Авторизация

Пожалуйста, авторизуйтесь:





  [?]



Забыли свой пароль?
Зарегистрироваться

Поиск

 

Календарь новостей

Январь
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Реклама

Роза-ветров:

Реклама

Компания Vzm-City: Компания Vzm-City

Опрос




Реклама

Полиграфические работы: Справа 1

Два колера моих: червонный - то любовь, а чёрный - то печаль


30 Сентября 2021 Раздел: Общество  |  Просмотров: 391  |  все новости


Два колера моих:  червонный - то любовь, а чёрный - то печаль
Как в песне Михаила Евдокимова, два колера использованы в вышивке традиционной украинской сорочки, которая досталась по наследству от прапрабабушки жительнице посёлка Дормидонтовки Людмиле Сивоус.

Приданое – из сундука прошлого


«Это было приданое моей бабушки Анастасии Ивановны Кужель, - рассказывает Людмила Алексеевна, - когда бабуля в 1925 году выходила замуж в 16 лет. Её мать убили бандиты, девушка осталась сиротой, когда пришло время выходить замуж, бабушка достала из сундука конопляную, сшитую вручную сорочку с вышивкой и сказала: «Это тебе, внучка, передавай сорочку своим дочкам, а те - своим». Это был XIX век, а шилась сорочка ещё раньше». Такую раритетную вещь Людмила Сивоус (в девичестве Боровенская) привезла из Украины, откуда сама родом. Жили они в посёлке Чупаховка Ахтырского района Сумской области. Сама Людмила Алексеевна помнит, как из конопли, которая у них росла, делали ткань: «Растения вырастали выше головы, их срезали, осенью связывали в пучки и опускали в пруд, чтобы вся зелень отпала. Затем эти «веники» трепали хорошо в воде и специальными чесалками, которые делали из дерева и гвоздей, вычёсывали, чтобы получить волокна.
Их пряли, а из нитей уже ткали полотно. У нашей бабушки был ручной ткацкий станок, на нём она ткала, переставляя специальный деревянный «утюжок» и вставляя нити в нужные отверстия. Ткань из конопляных ниток получалась плотной. Можно её сделать более грубой, а можно – более мягкой, это зависит от того, насколько вычесаны нити. Чем тщательнее вычесана конопля, тем более мягкой получается ткань. Самое грубое и плотное рядно (полотно) было похоже на толстую-толстую мешковину. Из него делали лежанки, похожие на раскладушки. Из дерева мастерили крестовину, куда крепили две доски и на них натягивали рядно. Такие раскладушки ставили на улице, чтобы отдыхать после работы в тени.
Когда полотно было заготовлено, его выбеливали. Делалось это ранней весной. Днём лёд подтаивал на пруду, что был у нас в посёлке. Мы выходили с рядном (сукном), тщательно его на льду тёрли – «скользили» до такой степени, пока оно не становилось беленьким. Если нужно было сделать ткань более тёмной, её выбеливали меньше.
Видите, вышивка на сорочке выполнена только на рукавах, и на подоле сделана мережка (это выбивка, которая выполнялась с помощью вытягивания нитей, на которых потом вышивался узор). Остальная ткань белая и это неслучайно. Ведь поверх сорочки женщина обычно надевала красиво украшенную юбку, а на плечи – с вышивкой жилет. Поэтому цельный образ украинской женщины получался ярким и содержательным. Тематика орнамента и цвета вышивки в каждом регионе Украины отличались своими особенностями. Например, у нас доминируют красный и чёрный цвета – любви и печали, как поётся в песне Евдокимова. В основном вышиваются ягоды клубники. В Борщивской вышивке больше чёрного, синего цвета, преобладают садовые цветы, розы. В Черниговских узорах - преимущественно зелёные, синие полевые цветы. Также отличаются стили и орнаменты в мастерстве вышивальщиц. В конце мая у нас отмечают праздник вышиванки: все девушки, женщины из разных регионов Украины представляют на суд зрителей свои вышитые изделия».

Семейная модистка

Мама Людмилы Сивоус Татьяна Федосеевна Боровенская стала в семье профессиональной швеёй, потому что, окончив 4 класса, она не смогла пойти в школу из-за болезни – порока сердца. Чтобы хоть как-то зарабатывать на жизнь, маленькая Таня пошла к соседке – портнихе учиться мастерству шитья. И у девочки открылся дар Божий: уже через год учёбы ей не нужны были выкройки или схемы, она «на глаз» могла определить размер, фасон, который подойдёт той или иной женщине. «Помню, к маме пришла соседка, - рассказывает Людмила Сивоус, - попросила сшить такое же платье, как та сшила другой женщине, а мама говорит: «Нет, моя хорошая, тебе такой фасон не пойдёт, потому что фигура совсем другая, давай сошьём что-нибудь другое». За это маму называли не швеёй или портнихой, а модисткой. Потом, когда появились телевизоры, самые модные новые платья были у меня, потому что наша семейная модистка их шила с помощью только одной выкройки – «головки» рукава». Татьяна Федосеевна занималась любимым делом до последних дней жизни, даже когда у неё произошло кровоизлияние одного глаза, руки сами держали иглу и нить.
Мама Людмилы Алексеевны познала и ужасы войны, в 1941 году ей было всего семь лет. Чупаховка, где они и тогда жили, несколько лет была под немецкой оккупацией. «Мама рассказывала, что наш посёлок от фашистов освобождала часть советской армии, где служили почти одни узбеки, - вспоминает Людмила Сивоус, - после продолжительных жарких боёв мама вместе с дедушкой и другими жителями посёлка ходили на поля сражений и собирали документы погибших узбекских солдат, чтобы передать их в поселковый Совет. Благодаря этому, родственники погибших получили похоронки, а не весть о пропавших сыновьях, отцах, братьях. Потом, когда я стала старше, многие родные этих солдат приезжали из Узбекистана к стеле, воздвигнутой в их честь, чтобы почтить память своих героев, возложить цветы и гирлянды.

Свадьба и фестиваль в национальной сорочке веселее

В Украине, как и в любой другой стране, люди любят праздники, торжества. Одно из них – это свадьба. «Второй день свадьбы у нас – «перезва», - говорит Людмила Алексеевна, - все гости идут в дом к невесте, облачаются ряжеными: женщины – женихами, мужики – невестами. Разыгрывают шуточные представления с песнями, плясками. Вот в такие дни моя сорочка и была востребована. «Людмила, давай-ка доставай из сундука свою сорочку, гулять на свадьбу идём», - говорили соседи и знакомые. Каких она только веселий ни видывала, а жива-живёхонька. И здесь, в Дормидонтовке, у нас на Фестивале варенья у меня эту сорочку берут, чтобы национальный колорит, так сказать, привнести в общий праздничный дух. А качество этой вещи из конопляной пряжи более чем высокое, сами можете оценить: за столько лет - ни одной дырочки или затяжки. По-моему, она всех нас, детей и внуков переживёт.
В Украине любят отмечать праздники, в основном, православные – Рождество с колядками, Пасху с крашеными яйцами и куличами, Спасы - медовый, ореховый, хлебный, яблочный. Помню, когда не было в календаре праздников, а душе нужен был отдых, все жители Чупаховки после того, как завершали домашние дела, собирали угощения и отправлялись на наш большой пруд: кто на лодках, кто пешком в окружную. Разбивали один большой лагерь, стелили рядно, накрывали на стол и все вместе отдыхали. Ребятня и взрослые купались, играли, а к вечеру – домой, хозяйство кормить».

Все мы – родные люди

Людмила Сивоус живёт на Дальнем Востоке, в посёлке Дормидонтовке, уже более 39 лет, 25 из которых работает на почте (она – начальник отделения связи). В первый раз Людмила приехала сюда в гости к подруге. Познакомилась с её братом Василием Сивоусом, понравились друг другу и поженились. Он родился и вырос в Дормидонтовке, хотя родители приехали в Вяземский район из Львовской области. После свадьбы молодые уехали на Украину. Но потом муж увёз Людмилу на свою малую родину, здесь и живут. Они вырастили двоих детей, дали им высшее образование. Сын Алексей – инженер по технадзору в строительстве, сейчас работает на возведении золотодобывающего предприятия в Якутии. Дочь Анастасия – технолог по мебели в Хабаровске. «Свои украинские корни, культуру, традиции мы не только привезли на Дальний Восток, но и сами стали частью общей дальневосточной культуры, - говорит Людмила Сивоус, - я не разделяю взгляды людей, которые делают строгие национальные различия. Все мы – русские, украинцы, узбеки, таджики - родные люди, потому что живём рядом и должны быть дружными. А такие вещи, как бабушкина сорочка, должны бережно храниться в семьях и передаваться из поколения в поколение, как напоминание о своих корнях, своей истории.
Анастасия Шубина
 





Комментарии пользователей


Добавить комментарий | Последний комментарий



23 Сентября 2021
Отдали свои голоса
30 Сентября 2021
Раньше люди жили в Роскоши
© 2011-2017 газета "Вяземские вести"
Внизу пустой: Внизу баннерок

Материалы и фотографии являются собственностью редакции газеты «Вяземские Вести». Полное или частичное использование возможно с разрешения редакции. При использовании ссылка на сайт обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №15-0485