Без работы день годом кажется

mazur.jpg

считает 84-х летний Иван Иванович Мазур, который живет в Вяземском. А еще его любимая поговорка: «Корова на дворе — пища на столе».

Раньше о деревне судили по тому, сколько там держали коров. Если кормилица была в каждом доме, то село считали богатым. Потерять корову, особенно в неурожайный год, для крестьянина было равносильно смерти.

Иван вспоминает, как во время войны, когда он 11-14 — летним пацаном жил в селе Красицком, подсобное хозяйство спасало семью от голода, и ещё отправляли продукты на фронт, кормили защитников Отечества. Держали корову, свиней, кур, сажали большие огороды. Когда семья перебралась в город, то в тяжёлое послевоенное время также помогали выжить скотина и огород. В то время на Чупровке пастухи каждое утро выгоняли на близлежащее пастбище по три стада в 40-50 голов скота каждое.

Ещё несколько лет назад семья Мазур, костяк которой — Иван Иванович и его супруга Нина Григорьевна, держала не менее двух дойных коров, бычков, свиней. Сегодня скотины поубавилось, так как с возрастом пенсионерам становится всё труднее управляться с хлопотным хозяйством. Но и то, что осталось на подворье, свидетельствует о том, что ничем не заглушить крестьянскую жилку наших ветеранов. Кроме коровы Маньки, здесь держат годовалого бычка, есть месячный телёнок, который пока главный потребитель домашнего молока, также держат кур и пчёл.

В этой семье не покупают мяса, любят молочные продукты собственного приготовления, а мёд и сопутствующие ему продукты пчеловодства продляют ветеранам жизнь. Любимый напиток Ивана Ивановича — кофе с молоком и мёдом. — Употребишь утром и до обеда, чувствуешь бодрость, — делится глава семьи. А ещё он уже в течение десяти лет пьёт настойку из подмора пчёл. Недаром знатоки говорят, что если на участке есть хоть одна пчелиная семья, то пользы от неё больше, чем от мёда, который они могут дать. В этом Иван Иванович убедился лично, когда сумел восстановить зрение. — Раньше без очков мало что видел, а сегодня даже читаю без них, — говорит ветеран и добавляет, — когда осознаёшь, что это маленькое существо отдаёт свою недолгую жизнь для того, чтобы вырастить потомство и принести несколько капель мёда, часть которого достанется тебе, — появляется к ней большое чувство благодарности и восхищения. Отмечает, что если есть пчёлы, растительность на приусадебном участке оживает, лучше плодоносят плодовые деревья, лучше опыляются огурцы, помидоры, арбузы.

Ветерану горько осознавать, что молодые семьи не держат сегодня коров, другую скотину: — Нельзя жить в своём доме и ничего не держать, — считает он. — Люди стали меньше работать, — а ведь работа — движение, а движение — это жизнь! Сам он без работы не может прожить и дня. Рассказывает, как недавно родные хотели поберечь его и предложили на троицу (грех работать!) отдохнуть денёк. Выдержал только полдня, а потом пошёл на огород полоть траву.

Его неуёмный характер проявляется во всём. Например, уже два года из-за возраста сыновья не берут отца на сенокос, сами заготавливают корма бурёнке. Но крестьянская закваска берёт своё, он всё равно проверяет, как сложен стожок, не надо ли переложить верхушку, чтобы вода не попала внутрь сена. Идёт и делает по-своему.

Фамилия Мазур переводится с польского как всадник. Недаром у Ивана с детства любовь к лошадям. Его отец Иван Викентьевич работал конюхом в железнодорожном подсобном хозяйстве, и мальчиком он помогал ему ухаживать за этими благородными животными. В военное и послевоенное время лошадь была основной тягловой силой, на которой пахали, возили разные грузы. Жалеет, что не держали дома лошадей, были времена, когда приходилось на корове возить сено с полей.

Сегодня лошадь в личных подсобных хозяйствах мало востребована, её заменили «кони» стальные. Даже в собственном огороде картофель Иван Иванович окучивает с помощью культиватора. Отмечает, что за час-другой механизированной работы делает столько, сколько вручную за 3-4 дня. Но и после обработки посевов техникой пенсионер берёт в руки тяпку и идёт подправлять рядки, так как привык всю работу делать качественно. По-другому — не приучен!

Он сам построил сарай для животных, который исправно служит уже более 30 лет. В 80 лет с больной рукой построил баню, так как не смог долго ждать, когда заживёт перелом. И действительно, рука разработалась и действует нормально, хотя врачи давали неутешительный прогноз.

Жизнь пенсионера строится под знаком большого труда. Он родоначальник железнодорожной династии, начинал в локомотивном депо с помощника машиниста, дорос до старшего инженера-технолога. Три брата и сестра тоже были железнодорожниками. Сегодня машинистом тепловоза работает его сын Александр, внуки Степан и Роман — машинисты электровоза. Жена Нина Григорьевна более 15 лет отработала на станции Вяземская. За 57 лет супруги Мазур вырастили 4-х детей, у них 5 внуков и 2 правнучки.

А вот отдыхать ветерану приходилось крайне мало. Вспомнил, что за всю жизнь только два раза ездил на Кубань к родственникам жены и один раз — в Ессентуки по путёвке, когда ещё работал в депо. — От животных далеко не уедешь, — говорит Иван Иванович, — может ещё и поэтому немногие соглашаются заводить корову.

Наталья Бельцова

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *