Ошибаться, ошибаться и еще раз ошибаться
Психологи пришли к выводу, что боязнь ошибок снижает креативность и подрывает веру в себя. В школе, как правило, прививают неверную установку - ошибаться нельзя. Кэрол Дуэк, одна из ведущих мировых специалистов в области изучения сознания и автор книги «Гибкое сознание», считает, что каждый раз, когда мы совершаем ошибку, в мозге появляется новый синапс, способствуя его росту. Все привыкли к мысли, что ошибок следует избегать, однако Кэрол приводит данные исследования реакции мозга на совершаемые ошибки, и можно сделать прямой вывод: ошибки способствуют развитию мозга.Скажите ребенку примерно следующее: «Каждый человек имеет право совершать по крайней мере четыре серьезные ошибки ежедневно. И ты в том числе». Подростку будет полезно знать, что ошибаться - это нормально и даже хорошо, ведь это означает рост.
Нельзя сравнивать себя с другими людьми
Избавиться от этой привычки нелегко. В нашей культуре, к сожалению, принято сравнивать людей. Родители сравнивают с другими своих детей, учителя — учеников. Это совершенно бессмысленно. Ребенку нужно чаще повторять, что он — единственный в своем роде. В мире нет другого такого же.Разрешить себе неудачи
Если время от времени человек терпит в чем-то неудачу, это не значит, что он вообще никуда не годится. Каждый иногда терпит неудачи. Никто не совершенен. Не критикуйте подростка, когда он делает что-то не так. Лучше помогите извлечь ошибки и подумайте, как избежать подобных ситуаций в дальнейшем.Не переживать из-за того, что о тебе подумают другие
Многие волнуются перед встречей с новыми людьми. Они гадают: «Что обо мне подумают? Я понравлюсь? Никто не сочтет меня глупым? Не подумает, что я скучный?» Эти мысли усиливают беспокойство. Кроме того, заставляют испытывать чувство бессилия, стеснения и стыда. Предложите подростку выбрать другой образ мыслей. Он может спросить себя: «Интересно, какими окажутся новые знакомые? Они мне понравятся? Мне будет с ними интересно?» Тогда силы будут равны, и ему нечего будет стыдиться.Бросить себе вызов
Представьте самооценку как движение по спирали вверх. Когда у человека прочная самооценка, он уверенно решает задачи, которые ставит жизнь. Он добивается успеха, и его самооценка растет. Поэтому он еще более уверенно встречает новый вызов. И так далее, и так далее. Иногда человек терпит неудачу, но справляется благодаря устойчивой самооценке. Поговорите с ребенком о том, какие вызовы он бросает себе каждый день. Выучить урок, прочитать новую книгу, завести знакомство? Важно, чтобы подросток осознавал необходимость действовать на грани зоны комфорта, чтобы постепенно расширять ее.Пополнять «Список счастья» и «Список достижений»
Заведите списки, которые помогут накапливать и хранить хорошие чувства и укреплять самооценку. Можно делать это вместе — каждый в свой блокнот запишет, что сегодня сделало вас счастливыми и чего вы достигли. Пусть это будут даже мелкие победы — убрал со стола, закончил читать книгу, самостоятельно сходил за покупками.Самооценка — величина непостоянная. Важно время от времени ее регулировать.
По материалам книги «Ты сильнее, чем ты думаешь»