Дедушка Камиль

minhairov.jpg

Телевизионные репортажи — как сводки с поля битвы: здесь оскорбили по национальному признаку, там избили лицо кавказской национальности. Убили русского парня, и опять оттенок национализма присутствует, дескать убийца был другой национальности. Националисты вышли в масках на очередную демонстрацию и ратуют за Россию для русских. Смотришь и думаешь, неужели больше заняться нечем? Мало проблем у нас без национальной подоплеки? И гордишься тем, что мы — дальневосточники всегда отличались терпимостью к людям разного оттенка кожи или разреза глаз. Да и кто сегодня чистокровно русский, чуть копнёшь поглубже, — столько крови разной намешано! Поэтому нам делить нечего, господа хорошие, чего и вам желаем.

В селе Шереметьево живут люди разных национальностей: русские, башкиры, татары, узбеки, чуваши. — Никогда у нас разделений по национальному признаку не было, — говорит глава села Любовь Школьникова. — Если человек достойный, доброжелательный, работящий, то и отношение к нему соответствующее. В селе есть переселенцы из других республик: живут, растят детей и внуков, любят землю, которая стала им родной.

«Зову своего дедушку — дедулей…»

Ученица второго класса Шереметьевской школы Диана Зайцева на кон-курс «Мы — дальневосточники!» написала рассказ «Дедушка Камиль» о своём родном дедушке Минхаирове Камиле Мухамет-Галиевиче. Тёплые слова девочки о родном ей человеке нельзя не привести: «Мой дедушка самый хороший. У него такие добрые глаза, такие крепкие тёплые руки…

Я люблю сидеть у него на коленях, слушать разные истории, которые он рассказывает всегда интересно и смешно. Мой дедушка — настоящий артист, как жаль, что его выступление видим только мы, внуки. Он легко перевоплощается то в весёлую обезьянку, то в сказочного дракона, то в зайку-попрыгайку… Я зову своего дедушку — дедулей, дедулечкой, потому что очень его люблю. А осталь-ные жители нашего села зовут его по-разному: дети — дядей Колей, а взрослые называют по имени и отчеству, потому что уважают. Он всю жизнь проработал механизатором, ухаживая за нашей дальневосточной землёй, чтобы она давала хорошие урожаи, чтобы на столе у детей всегда были хлеб, молоко, овощи…

Я люблю слушать рассказы дедушки о его жизни. С удовольствием разглядываю альбом с фотографиями, на которых дедушка совсем молодой и красивый. Рассказы дедушки зародили во мне мечту побывать на Камчатке (он служил на Камчатке моряком целых три года), в этом удивительном крае, где океан бьется о скалистые берега. Где, не опасаясь никого, бродят медведи, где сдобренные пеплом вулканов растут деревья — великаны…

Вернувшись из армии, дедушка женился. У него шестеро детей и десять внуков — целый взвод. Шестого сентября 2011 года моему дедушке исполнилось 55 лет. Он ещё молодой, поэтому продолжает работать в нашем совхозе и о пен-сии пока не думает. Я очень горжусь дедушкой Камилем и хочу, чтобы он всегда оставался молодым, весёлым и здоровым».

К рассказу девочки можно добавить, что механизатором Камиль трудится более 30 лет. Сейчас работает в ОАО «Заря». Он профессионал, который хорошо знает специфику работы на земле, отлично разбирается в технике.

Камиль из многодетной татарской семьи. Из восьми детей он самый старший. На Дальний Восток семья Минхаировых приехала из Татарстана. Вначале жили в Бикинском районе, потом переехали в село Шереметьево, Камилю исполнилось тогда 11 лет. Родители работали в совхозе. Он помнит доброжелательное отношение к семье местных жителей, которые приняли переселенцев, помогли устроиться на новом месте. Никто и внимания не обращал, что они другой национальности. Минхаировы держали хозяйство: корову, свиней, сажали много картофеля, капусты, чтобы прокормить большую семью.

Особенно тяжёлыми оказались лихие 90-е, когда разваливался совхоз, не платили зарплату, в магазинах были пустые полки. Люди тогда выживали только за счёт своих огородов и животных на подворьях.

В семье взрослые разговаривали на татарском. В детстве Камиль хорошо понимал этот язык. Сегодня с горечью замечает, что уже давно не был на родине своих предков и жалеет, что стал забывать татарский язык. Все дети Минхаировых выросли достойными людьми. Они живут и работают на Дальневосточной земле, радуют его многочисленными внуками.

Сегодня Камиль живёт в своём доме один, у детей свои семьи. Но родные его не забывают, часто навещают. После смерти жены он держит на подворье только коз, чтобы малыши пили полезное козье молоко.

По отзывам окружающих, Камиль Мухамет-Галиевич очень добрый и отзывчивый человек, никому не отказывает в помощи. Доброжелательное отношение к людям породило ответную любовь и уважение.

Талантливая внучка

Внучка Камиля Диана — девочка талантливая, хорошо учится. Я заглянула в её портфолио, где кроме раздела «давайте познакомимся» и режима дня есть награды. Она призёр районной научно-практической конференции «Совята-2011». Награждена дипломами за участие в конкурсе рисунков и поделок «Золо-тая осень-2011», победитель конкурса «Новогодняя игрушка» и т.д.

Диана похожа на деда. Такие же карие глаза, тёмные волосы, красивые черты лица. Она активная, творческая девочка, любит рисовать, танцевать, мечтает быть хореографом. Вместе с мамой Людмилой Зайцевой на детской площадке возле благоустроенных домов участвовала в создании ледяного дракона — символа 2012 года. Причём воду они носили сами, а потом раскрашивали символ года акварелью и гуашью. Для продолжения темы ледяных фигур (аквариум, лягушки, водоросли) они морозили лёд дома на балконе. Не пожалели и домашние растения, которые вморозили в голубой лёд.

Старшая дочь

Людмила Камиловна Зайцева (урождённая Минхаирова) в Шереметьев-ской школе — заместитель директора по учебной работе, преподаёт технологию. У неё высшее педагогическое образование. Стаж работы в школе более 12 лет. Од-но время вела занятия ИЗО, потом талантливого педагога заметили и предложили повышение.

— Мне очень нравится моя работа, родное село. Здесь мне дышится легко и никуда не хочется уезжать, — говорит Людмила.- Предлагали работу в Приморье, но я осталась в родном Шереметьево. Школа для меня всё, я с ней сроднилась. Это родной дом, без которого я уже не могу.

Каждый день с 8-30 до 17 вечера она учит ребятишек, которые, по её сло-вам, стали родными. После работы спешит в садик за младшим сыном Марком. Дома поздно вечером опять садится за компьютер, чтобы приготовиться к занятиям на следующий день. Много приходится читать дополнительного материала, чтобы использовать его на своих уроках. Такой график можно выдержать, только если очень привязан к делу, которому служишь.

— Дети у нас добрые, уважительные, — продолжает педагог, — и очень талантливые. На уроках технологии мы занимаемся вышивкой, шитьем, вязанием спицами и крючком, аппликацией и многими другими вещами. Это всё ребятам пригодится в дальнейшей жизни. Уже сейчас они могут своими руками приготовить подарки к праздничным датам мамам и друзьям. Например, сегодня мы изучаем новую технику — «кастомайзинг». Она очень модная в нынешнем сезоне. С помощью неё можно преобразить изделие, придать совсем иную жизнь обычным вещам, сделать их модными и современными.

Её ученики рисуют, занимаются бисероплетением, сами изготавливают браслеты, брошки. Принимают участие в различных конкурсах. Например, за участие в международном конкурсе рисунков «Нарисуй свою мечту» они получили из Японии брошюры с лучшими рисунками победителей.

Людмила думает, как благоустроить и сделать уютнее свой второй дом. Коридор школы оформлен работами её учеников и ею самой. Здесь коллажи, аппликации, рисунки. В школе многое сделано её руками. В классе, где учится дочь Диана, она мастерски оформила уголок.

— Дома у меня тоже стена расписана в технике коллаж, — говорит Людмила. — Мужу и детям нравится. За победу в конкурсах иной раз получаешь очень нужные вещи. Например, однажды за победу в краевом конкурсе вручили соковыжималку.

Она ждёт отпуск, чтобы побывать на выставках в других городах — вдохновиться красотой и мастерством чужой культуры, набраться свежих идей и впечатлений, которые потом помогут внести новшества в занятия по технологии или МХК (мировая художественная культура), которую она ведёт с 2011 года

На своих уроках Людмила учит детей прекрасному, тому, что нужно уважать другие народы, любить свою историю, своих предков. — Нужно любить людей и относиться к ним так, как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие, — считает педагог и вместе с ней её ученики.

Наталья Бельцова

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *