Авторизация

Пожалуйста, авторизуйтесь:





  [?]



Забыли свой пароль?
Зарегистрироваться

Поиск

 

Календарь новостей

Декабрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Реклама

Компания Vzm-City: Компания Vzm-City

Опрос


Что вы делаете для профилактики гриппа и ОРВИ?

Поставил прививку
Голосов: 15 (22%)
Принимаю витамины
Голосов: 11 (16%)
Использую народные средства
Голосов: 6 (9%)
Закаляюсь
Голосов: 6 (9%)
Ничего не делаю
Голосов: 31 (45%)

Вы не можете оставить свой голос, т.к. период голосования истек

Нужно ли запретить аборты?

Нет, это выбор каждой женщины
Голосов: 38 (45%)
Да, нужно запретить, иначе не повысить демографию
Голосов: 14 (16%)
Такими запретами ситуацию не изменишь
Голосов: 33 (39%)

Вы не можете оставить свой голос, т.к. период голосования истек

Реклама

Пустой:

Анонс


04 Мая 2017 Просмотров: 158

"Ты и в работе - фронтовик, и в труде - участник боя..."



"Ты и в работе - фронтовик, и в труде - участник боя..."

Из воспоминаний одного человека можно составить картину жизни целого поколения советских людей – поколения победителей в Великой Отечественной войне.

Детство, словно кадры хроники

 

Им было неимоверно трудно, этим людям, в большинстве своём солдатским матерям, отцам и дедам, солдатским женам и невестам, детям и подросткам, взявшим на себя труд, который по привычным житейским меркам был по силу мозолистым мужским рукам. И жили они сплошь и рядом в холодных стенах, и ели недосыта – скуден был карточный паёк военной поры.

Всё это испытал в своей долгой жизни ветеран Великой Отечественной войны, ветеран труда, ветеран российских железных дорог Николай Иванович Рева. Детство вспоминается, как кадры старой хроники. Приморское село Лучки. Дед и его три сына, один из которых Иван – отец Николая. Просторный большой дом, в котором жили и дед с бабушкой, и сыновья со своими женами и ребятишками. Все женщины и старшие дети работают в поле, он, маленький Коля, едет с дедом на телеге.

Потом было выселение из дома. Деда увезли, о нем до сих пор ничего неизвестно. Сыновья ушли работать в шахты Приморья,  мать Анна с тремя детьми уехала в с. Петровичи, в свою родную деревню, в старый развалившийся дом, где еще сама родилась и жила. Родных не осталось. Пятилетний Коля со старшей сестрой Лукией и братом Васей недолго жили с матерью. Ее  арестовали, отвезли в тюрьму Приморского края. Дети остались одни. Сердобольные соседки ночами пробирались к сиротской развалюхе, приносили что-нибудь поесть. Всю зиму мать держали в тюрьме. За это время ребятишки увидели её один раз – отпустили на похороны семилетнего сына Васи. Хорошо запомнился Коле день, когда мать вернулась из тюрьмы, быстро собрала в узлы вещи, и всех их увез на телеге незнакомый человек. Потом мальчик узнал, что этот дядя Иван будет его отчимом.

Жизнь этого русского человека могла бы стать основой для увлекательной книги. Будучи молодым человеком, он воевал в Первой Мировой войне. Сохранилась увеличенная цветная фотография бравого унтера с усами, в военной форме. Эта фотография переезжала с места на место и водружалась на видное место в доме. Иван был ранен, попал в плен, работал на немецкой ферме. Хозяин - немец не выделял русского, держал его наравне со своими сыновьями, уговаривал остаться в Германии.

 

Переселение было спасением 

 

Первая Мировая закончилась. По итогам переговоров Россия и Германия обменялись пленными, и Иван вместе с другими русскими морским транспортом вернулся в Россию, во Владивосток. Женился, занялся землей, родились дочки Евдокия и Таисия. Но случилась беда – умерла жена. Остался Иван с детьми. И тут он услышал рассказ о сидевшей в тюрьме женщине. Добился встречи, переговорил с Анной, условились, что её отпустят из тюрьмы с учетом того, что она выйдет замуж, сменит фамилию и уедет из этих мест.

В начале 1936 г. Иван Пантелеймонович Рева завербовался на лесозаготовки в Вяземский район. Ночью поезд прибыл на станцию, и всё семейство пешком со своими узлами прибыло на лесоучасток «Спартак». Поселили в семейном бараке (комната на одну семью). Родители работали. Старшие дети обрабатывали огороды зажиточным сельчанам (переселенцам, высланным из Западной Украины). Так и жили. Потом родились совместные дети – дочери Тамара и двойняшки Надя и Валя. Со временем построили на въезде в поселок дом, сарай, разбили огород. Жизнь потихоньку налаживалась. Старшие дочери учились в техникумах: Лукия – в Благовещенске, Евдокия – в Уссурийске. Коле исполнилось 13 лет. А тут вот она – война!

Отчима на фронт не взяли по причине ранения в Первой Мировой. Мать Анна и Коля знали, что ее брат и его дядя Максим Пугач воюет, потому что иногда на его имя приходили денежные аттестаты. На этот же адрес пришло извещение, что дядя умер в госпитале на Украине. Позже племянник ездил на могилу своего дяди Пугача. Никто и предположить не мог, сколько война продлится, какие неисчислимые беды принесет людям, но под грохот идущих на Запад эшелонов с бойцами и продовольствием, с боеприпасами, военной техникой дальневосточники трудились дни и ночи.

 

Длинными солдатскими ремнями

Пролегла на Запад колея.

Воином предстала перед нами

Родина любимая моя.

 

Юные преемники

 

В 1941 году школьники оказывали подшефную помощь Роскошанскому колхозу. Подростки жили и работали там до окончания уборки зерновых. «Возвратишься со своими одноклассниками домой, отмоешься, отогреешься, - вспоминает Николай Иванович, - а потом  на лесозаготовки, фронту нужен был лес. Лес – это не просто была древесина, это танк и самолет, это бронемашина, это автомат и пулемет». Вся жизнь подчинялась военному времени. Взрослых забрали на фронт, в бригадах работали девчата и подростки. И нужно выполнить план во что бы то ни стало. Эшелоны с их лесом уходили на Запад. Там мужики-солдаты латали дальневосточной лиственницей мосты, покрывали в три наката вяземской осиной блиндажи, выводили в моря корабли с палубой из амурского дуба, поднимали в небо самолеты из уссурийской авиа-липы.

На женские и детские плечи легла ответственная непосильная работа. Надо было взять в руки тяжелый канадский топор с удлиненной ручкой, по глубокому снегу пробиться на просеку и срубить кедр – могучее, в два, а то и в три обхвата дерево. Нужно было запрячь в сани коренастую, мохнатую лошаденку и трелевать хлысты. Грузить холодные скользкие бревна по покатам в вагончики узкоколейки. Нужно было весной, когда речка взбугрится синей водой, столкнуть штабеля леса с крутого берега в половодье, а потом с багром в руках бежать по крутящимся стволам и направлять «тело» тысячекубового сплава к нижнему боку. Все это делали они на всех лесоучастках Вяземского леспромхоза – Серебряном, Пихте, Спартаке, Третьей Седьмой.

Так продолжалось, пока Николаю ни пришла повестка с указанием: «Продолжить учебу в железнодорожном училище станции Вяземская». Мать не хотела отпускать сына, но время было военное. Был приказ по Дальневосточной железной дороге от 12 февраля 1942 года: «В двухнедельный срок развернуть на дороге массовое обучение молодежи железнодорожным специальностям, охватив и обучив не менее 1840 человек. Особое внимание обратить на быстрейшую и качественную подготовку помощников машинистов, слесарей по ремонту паровозов и вагонов, кочегаров…»

На другой день вышел Указ от 13 февраля 1942 года о мобилизации «От мобилизации освобождаются лица мужского и женского пола в возрасте от 16 до 18 лет, подлежащие призыву в школу фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища. Лица, уклоняющиеся от мобилизации, привлекаются к уголовной ответственности». Война внесла существенные изменения в кадровый состав края. Многие, имевшие навык и опыт, ушли на фронт. Новые кадры формировались за счет женщин и подростков. Возвращались пенсионеры.

Николай вместе с другими ребятами осваивал профессию помощника машиниста, заготавливал дрова для отопления, ездил на помощь колхозам. Экипажи локомотивных бригад взяли обязательство увеличить пробег локомотивов между промывочным и подъемным ремонтом с 7000 км до 15000 километров. Почин был поддержан вначале в Вяземском депо бригадами машинистов: А.Г. Полуянова, В.А. Гулевича, А.Б. Сингур, П.Ф. Шиханова, Н.А. Жукова, Н.М. Васильева. Вскоре этот почин подхватили машинисты всей дальневосточной дороги, а затем дорог страны. В депо применялись передовые методы работы. Бригады перешли на скоростную обработку поездов. Для подростков примером были – старший машинист К.П. Ильин и его помощник А.К. Гречищенко. В 1942 году они сделали пробег паровоза 97 тыс. км вместо 45 тыс. км по норме. Бригада сэкономила государству более 26 тыс. рублей.

В начале марта 1943 года для перевозки грузов на прифронтовых дорогах в Хабаровске была укомплектована колонна паровозов №46 в составе 35 локомотивов и 437 человек. Во время налетов вражеской авиации под Воронежем никто не ушел из своих машин. Вместо 6 часов на заправку затратили 40 минут. К сожалению, погиб машинист Гребцов и ранены машинисты Михайлин и Кушко из нашего Вяземского депо. Эта командировка длилась 7 месяцев. Вернувшись домой, машинисты старались научить ребят мастерству, чтобы состав приходил вовремя. Тогда 14-15-летние подростки до того были худы, малы, невысоки ростом, что наставники возили в кабинах локомотивов специальные колодочки, чтобы они могли дотянуться до топки паровоза. Тот, кто жил дома, а не в общежитии, носил с собой табуреточку. Спецодежды не было. Месячная норма – 360 рабочих часов. Выдавались для рейсовых бригад лучшие продукты питания – 400 граммов хлеба, 100 граммов колбасы, 20 граммов сахара и 20 граммов махорки.

Послевоенное восстановление

В 1944 году Николай начал работать в депо машинистом: водил грузовые, пассажирские, санитарные составы, воинские эшелоны. Помимо основной работы все железнодорожники организовывали субботники и воскресники. Вырученные  деньги шли в общую копилку дальневосточной железной дороги. Их перечисляли на постройку эскадрильи боевых самолетов «Дальневосточный железнодорожник». В свободное время Николай учился в вечерней школе при Вяземском депо.

После Дня Победы началось восстановление разрушенного вой-ной народного хозяйства. Но вот через три месяца был дан приказ советским войскам перейти границу на Востоке. А до этого непрерывно с Запада двигались эшелоны к нам на Восток, шли состав за составом. Иной раз, стоя на остановках, из открытых настежь теплушек слышались веселые солдатские песни. Ехали победители. Надо было освобождать дружественные нам народы от японских милитаристов. После Победы над Японией грузовые эшелоны шли на Запад, в обратном направлении.

В 1946 году Николай окончил школу машинистов паровоза в Биробиджане. В этом же 1946 году был награжден орденом «За добросовестный труд в Великой Отечественной войне», а было ему тогда 18 лет. В этом же году он женился на Полине Ничепуренко из села Виноградовки. Вместе два года учились в железнодорожном училище. Отец Полины по ранению вернулся с фронта. А вот брат отца дядя Андрей освобождал Варшаву, дошел до Берлина, награжден двумя орденами Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». Он вернулся с вой-ны. Скромный труженик, не любивший вспоминать прошлое.

В 1948 году в семье Рева родилась дочь. В 1951 году Николая призвали в армию, вернулся только в 1954-м. В депо уже были не паровозы, а тепловозы. Он учился в вечерней школе, чтобы получить 8-летнее образование. Потом окончил курсы машинистов тепловоза в Хабаровске. Дальше была работа и награды: «Юбилейная медаль за доблестный труд» (1970 год), орден «Знак Почета» (1971 год), к юбилею Победы (30, 40, 50, 60, 65, 70-летию), медаль «Ветеран труда» (1983 год). В 2005 году награжден Почетным знаком ОАО РЖД в честь 60-летия Победы, медалью «Ветерану железнодорожнику». В 1983 году Николай Иванович ушел на пенсию и сейчас он – ветеран труда, Великой Отечественной вой-ны, российских железных дорог.

Николай Иванович построил дом, воспитал двух дочерей, есть два внука. Один уже на пенсии в звании капитана второго ранга, есть правнук. Живы три родные сестры и одна сводная. Он не замкнулся, постоянно живет новостями страны, интересуется новостными программами. А память постоянно возвращается к прошлому: «За гранью будущих годов давай найдем у горизонта дымки военных поездов, последний раз бегущих с фронта».

Если на груди седого уже человека вы увидите скромную медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», с благодарностью пожмите ему руку, ведь он в тылу тоже «ковал» ту долгожданную Победу, благодаря которой мы с вами живем под мирным небом.

 

Записала и обработала дочь ветерана Галина Николаевна Заря

 


Автор:
© 2011-2017 газета "Вяземские вести"
Внизу пустой: Внизу баннерок

Материалы и фотографии являются собственностью редакции газеты «Вяземские Вести». Полное или частичное использование возможно с разрешения редакции. При использовании ссылка на сайт обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №15-0485