- Любите друг друга, помогайте друг другу, - обращается 94-летняя участница Великой Отечественной войны Ксения Кузьминична к современникам. В те трагические годы поддержка и взаимовыручка помогали выживать многим. - Если бы не поддерживали друг друга, мы бы не победили.
Два года Ксения с семьёй жила под оккупацией в белорусском селе. Немцы останавливались в хатах, лишали местное население скота, продуктов. – Господи милостивый, сколько было страху и убийства, - крестясь, с болью вспоминает она свою пятнадцатилетнюю юность. Тогда сильные снега были. Заставляли местное население чистить дороги, чтобы машины шли, расчищали железнодорожные пути для поездов. Как-то деревенские мужчины диверсию против фашистов устроили во время таких работ. Бабам наказали в лес бежать, как только часовой удалился на другой участок. Сами спилили дерево, которое рухнуло на электропровода и железную дорогу. Связь и электроснабжение надолго прервались. - Покуда бежали по лесу, стрельба открылась. По нам тоже стреляли, - говорит Ксения Кузьминична и снова обращает невидящие, но ясные глаза к Богу и крестится. - Тогда целую ночь шагали по лесу, пока не вышли к партизанам. После долго скрывались в соседней деревне, чтобы не расстреляли.
И таких эпизодов в воспоминаниях ветерана много.
Вспоминает, как смекалка отца помогла сохранить баню, в которой после оккупации пришлось жить. В один из дней, устав от бесчинства оккупантов, селяне решили уйти в лес. - Собрали нехитрый скарб, а батька обратился ко мне с сестрой и племяннику, – давайте баню раскидаем, иначе, если немец будет жечь деревню, она не уцелеет. Много улиц по возвращению из лесного укрытия были усыпаны гарью и остовами печных труб. Сгорел и дом Ксении. А брёвна бани, разбросанные по огороду, остались невредимы. Из них-то позже сложили новый сруб.
Увозили немцы из соседних сёл людей в Германию на работы. Помнит, как при отступлении немцы прикрывались на мостах и дорогах женщинами и детьми, чтобы наши не бомбили. Сколько люди муки и горя перенесли.
С прифронтовым госпиталем дошла до Берлина. Голод и сон были главными врагами. Но им, молодым девчонкам, нужно было оставаться сильными. Раненые, изувеченные тела и судьбы фронтовиков были в их руках. – Постой, миленький. Сейчас я тебя перевяжу, придёт время, выздоровеешь. Дорогенький, не плачь, только не плачь,…- уговаривали санитарки бойцов. - Всяко было девки, всяко было…, - вздыхает от тяжёлых воспоминаний пожилая женщина.
Слёзы солдат, слёзы радости санитарка Ксения будет помнить всю жизнь. – Ни одного солдата не было, чтобы не плакал, все кричали, обнимались, как мы рады были, когда объявили о капитуляции фашисткой Германии. Победа!
- Долгий мой путь был, долгий и тяжёлый, - задумчиво произносит Ксения Кузьминична Калугина. - И всё же народ наш выстоял. Вера и добро помогали нам. После той страшной войны подрастают новые поколения. Не растерять бы им тех качеств, которыми был силён наш народ во время войны и потом, когда восстанавливал большую страну после разрухи, - сказала на прощание мудрая и светлая женщина, сохранившая десятки жизней солдат во имя Победы.
Светлана Ольховая