Авторизация

Пожалуйста, авторизуйтесь:





  [?]



Забыли свой пароль?
Зарегистрироваться

Поиск

 

Календарь новостей

Ноябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       

Реклама

Компания Vzm-City: Компания Vzm-City

Опрос


Что вы делаете для профилактики гриппа и ОРВИ?

Поставил прививку
Голосов: 15 (22%)
Принимаю витамины
Голосов: 11 (16%)
Использую народные средства
Голосов: 6 (9%)
Закаляюсь
Голосов: 6 (9%)
Ничего не делаю
Голосов: 31 (45%)

Вы не можете оставить свой голос, т.к. период голосования истек

Нужно ли запретить аборты?

Нет, это выбор каждой женщины
Голосов: 38 (45%)
Да, нужно запретить, иначе не повысить демографию
Голосов: 14 (16%)
Такими запретами ситуацию не изменишь
Голосов: 33 (39%)

Вы не можете оставить свой голос, т.к. период голосования истек

Реклама

Пустой:

Анонс


09 Ноября 2017 Просмотров: 35

Эпизоды Гражданской войны на станции Вяземская



Эпизоды Гражданской войны на станции Вяземская

Города, как люди: у каждого свой облик, своя судьба, своё прошлое. Наш город появился на карте России благодаря строительству Уссурийской железной дороги (1891 -1897). Город носит имя талантливого русского инженера-путейца Ореста Полиеновича Вяземского.

По проекту строительства дороги 1894 года на 596 версте станция называлась Медвежья. Неутомимый труженик Вяземский в памяти потомков остался как выдающийся изыскатель и строитель, оставивший после себя многие сотни километров стальных магистралей. После завершения строительства дороги Вяземский О.П. получил телеграмму Н. Гродекова, где говорилось: «Ваше имя и имена инженеров-строителей навеки закреплены в названиях станций и будут чтиться подобно именам лиц, содействовавших закреплению Амурского края за Россией».

Размеренную жизнь станции Вяземской нарушили революционные бури, начавшиеся в России в 1917 году. Нежелание бедных жить в нищете и бесправии предвещали приближение политических и социальных потрясений.

Всё дальше в прошлое уходит от нас героическое время Гражданской войны. С каждым годом ценнее становятся подлинные документы тех незабываемых лет, передающие дух и атмосферу своего времени, вскрывающие новые факты. Немало интересного могут поведать фотографии, красноречивые документы той эпохи. Минуло былое яростное неприятие чужой правды, но мы вновь и вновь возвращаемся памятью к тем кровавым годам, чтобы извлечь уроки из прошлого.

После свержения войсками чехословацкого корпуса и русскими белогвардейцами Советской власти во Владивостоке 29 июня 1918 года обстановка на Дальнем Востоке резко изменилась. Находившиеся во Владивостоке чехословацкие войска начали своё наступление на Уссурийск. Советские части стали отступать к Спасску, образовав здесь в начале июля Уссурийский фронт. Что же в это время происходило в нашем городе?

 

Привокзальная площадь у здания электроцентра станции

 

Это помещение, в котором располагается комплекс технических средств управления движением поездов, обеспечивающих функционирование сигналов светофоров, их взаимозависимость, установку и замыкание маршрутов.

  Здесь на этом месте до революции начинался первый железнодорожный парк, заложенный инженером дистанции пути Н.П. Долматовым в 1900 году с помощью рабочих-путейцев. Одной из сторон деятельности инженеров путей сообщения было их активное участие в общественной жизни Приамурского края. Они решали административные, социально-бытовые и прочие вопросы. Некоторое время Николай Павлович был начальником Вяземского участка Уссурийской железной дороги.

Инженер Долматов вёл большую общественную работу, его уважали на станции. Парк стал любимым местом жителей станции Вяземская. После революции Николай Павлович вынужден был уехать в Харбин. Работал инженером для поручений в техническом отделе правления КВЖД. Известный поэт «серебряного» века Максимилиан Волошин, который жил в семье О.П. Вяземского на положении близкого родственника, писал в своём потрясающем стихотворении «Гражданская война».

 

И там, и здесь между рядами

Звучит один и тот же глас –

«Кто не за нас – тот против нас!»

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.

 

Эти слова можно отнести ко многим инженерам, работающим на железной дороге. Инженер Долматов умер в Харбине в 1936 году.  А в архивных документах станции Вяземская остались названия «линия Долматова», «парк Долматова». В краеведческом музее им. Н.В. Усенко хранится книга Коваля Г.Ф. «По долинам и по взгорьям», которая была издана в Москве в 1957 году. Книга заслуживает критики, как по уровню освоения автором исторического материала, так и истолкования источников предоставленной информации. Но описание Вяземского считается более точным.

Из книги Коваля Г.Ф.: «Вяземский сад славился на всю Уссурийскую железную дорогу своими тенистыми аллеями, оранжереями, клумбами цветов. Одетая пышными гроздьями сирень, подстриженные щёткой акации разрослись сплошной зелёной стеной. В них уютно прятались садовые скамейки. После великой октябрьской социалистической революции в этом саду то и дело возникали митинги и сходки.  5 июля 1918 года под натиском во много раз численно превосходящих вооружённых интервентов Красная армия оставила Никольск-Уссурийск, а затем Спасск. На крокетной площадке вяземского сада днём и ночью при свете газовых фонарей проводилась запись добровольцев в Красную гвардию».

Записались добровольцами и ушли на фронт Куприян и Алексей Савчук, Алексей и Иван Филиппенко, Семён Коваль, братья Михаил, Максим, Роман Власюк, Гавриил Осин, Григорий Примак, Яков Гулак, Андрей Горбач и многие другие.

 

Современный железнодорожный вокзал

 

Его здание было построено в 1959-1960 гг. Здесь на перроне вокзала 1 сентября 1987 г. состоялось торжественное открытие памятника Оресту Полиеновичу Вяземскому. Автор памятного знака – скульптор Ю.А. Кукуев.

Летом 1894 года заключённые с сахалинской каторги построили казарму, ледник, овощехранилище. Первый вокзал начали строить в 1895 году, и находился он недалеко от современного виадука. Рядом было первое деревянное депо. Первым начальником станции был В.И. Тейту.

В августе 1923 года вяземский вокзал встречал М.И. Калинина. Первый комсомолец ст. Вяземская Афанасий Гречищенко вспоминал: «На первом пути была установлена арка, через которую должен был пройти поезд. Арку украсили гирляндами из веток ели. На здании вокзала были полотнища, на которых надписи «Привет М.И. Калинину», «Да здравствует Всесоюзный староста!» и другие. Когда приблизился поезд, загудели гудки, из третьего вагона вышел Калинин. Он рассказал об экономическом положении народного хозяйства страны, пожелал жителям станции успехов в социалистическом строительстве. Вяземцы преподнесли ему сноп пшеницы».  

На здании установлена мемориальная доска, напоминающая нам об этом событии.

 

Улица Железнодорожная

 

Это первая улица нашего города. Обратите внимание на жилые дома. Типовые здания щедро украшены резными деревянными подзорами и рельефными вставками над окнами с изображением символики ведомства путей сообщения, скрещённых топора и якоря.

История Гражданской войны, как и любой другой, складывается из больших и маленьких сражений, известных широкому кругу людей и множества эпизодов, о которых знают лишь немногие, кто интересуется историей. Об одном из таких боёв, незначительном в масштабах Гражданской войны в целом, но очень ярком и важном для истории района, я хочу рассказать.

Перед Советской властью встал вопрос организации отпора чехословацким и белогвардейским войскам. Для этого необходимо было провести мобилизацию в прифронтовых районах. 20-21 июля 1918 года в Бикине был проведён съезд 3-х Северных округов Уссурийского казачьего войска – Гленовского, Бикинского и Донского.  Съезд отказался поддерживать Советы в борьбе для избрания новой власти. Кроме того, Бикинский съезд выступил с предложением провести объединённый съезд казаков Северных округов Уссурийского казачьего войска и крестьян Хабаровского и Иманского уездов для разрешения всех вопросов и выработки мер для прекращения Гражданской войны. Было решено 5 августа на ст. Вяземская созвать объединённый съезд крестьян и казаков.

 

Историческая справка.

 

В 1899 году, спустя 4 года после фактического основания поселения Вяземская, казачья администрация возбудила впервые вопрос об образовании здесь казачьего посёлка, перечислила сюда несколько казачьих семей. Посёлок назвали Гленовский.

30 июля на станции Вяземской открылся казачий круг. Среди многих постановлений было решено всю полноту власти, впредь до избрания кругом наказного атамана, передать в руки временного казачьего комитета. Членами комитета были избраны уважаемые казаками люди: Семён Пискунов, Яков Кузнецов, Василий Косяков и другие.

На своём заседании 28 июля 1918 года Дальсовнарком выступил против проведения объединённого съезда крестьян и казаков, заявив, что проведение съезда 5 августа на ст. Вяземской является неправомочным, так как «большинство населения», которое находится на фронте, не будет представлено. По этим причинам Дальсовнарком постановил созыв съезда на Вяземской отменить, о чём «довести до сведения созывающих этот съезд».

Но к назначенному сроку (5 августа), несмотря на запрещение проводить съезд, стали съезжаться его делегаты. К этому времени местные казаки и крестьяне организовали отряды самозащиты в количестве 250 человек, но против кого? Против чехословаков или большевиков – об этом их организаторами объявлено не было.  На станцию Вяземскую прибыли делегаты от 98 сел и казачьих посёлков Хабаровского и Иманского уездов в количестве 134 человек. Среди организаторов съезда были офицеры Михайлов, Ушаков, начальник ст. Вяземская Н. Калеп, железнодорожные служащие.

На съезде были заслушаны наказы с мест. После их оглашения оказалось, что только в трёх наказах из 134 была выражена поддержка большевикам. Во всех наказах крестьяне и казаки требовали свержения Советской власти, разоружения Красной армии, прекращения Гражданской войны, непризнания Брестского мира, создания национальной русской армии. За основу всех решений и резолюций съезда был принят наказ от Дормидонтовского сельского общества. Дальсовнаркому телеграммой было предложено сложить свои полномочия и передать власть Хабаровскому уездному Совету крестьянских, казачьих и рабочих депутатов.

В тот же день 5 августа Дальсовнарком на своём заседании рассматривал вопрос об открытии несанкционированного съезда на ст. Вяземской. Заседание постановило послать представителями на съезд в Вяземскую комиссара просвещения М. Гамова-Тайшина и от штаба Красной армии матроса Ермака. Кроме того, рассматривался вопрос об отправке в срочном порядке отряда на Уссурийский фронт. По пути на фронт он должен был при необходимости воздействовать на события на ст. Вяземской вооружённым путём.

Объединённый съезд крестьян и казаков предположительно проходил на улице около здания правления казаков станицы Гленовской (примерно угол улиц Коммунистической и Чехова). Съезд был жестоко подавлен отрядом красногвардейцев численностью 500 человек, прибывших из Хабаровска. Руководители выступления бежали в Китай, опасаясь репрессий победителей. Советской властью они были объявлены «изменниками интересов трудового народа». Начальник станции Вяземская Н. Калеп, инженер Долматов вынуждены были покинуть Родину. На своём собрании казаки Гленовского посёлка объявили «проклятие своим вождям, отуманившим их головы».

В августе во Владивостоке высадилась 12-я японская пехотная дивизия. Казаки атамана Калмыкова и войска интервентов 3 сентября 1918 года заняли станцию Вяземская. В ночь на 5 сентября красногвардейцы отошли за Амур, оставив Хабаровск. Именно здесь, на улице Железнодорожной, проходили важные события периода Гражданской войны.

 

Продолжение следует …

 

Елена Салмашева, экскурсовод вяземского краеведческого музея им. Н.В. Усенко

 


Автор:
© 2011-2017 газета "Вяземские вести"
Внизу пустой: Внизу баннерок

Материалы и фотографии являются собственностью редакции газеты «Вяземские Вести». Полное или частичное использование возможно с разрешения редакции. При использовании ссылка на сайт обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №15-0485