"Учить по старинке уже не получится"

Вяземские Вести

Начало учебного года совпало с одним из поворотных моментов в модернизации отечественного образования — принятием нового закона. На ежегодной августовской конференции педагоги не только проанализировали результаты своей работы, но и узнали о том, какие задачи перед ними ставит государство. Об этом в своем интервью рассказывает начальник управления образования администрации района Марина Петровна Савченко:

— В этом году мы неслучайно собрали на конференции и руководителей образовательных учреждений, и педагогов. Заместитель министра, начальник управления по надзору в сфере образования и науки Хабаровского края Виктор Москвин, принявший участие в заседании, подробно разъяснил суть нового закона, рассказал, какие задачи нам предстоит решать в рамках его реализации.

— Принятый закон что-то в корне меняет?

— Он существенно отличается от предыдущего. Если раньше положения законодательства касались в основном управленческих и финансово-экономических отношений в сфере образования, то теперь регулируется его содержание, регламентируются права и ответственность учителей, родителей, школьников. В целом, все права и гарантии, которые предоставлялись прежним законом, сохранились и расширились.

Дошкольное образование теперь выделено, как первый и обязательный уровень обучения детей. Поэтому оно должно стать и общедоступным. На государственном уровне закреплён статус педагога: его права и свободы, а также зафиксирована оплата труда (она будет соответствовать средней заработной плате в регионе).

Важно, что теперь упор сделан на качество обучения и воспитания. Для этого сегодня есть все возможности, остаётся лишь ими воспользоваться. В новом законе подробно говорится о разных формах образования: семейном, дистанционном, сетевом. Кое-что мы, конечно, уже применяем в своей работе. Например, из 13 детей-инвалидов, обучающихся на дому, четверо у нас получают знания с помощью дистанционных технологий. Но этого недостаточно. В первую очередь мы должны поднять на более высокую ступень знания, которые получают наши школьники.

— Итоги аттестации вы уже подвели. Как оцениваете уровень подготовки учеников выпускных классов?

— Средний тестовый балл по обязательным предметам у выпускников 2013 года выше, чем результаты предыдущих лет. Есть успехи в предметах по выбору: в сравнении с прошлым годом, наши ребята лучше сдали физику, обществознание, литературу. Значительно увеличилось число ребят, набравших более 80 баллов: с 7,7 % до 11,4%. Анализ результатов сдачи ЕГЭ показал, что большинство учащихся выполняют средний уровень тестовых заданий и преодолевают минимальный порог, а вот высокие баллы набирают немногие.

Есть пробелы в некоторых предметах: английском языке, биологии, химии. По словам Виктора Москвина, новый закон как раз позволяет их заполнить посредством сетевого взаимодействия учреждений образования. Например, на базе одной из школ нашего города открыть специально оборудованные классы биологии, химии, где с учащимися из разных школ будет заниматься сильный педагог.

— В новом законе особое внимание уделено детям с ограниченными возможностями здоровья.

— Да, теперь приоритет отдаётся обучению их не в специализированных, а в обычных школах. Для создания универсальной безбарьерной среды в 2013 учебном году в школах № 1, 2 г. Вяземского будут установлены пандусы и поручни, оборудованы санитарно-гигиенические комнаты. Сегодня разработана проектно-сметная документация и определён перечень оборудования для сенсорных комнат, которые появятся в этих школах.

— Работа с одарёнными детьми по-прежнему остаётся одним из главных направлений в развитии образования?

— Конечно, закон акцентирует внимание и на талантливых ребятах. Набирает обороты олимпиадное движение. С каждым годом увеличивается количество вяземских школьников, принимающих участие в районном и краевом этапах всероссийской олимпиады. В этом году из 42 участников в 19 предметных олимпиадах краевого этапа один стал победителем, четверо — призёрами.

Ежегодно выделяются средства на поощрение одарённых детей, им вручаются именные стипендии губернатора края и главы района, премии за победы в конкурсах, олимпиадах, на соревнованиях. Три года подряд наши ребята становятся губернаторскими стипендиатами, а в этом году сразу двое вяземских школьников получили эту награду: Егор Рубан (школа № 20) и Алина Шахрай (школа № 2).

— Чтобы достичь успехов в учёбе, спорте или творчестве, ребёнок должен развиваться с раннего возраста. Какие требования выдвигает новый закон к работникам дошкольного образования?

— В наше время уже недостаточно просто присматривать и ухаживать за детьми. В дошкольном образовании тоже вводится федеральный государственный стандарт. Подготовка к школе, развитие индивидуальных способностей каждого из детей — станут главными составляющими работы воспитателей детских садов. В соответствие с этим разрабатываются и обучающие программы для дошколят. Сразу хочу успокоить родителей и педагогов, никто не собирается превращать детский сад в школу, тотальной оценки уровня подготовки детей не будет.

Одно из главных преимуществ нового законодательства ещё и в том, что дошкольное образование теперь должно стать общедоступным. У нас в районе пока существует проблема очерёдности в детские сады, которую намечено разрешить в ближайшие три года. Прошлой осенью мы начали строительство нового детского сада на 115 мест. Но из-за того, что 94-й Федеральный закон о тендерах не даёт возможности самостоятельно выбирать строительную организацию, аукцион выиграла компания, которая предложила меньшую сумму за выполнение услуг.

В результате, строители нарушили сроки сдачи объекта, есть вопросы и по качеству выполненных работ. Сегодня администрацией района подготовлено соглашение на расторжение контракта с подрядчиком. Строительные работы продолжатся после того, как будет заключен договор с другой компанией. Ситуация контролируется министерствами строительства и образования края.

На данный момент правительством Хабаровского края утверждён перечень документов на возведение в 2014-16 годах ещё двух детских садов: на 115 мест — в г. Вяземском, на 75 мест — в п. Дормидонтовка. А пока строятся новые здания садиков, мы стараемся решить проблему организации детей. За последние два года в дошкольных учреждениях района открыто 74 дополнительных места, 59 малышей посещают сады в режиме кратковременного пребывания. Сейчас ведётся ремонт детсада в селе Котиково, в октябре здесь откроется дополнительная группа на 20 мест.

— Начальная школа тоже постепенно меняется. Третий год реализуется федеральный государственный стандарт начального образования второго поколения. Расскажите о преимуществах развивающих программ.

— В школах района увеличивается количество начальных классов, которые обучаются по трём развивающим программам: Занкова, Эльконина-Давыдова, «Школа-2100». Уроки этих программ построены так, что дети учатся не только читать, писать, но и решают творческие задачи, приобретают навыки исследовательской работы. Учитель создаёт такие условия, при которых дети не теряют интерес к учебе и осознают, что чем дальше, тем интереснее получать новые знания. Кроме того, у ребят есть возможность посещать внеурочные занятия, развивать свои вокальные, спортивные, художественно-прикладные и другие способности.

В этом году в рамках эксперимента пятиклассники школы № 2 обучаются по новым федеральным государственным стандартам основной школы. Все педагоги прошли обучение в хабаровском институте развития образования. Требования государственного стандарта ставят перед ними серьёзную задачу — планировать ожидаемый результат и оценивать свою работу. Так что учить по старинке уже не получится.

— Новый закон как раз предусматривает оценку качества образования. Кто и как будет его оценивать?

— Законом введена независимая оценка качества деятельности, как системы образования в целом, так и отдельных образовательных учреждений. Причём, сделать это смогут и общественные объединения, и родительские комитеты, и профессиональные оценщики. Оценка будет проводиться по любым критериям на основе информации, размещённой на сайтах образовательных учреждений. Результаты мониторинга тоже появятся в интернете в открытом доступе.

— У нас в районе есть какой-то опыт проведения мониторинга работы школ?

— Безусловно, и специалисты управления образования, и педагоги школ постоянно анализируют результаты своей работы. На заседании августовской конференции директор школы п. Дормидонтовка Л.В. Банчужная поделилась опытом, каким образом они отслеживают успеваемость каждого ученика, развитие его творческих способностей (причём это не разовые, а систематические исследования). Если у ребёнка есть пробелы в знаниях, учитель ищет индивидуальные подходы, чтобы их восполнить. Оценивается в школе и работа педагогов, каждый из учителей в любой момент может оказаться на месте проверяющего или тех, кого проверяют.

— По каким критериям оценивать условия обучения, качество знаний, понятно. Возникает вопрос: как оценить качество воспитания?

— Закон сегодня рассматривает воспитательную деятельность, как компонент педагогического процесса, который строится на национальных ценностях российского общества. Могу сказать с уверенностью, что воспитательная система в нашем районе поставлена на должном уровне. Педагоги детских садов, школ, учреждений дополнительного образования проводят огромную работу для того, чтобы привить детям любовь к Родине, своему краю и району, научить их понимать и ценить красоту, уважать окружающих и многому другому.

— Давать интересные уроки, воспитывать в детях человечность, развивать творческие способности — это по силам хорошему учителю.

— Действительно, в школе многое зависит от педагогов. С каждым годом у нас всё больше квалифицированных специалистов: в прошлом учебном году аттестацию прошли 33 учителя, 7 из них теперь имеют высшую категорию, 26 — первую. На заседании конференции были награждены лучшие педагоги. Грамоты минобрнауки РФ вручены директору ДЮСШ С.П. Марченко, учителю истории школы № 20 А.Н. Остапцу. Грамотой минобрнауки Хабаровского края награждена директор ДЮЦ Т.А. Марченко. Грамоты главы района вручены учителю русского языка Э.А. Здор, учителю химии школы № 1 С.И. Ласкиной, педагогу-логопеду детсада № 2 И.В. Лобода, учителю химии и биологии школы №20 Е.В. Савченко, воспитателю детсада № 3 И.Д. Недозреловой. В связи с уходом на заслуженный отдых благодарственными письмами и грамотами награждены методист ДЮЦ А.И. Дагаярова и учитель русского языка школы №20 Т.Е. Коваленко.

— Не могу не спросить о внедрении в школах информационных технологий. Особенно родителей волнует, когда они смогут воспользоваться электронной системой «Дневник.ру»?

— С 1 августа к этой системе подключено 15 школ района, зарегистрировано 2060 учеников, 238 педагогов, 206 родителей. Для регистрации ученики и их родители могут получить код доступа в своей школе. К тому же, все школы имеют свои официальные сайты. Мы продолжаем пополнять электронными ресурсами школьные медиатеки (в каждой школе есть до 600 электронных изданий). На компьютерном оборудовании учащиеся и педагоги создают презентации, методразработки и прочее. В скором будущем нам предстоит обеспечить электронными ресурсами детские сады. И всё это делается ради достижения главного результата — дать качественное образование каждому ребёнку.

Беседовала Анастасия Шубина

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *