Из пункта "школа" — в пункт "профессия"

Вяземские Вести

Окончание школы — важный момент в жизни каждого человека. Последний звонок, выпускной бал и решение, пожалуй, главной задачи — выбор будущей профессии.

Механизм закрутился

Утомительные походы по институтам, техникумам, колледжам, изучение предлагаемых специальностей, бесконечные сомнения. Причём, решить, куда пойти учиться, нужно в короткие сроки. Всё это знакомо многим выпускникам минувшего столетия. Век нынешний ознаменован глобальными переменами, в том числе и в сфере образования.

В 2004 году вышел закон о внедрении в российских школах профильного обучения, с целью — помочь старшеклассникам как можно раньше определиться с выбором будущей специальности. Был дан толчок, и механизм закрутился. Школы стали пополняться новым современным оборудованием, педагоги проходили всевозможные курсы повышения квалификации, изучали дополнительную литературу, пробовали преподавать по учебникам новых авторов, искали нестандартные подходы в работе.

В Вяземском районе обучаться по профилю в десятых и одиннадцатых классах смогли только ученики средних школ города (первой, второй, двадцатой), поскольку профильный класс должен состоять, как минимум, из 25 человек. Прежде чем определить, какие предметы необходимо изучать углубленно, в каждой школе среди учащихся и их родителей были проведены опросы, учитывалось мнение большинства. Педагоги сельских школ тоже нашли выход: в выпускных классах стали преподавать отдельные предметы на профильном уровне. Например, в селе Котиково — это русский язык и обществознание, в Красицком — биология и русский.

Несмотря на то, что родители и сами ребята испытывали страх перед тем, что придётся более широко знакомиться с такими сложными предметами, как алгебра, геометрия, информатика, физика, положительные результаты не заставили себя ждать. Дети, которые обучались в профильных классах и дополнительно занимались на элективных курсах, чаще становились призёрами и победителями олимпиад, набирали больше баллов при сдаче ЕГЭ. Из девяти выпускников 2010 года профильного класса второй школы восемь поступили в вузы по своему профилю, в двадцатой школе из шестнадцати ребят поступили четырнадцать человек, в селе Аван — из восьми учащихся шестеро учатся в вузах на бюджетной основе.

Чем раньше, тем лучше

Для того, чтобы помочь ребёнку выбрать будущий профессиональный путь, родителям стоит как можно раньше обратить внимание на то, какие предметы ему даются лучше, чем он увлекается. Например, в двадцатой школе, которая выбрала информационно-технологическое направление, предпрофильная подготовка начинается с седьмого класса. На профильные предметы — информатику и математику отводится больше часов, материал изучается по развивающим учебникам (Г.В. Дорофеева, Ю.Н. Макарычева).

«В последнее время дети всё чаще идут в профильные классы, — рассказывает учитель математики Нина Ивановна Стрижак, — причём не только те, у кого есть математические способности. Как правило, более слабые тянутся за сильными и в итоге значительно лучше сдают ЕГЭ, чем ученики общеобразовательных классов. И в высшие учебные заведения ребятам легче поступить, а потом там учиться, ведь все необходимые основы закладываются в школе.

Наш выпускник Егор Сажнев в прошлом году без труда поступил в институт информационных технологий. Он не только сам учится отлично, но и проводит консультации по математическому анализу для однокурсников в комнате общежития. Кристина Эрлих поступала в биробиджанский политехнический университет, она и ещё один претендент на бюджетное место набрали одинаковое количество баллов. Кристина прошла только потому, что углубленно изучала математику».

Директор школы Галина Александровна Белошниченко отмечает, что благодаря работе неравнодушных учителей: Е.В. Каланчук, Н.И. Стрижак, Н.И. Азимовой, С.С. Кореневой, ребята достигают успехов. Помимо дополнительных часов и побед в олимпиадах, старшеклассники участвуют в краевых математических конкурсах, получают свидетельства об окончании заочного обучения в хабаровской физико-математической школе.

От общего — к частному

Вторая школа в этом году выпускает два одиннадцатых класса. Один из них специализируется на универсальном профиле. По просьбе родителей и самих учеников профильными предметами выбраны: русский язык, обществознание, право.

«В следующем учебном году, — говорит директор Марина Владимировна Корнелюк, — мы решили максимально расширить круг профильных предметов, обучая ребят десятых-одиннадцатых классов по индивидуальным учебным планам. Преимущество данного направления в том, что каждый ученик сможет выбрать «маршрут», по которому пойдет к поставленной цели — сдаче экзаменов и поступлению в профессиональное учебное заведение».

Выбор предметов, которые будут изучаться более широко, был определён по запросам нынешних девятиклассников и их родителей. Принималось во внимание наличие материально-технической базы (достаточное количество компьютеров, лабораторного оборудования), чтобы школьники получали не только теоретические знания, но и могли закрепить их на практике. Также учитывался уровень подготовки учителей.

Профильные предметы будут преподавать: русский язык — Е.А. Селякова, математику — В.Ф. Сухорослов, информатику — М.Н. Баранова, обществознание, право и экономику — Т.П. Асташенко. Учащиеся, которые будут сдавать менее популярные предметы: физику, химию, биологию, смогут посещать элективные курсы. «Теперь мы отходим от общего, — продолжает директор, — и приближаемся к частному, чтобы удовлетворить потребности каждого ученика. Конечно, сталкиваемся и со сложностями, например, составлением удобного расписания, но опыт уже наработан, мы будем его продолжать».

Наработан опыт и у педагогов. Марина Николаевна Баранова на протяжении шести лет преподаёт профильный предмет — информатику и ИКТ. «В отличие от общеобразовательного уровня, — объясняет она, — профильный позволяет окунуться в изучаемую науку детально.

Мы с ребятами подробно рассматриваем внутреннее устройство компьютера, принцип его работы, учимся программированию, создаём миникалькуляторы, графические редакторы. Самые способные мои ученики: Анна Холевицкая (выпускница 2010 г.) и нынешний десятиклассник Владимир Галифанидов. Проверку знаний я провожу по блочно-зачётной методике, отличающейся от школьной: выдаю блок материала, а затем принимаю зачёт. Так, по-моему, лучше усваивается информация, и ребята будут готовы к учебе в вузе или ссузе».

Альтернативный вариант

Совершенно новое направление в профильном обучении выбрало руководство первой школы. В следующем учебном году здесь открывается оборонно-спортивный профиль (по направлению работы с МЧС).

«Не каждому ребёнку под силу сдать такие экзамены, где нужны глубокие знания точных или гуманитарных наук, — рассказывает директор Максим Владимирович Лопатин, — вместо того, чтобы идти в техникум, мы предлагаем альтернативный вариант школьникам, физически развитым, спортивным. В программу обучения входят: специальная физическая подготовка, умение обращаться с оружием, психология, основы рукопашного боя, знания медицины, основы спасательных работ и прочее».

Такое направление подойдёт старшеклассникам, которые собираются учиться на сотрудников силовых структур, медицины, учителей физкультуры. Необходимые условия принятия в профильный класс МЧС: хорошее здоровье, сдача в девятом классе экзаменов по предметам ОБЖ и физкультура.

«Наша задача — вырастить не солдат, — продолжает директор, — а людей, готовых к любым чрезвычайным ситуациям. При этом основные образовательные дисциплины будут изучаться в прежнем объёме. Уже сегодня весь педколлектив ведёт работу по выбранному профилю: подбираются кадры, пополняется материальная база. Мы перенимаем опыт у хабаровских учебных заведений. В конце марта собираемся посетить кадетскую школу имени Ушакова».

На данный момент поступили 22 заявления от учащихся (16 — от ребят первой школы и 6 — второй и двадцатой школ) с просьбой принять их в десятый класс. Помимо учёбы они будут заниматься туризмом, осваивать навыки противопожарной подготовки, ходить в походы. Дополнительную информацию можно получить на школьном сайте: vzm1school.ukoz.ru

Менять или не менять, вот в чем вопрос

Многие школьники, которые сегодня заканчивают девятый класс, определились с выбором профиля дальнейшего обучения. А одиннадцатиклассники уже учатся по выбранному направлению. Главный вопрос всё же: менять или не менять школу. Ведь это не только новые преподаватели, обстановка, но и другие одноклассники, коллектив.

Илья Королёв, ученик 9 класса школы № 2: «Я уже точно решил, что пойду в десятый класс в первую школу. Перемен не боюсь, характер у меня уживчивый. Выбрал оборонно-спортивный профиль потому, что хочу поступить в школу полиции, потом работать в органах. Почему? Наверное, пошел по стопам отца, он там отработал 17 лет, дослужился до майора.

К намеченной цели иду уже сейчас, готовлюсь, занимаюсь легкой атлетикой в спортшколе у Александра Баяновского, занимал призовые места в районных и краевых (командных) соревнованиях. Сдавать буду физкультуру и ОБЖ».

Екатерина Микушева, 9 класс, школа № 2: «Я с выбором профиля определилась ещё в прошлом году. Собираюсь поступать в Дальневосточный государственный гуманитарный университет, на факультет журналистики. В одиннадцатом классе буду сдавать литературу. Сейчас у меня профильные предметы: русский язык, обществознание, экономика и право. Рада, что остаюсь в своей школе, здесь все родные: и учителя, и друзья, и одноклассники».

Дарья Васкевич и Елена Андреюк, школа № 20: «Мы остались в своей школе. Я собираюсь в академию экономики и права, а Лена — в университет путей сообщения. У нас профильные предметы — математика и информатика. Выбираем их, потому что они везде сейчас востребованы».

Всё стремительнее сменяются календарные листы, времена года, а жизнь ставит свою задачу: из пункта «школа» в пункт «профессия» выходят вяземские выпускники. Одни пойдут по пути общеобразовательному, другие — по профильному маршруту. А кто из вас быстрее достигнет цели, решайте сами.

Анастасия Шубина

На фото: М.Н. Баранова

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *