По милым улицам пройду

gorod021242.jpg

Праздничные мероприятия, посвященные 60-летию города, прошли в Вяземском 16 сентября. Между тем, статус города город Вяземский получил 25 октября 1951 года в соответствии с Указом Президиума верховного Совета РСФСР «О преобразовании рабочего поселка Вяземский в город районного подчинения».

Однако основание Вяземского поселения начинается гораздо раньше — ранней весной 1895 года. Первыми поселенцами были 17 домохозяек, 15 крестьян — переселенцев и ссыльнопоселенцев, 2 казачьи семьи. Своим трудом они расчистили и осушили занятую местность, сделав ее годной не только для поселения, но и для хлебопашества. Дальнейшее развитие населенный пункт получил в связи со строительством второй очереди Уссурийской железной дороги. Проектное название населенного пункта на 1894 год было — «Медвежий» — по медвежьим местам, среди которых он расположился.

В 1894 году на станции был построен первый деревянный вокзал, и одновременно с этим, по приказу генерал-губернатора Н.И. Гродекова, станция стала носить имя начальника строительства Уссурийской железной дороги Ореста Полиеновича Вяземского.

В это же время в сопредельном Китае императором было жестоко подавлено крестьянское восстание. Тысячи обездоленных разбрелись по лесам и горам Маньчжурии, спасаясь от преследования правительства. Шайки разбойников часто проникали на русскую территорию через реку Уссури, нападали на поселения, грабили и убивали их жителей. Для охраны Уссурийской железной дороги и станции Вяземской было принято решение: поселить возле станции семьи переселенцев из состава уссурийских казаков.

Переселенцы получили участки под застройку, наделы земли, ссуду на приобретение скота и оружие: винтовку и шашку. Был назначен старший и определен церковный приход в селе Венюково.

К 1898 году на станции Вяземская были построены здание вокзала, деревянное локомотивное депо, водокачка на реке «Вторая Седьмая», резервуар для воды, баня, больница, школа, казарма железнодорожного батальона и часть жилых домов.

Только в 1899 году, спустя 4 года после фактического основания селения Вяземского, войсковая администрация подняла вопрос об образовании здесь казачьего поселка, сразу же переселив сюда три казачьих семьи.

С увеличением казачьего населения, последнее стало запрещать крестьянам пользоваться пахотными и сенокосными угодьями, отбирать у них разработанные пашни. Данные притеснения казаков вызвало со стороны крестьян ряд ходатайств перед местным высшим начальством об отводе им земельного надела. Со своей стороны войсковая администрация поспешила в 1900 году поселить в поселок Вяземский еще несколько казачьих семей из старожилов. Таким образом, вопрос об участи поселка Вяземского был разрешен местным начальством в пользу казаков, с переименованием в станицу Гленовскую. При этом крестьянам-переселенцам было предоставлено на выбор: либо оставаться в поселке в качестве постороннего населения, иначе говоря — на положении арендаторов, либо перебраться на образованный в 5 верстах от станции Вяземской переселенческий участок Отрадный. Крестьянам не было другого выбора, как смириться с решением Военного Совета и остаться на своей земле в качестве арендаторов, так как они уже построили дома и успели обзавестись первым хозяйством. Таким образом, селение Вяземское было территориально разделено на крестьянское и казачье (Гленовское).

В первые годы постоянное население обоих сёл росло медленно. В конце 1900 года здесь проживало всего 36 домохозяев, из них 17 крестьян, 8 казаков, 5 ссыльнопоселенцев. Крестьянское селение стремительно разрасталось и уже в 1905 году получило название Вяземское. К 1906 году здесь насчитывалось уже 18 домов, то есть практически столько же, сколько было в станице Гленовской. Строевой лес заготавливали на месте — не далее 1-2 км. Кирпич для домов и печей производили на двух заводах. Эти небольшие кустарные предприятия с напольными печами и ручным трудом располагались по оврагам восточной и западной стороны станции.

Первые поезда водили солдаты железнодорожного батальона, они же были стрелочниками и слесарями по ремонту локомотивов, сопровождали поезда кондукторами. Солдаты для такой работы были подготовлены из наиболее грамотных.

После окончания пятилетнего срока демобилизованные машинисты, слесари оставались трудиться на станции Вяземской. Женились на переселенках, основывали семьи. Получали квартиры и дома, а некоторые, получив участок земли, строили дома.

Новое строительство развивалось такими темпами, что к 1912 году прибывшие переселенцы построили 53 дома. Переселенцы 1900-1910 годов успешно корчевали тайгу, поднимали целину, сеяли хлеб — основу жизни человека на новом месте, разводили скот. С развитием железной дороги и демобилизацией солдат стал ощущаться недостаток кадров. Часть молодых переселенцев стали совмещать ра-боту на железной дороге с сельским хозяйством. Село Вяземское из земледельческой общины становилось поселком смешанного типа, т.е. рабочих и крестьян.

В 1915 году все население Вяземского состояло из 885 человек. Северная часть Вяземского поселка стала развиваться с 1923 года, в связи с увеличением грузоперевозок по железной дороге, и в тридцатых годах прошлого века — в связи со строительством кирпичного завода. Жители этой части Вяземского называли свою территорию селом Потанинским (однако в официальных документах данное название не упоминается).

До 1917 года в Вяземском не было ни настоящего промышленного, ни сельскохозяйственного производства. Вся экономика района была представлена паровозным депо, несколькими кустарными мастерскими. После революции 1917 года во всех крестьянских и казачьих селах Вяземской волости установилась власть Советов. Не обошли стороной Вяземскую волость гражданская война и интервенция, принесшие голод и разорение во все села и станицы.

Все три поселения к концу 1923 года объединяются в одно село. Исчезает название станицы Гленовской, так как распадается казачий круг Вяземской волости.

В 1938 году Вяземский получил права поселка городского типа. По переписи 1939 года число его жителей достигло 12 тысяч человек.

В конце 20-х, начале 30-х годов начинает развиваться экономика, особенно лесная промышленность (Вяземский, Ворошиловский и Дормидонтовский леспромхозы) и сельскохозяйственная. В годы первых пятилеток в районе создаются новые промышленные предприятия: ремонтные мастерские, кирпичный завод, типография, Дормидонтовский лесопильный завод, хлебопекарня.

В послевоенный период список промышленных предприятий пополняется деревообрабатывающим комбинатом, овощеконсервным и молочным заводами, комбинатом бытового обслуживания, берущими свое начало с малых артелей, товариществ.

В 40-е и 50-е годы прошлого века в городе строятся школы, растут предприятия местной промышленности.

В январе 1950 года на базе Вяземской двухгодичной лесной школы был открыт Вяземский лесной техникум. В 1973 году, для того, чтобы укрепить практическую составляющую обучения будущих лесоводов, произошло слияние Вяземского лесного техникума и Вяземского лесхоза. Так появился лесхоз-техникум, которому в 1998 году было присвоено имя Николая Васильевича Усенко, заслуженного лесовода РСФСР, действительного члена Географического общества РСФСР, почетного члена Всероссийского общества охраны природы, краеведа, первого почетного гражданина города Вяземский, его имя также носит Вяземский краеведческий музей, членом Совета которого Николай Васильевич был длительное время.

В конце 60-х и в течение 70-х годов прошлого века центральный микрорайон города по улицам Коммунистической, Орджоникидзе, Казачьей застроился новыми многоэтажными жилыми зданиями.

В 70-е годы построена площадь 30-летия Победы, где в настоящее время проводятся городские и районные мероприятия.

В 70-80-е годы происходит присвоение улицам города имен земляков, героев-фронтовиков Великой отечественной войны, так появились в городе улицы имени Дикопольцева, Заслонова, Котляра, Стоцкого, Верхотурова.

В. Медовиков,

заведующий сектором по делам архивов администрации Вяземского муни-ципального района.

Фото из фондов районного краеведческого музея

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *