывает, как с помощью искусства, доброго слова можно прикоснуться к душе ребёнка, чтобы она встрепенулась и пробудилась: «На своих занятиях мы не только развиваем творческие способности ребят, но и стараемся создать настроение того или иного полотна, керамической фигурки. Для этого и нужны так называемые беседы по душам. Говорим обо всём: что такое счастье, как его можно изобразить, какого человека можно назвать добрым, а какого — злым. Сейчас я предлагаю вашему вниманию презентацию, где дети сами обо всём рассказывают».

Включается оборудование, на большом экране появляются фото- и видеокадры, на которых мальчишки и девчонки что-то вместе рисуют, лепят. И в процессе беседуют. «Что такое душа?» — спрашивает их Ирина Адамовна. «Ну, это внутренность наша, она живая» — отвечает девочка. «Хороший человек какой?» «Он весёлый, улыбчивый, вежливый, добрый. Люди должны быть добрыми, но если кто-то обижает, нужно давать сдачи». «А если тебя ударили, а ты не дал сдачи, может обидчик подумает и поймёт, что был неправ?» — спрашивает педагог. «Наверное, да, потому что когда ты ударишь кого-то, тебе это вернётся, как бумеранг», — соглашается ученица.

«Такие беседы помогают детям понять, какие поступки, слова по-настоящему хорошие, а какие плохие, — объясняет участникам собрания Ирина Адамовна, — ещё мы с Александром Васильевичем Королёвым разработали свои творческие программы так, чтобы дети выполняли коллективные работы. Например, несколько ребят сделали из керамики стаю бродячих собак. Псы, идущие впереди, получились согнутыми, худыми (дети объясняли, что они уже побитые бродячей жизнью). Сзади — собачки, только что примкнувшие к стае, ещё не знают, как тяжело живётся без хозяев. Ребята сострадали им, говорили: хорошо, если бы животных взяли к себе добрые люди.

Другая работа — живописная. Мы рисовали древо жизни. Здесь юные художники представили, что на Земле воцарился мир и гармония: все животные, люди собрались у большого дерева, никто никого не обижает, не убивает. Ещё чем хороши коллективные работы: если у кого-то что-то не очень хорошо получилось, это незаметно, так как в целом работа замечательная. У ребят появляется стимул учиться нарисовать или слепить следующую работу лучше».

«Работа учреждений культуры также направлена на воспитание нравственности у детей и подростков, — продолжает разговор начальник отдела культуры администрации района Татьяна Викторовна Шабашная, — в течение учебного года в РДК для школьников проводятся уроки этикета, хороших манер. Артисты вяземского театра разыгрывают познавательные и красочные мини-представления с игровыми программами. Увлекательные экскурсии предлагает провести наш обновлённый музей, интересные выставки всегда готовят для детей работники районной библиотеки. Но проблема в том, что посещаемость культурно-массовых мероприятий сегодня низкая. Родителям попросту некогда вместе с детьми сходить на концерт, в музей или библиотеку».

Продолжили разговор о том, что у взрослых часто не хватает времени на своих детей, педагоги школы № 20 г. Вяземского — Татьяна Васильевна Радчишина и Ирина Владимировна Алек-сеева. Они предложили присутствующим посмотреть несколько видеосюжетов, снятых учениками, и обсудить их. Знакомой многим оказалась ситуация, когда ребёнок приходит домой, пытается рассказать маме что-то о своих успехах или неудачах, просит папу помочь с домашним заданием, а родители заняты своими «очень важными» делами и отмахиваются от него. В результате сын идёт на улицу гулять с друзьями.

«Здесь, как в зеркале, наверное, каждый родитель увидел себя, потому что хоть раз в жизни так поступал, — комментирует сюжет Ольга Геннадьевна Лудченко, представитель родительского комитета школы № 2 г. Вяземского, — и это страшно. Ведь мелочей в воспитании не бывает. Мы отмахнёмся от ребёнка сегодня, завтра, а послезавтра его в свои объятия примет улица и будет засасывать, как болото. Если папа и мама хотят, чтобы дети были послушными, внимательными, успешными, они должны в них вложить много сил и терпения».

«Не всегда есть настроение шить костюмы на Новый год, разучивать слова сценки, в которой будешь участвовать вместе с детьми, — продолжает тему многодетная мама из села Аван Антонина Викторовна Бондарь, — но когда видишь счастливые глаза своих дочерей и сыновей от того, что их мама и папа стали Дедом Морозом или Бабой Ягой на школьном празднике, счастье переполняет и тебя. И неважно, что во всех праздниках, соревнованиях только ты из родителей и участвуешь, главное, что дети чувствуют поддержку близких».

Подводя итог, участники собрания пришли к выводу, что семья и школа должны совместными усилиями на собственных примерах, запастись терпением, стараться воспитывать в детях лучшие человеческие качества. Учителя, представители родительских комитетов донесут всю информацию в свои школы на общешкольных и классных родительских собраниях. За хорошее воспитание своих детей и активное участие в жизни школы от управления образования благодарственные письма вручили: С.А. Бардыс (п. Дормидонтовка), А.В. Бондарь (с. Аван), Н.А. Востриковой (с. Капитоновка), С.В. Кузнецовой (с. Глебово), О.Г. Лудченко (г. Вяземский), Т.Н. Мельник (с. Дормидонтовка), О.Б. Парыгиной (г. Вяземский), О.М. Свинарчук (с. Красицкое), И.М. Снегур (г. Вяземский), Т.Е. Ушаковой (г. Вяземский), М.Я. Шляпиной (с. Котиково), О.А. Шеффер (с. Шереметьево).

Анастасия Шубина

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *