Почта на колесах: "за" и "против"

pochta130336.jpg

Полтора месяца назад в шести селах района временно закрылись отделения связи. Теперь почта на колесах доставляет селянам корреспонденцию, оказывает разные виды услуг. В чем ее преимущества и недостатки, как восприняли новинку жители этих поселений, выяснял наш корреспондент.

Вот что пишут на почтовом интернет-сайте о специализированных машинах: «Передвижные почтовые отделения нового поколения разработаны по индивидуальным заказам для Почты России. По технической оснащенности они не уступают городскому отделению связи. Здесь оказывается весь спектр услуг: доставка печати, приём и доставка почтовых отправлений (включая экспресс и ускоренную почту), оформление подписки, розничная продажа товаров, финансовые операции, приём платежей». Но насколько своевременно люди получают почту и могут ли воспользоваться этими услугами в удобное для них время — это другой вопрос.

Забайкальское — одно из двух сёл (второе — Виноградовка), где жители оказались в невыгодном положении: сюда почтовая машина приезжает по вторникам и четвергам (до обеда). «Районная газета выходит в четверг, — не сдерживает эмоций жительница Забайкальского Надежда Куликова, — мы её получаем только на следующей неделе во вторник. Через день уже свежий номер печатают, а до нас «прошлогодние» новости доходят. Многие люди выписывают газету, чтобы программу получить, объявления прочитать, а она запаздывает на пять дней! ».

И это не единственная причина, по которой селяне недовольны передвижным отделением. «Машина стоит максимум полтора часа, — говорит Константин Фёдорович Якомаскин, — за это время люди успевают только почту получить, кто-то заплатит за свет, выпишет газ, газеты, журналы. А в дни выдачи пенсии на это и вовсе времени нет. А ещё приезжему почтальону нужно зайти к тем, кто совсем не ходит. У нас немало стариков, которые не в силах прийти даже за пенсией, потому что не выстоят очередь на жаре. Да и подняться по крутым ступенькам почтовой машины (без поручней) не каждый пенсионер сможет. Ищут разные выходы: кто-то оформляет доверенность на родственников, другие просят знакомых получить деньги по паспорту. Что будет зимой, мы и подумать боимся». Жители других сёл, где закрылась почта, столкнулись с теми же проблемами.

Ситуацию комментирует главный специалист переяславского почтамта Надежда Ивановна Вакина: «Количество и дни выездов в сёла, время стоянки машины мы определяли с учётом численности населения. В самые малонаселённые пункты выезжаем один раз в неделю и этого вполне достаточно: людей здесь мало, все успеют и почту получить, и услугами воспользоваться. То, что газета «Вяземские вести» и другая печатная продукция приходят в Виноградовку и Забайкальское с опозданием — вынужденное явление. Обслужить все шесть поселений в пятницу и субботу мы физически не можем, так как на передвижном отделении работает только один человек. В субботу машина едет в Венюково, Кедрово, в воскресенье — в Кукелево и Капитоновку. Время рассчитано по минутам, нередко задерживают переезды, пропускные пункты пограничников. Бывает, стоят машины лишние 20-40 минут.

Оборудована машина с максимальной комфортностью для работников и клиентов: снабжена автономными источниками электропитания, кондиционером, так что, независимо от погоды и времени года, в ней поддерживается стабильная температура. Поручни на ней действительно не предусмотрены (и людям с больными ногами забираться по ступеням трудно), но об этом я лично сообщала письменно руководству. По поводу зимы. Когда мы обращались к главам сёл с просьбой выбрать место для стоянки машины, просили учесть, что людям придётся какое-то время ожидать своей очереди, поэтому рядом должно быть общественное учреждение: Дом культуры, здание администрации, магазин. Насколько мне известно, это условие соблюдено во всех шести поселениях».

Ирина Сергеевна Сереброва проработала начальником отделения связи в Забайкальском почти девять лет, но до пенсии ей пока далеко (нужно трудиться ещё 11 лет). Теперь осталась без работы, как и другие сельские почтовики, которые попали под сокращение. «Хоть зарплата была небольшая, — говорит она, — но все же копейка. Да и люди никогда не обижались. Всегда знала, кому какую газету принести, что оплатить, на какое издание подписать. Пенсию каждая улица в свой день получала, как по часам. Обидно, такие трудные времена пережили (90-е годы), а теперь вот сократили». «Людей, конечно, нам жаль терять, — говорит Н.И. Вакина, — но другого выхода не было. Одного начальника (в селе Капитоновке) мы взяли почтальоном в это же село, работника из Кедрово перевели в Шереметьево. Некоторым предлагали устроиться в городское отделение связи, но автобусы ходят редко, добираться до места работы и обратно людям не на чем».

Главная цель мобильной почты — обеспечить доступ к услугам почтовой связи жителям отдалённых поселений. Нам удалось связаться с коллегами — журналистами газеты «Наше время» района имени Лазо. Они рассказали, что у них давно действует система выездной почты в отдалённые сёла (как у нас в посёлки — Шумный и Медвежий), а сейчас туда ездят специализированные машины. В некоторых таких деревнях (например, Васильевке) нет даже магазинов, поэтому почта для них чуть ли не единственное средство связи с «внешним миром». В вяземских сёлах почтовые отделения закрылись в связи с их нерентабельностью. Любое предприятие, конечно, стремится уменьшить расходы и увеличить доходы. Но, прежде чем начать экономить, может, стоит подумать, на ком и как скажется эта экономия?

Анастасия Шубина

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *