Авторизация

Пожалуйста, авторизуйтесь:





  [?]



Забыли свой пароль?
Зарегистрироваться

Поиск

 

Календарь новостей

Декабрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Реклама

Компания Vzm-City: Компания Vzm-City

Опрос


Что вы делаете для профилактики гриппа и ОРВИ?

Поставил прививку
Голосов: 15 (22%)
Принимаю витамины
Голосов: 11 (16%)
Использую народные средства
Голосов: 6 (9%)
Закаляюсь
Голосов: 6 (9%)
Ничего не делаю
Голосов: 31 (45%)

Вы не можете оставить свой голос, т.к. период голосования истек

Нужно ли запретить аборты?

Нет, это выбор каждой женщины
Голосов: 38 (45%)
Да, нужно запретить, иначе не повысить демографию
Голосов: 14 (16%)
Такими запретами ситуацию не изменишь
Голосов: 33 (39%)

Вы не можете оставить свой голос, т.к. период голосования истек

Реклама

Пустой:

Надежда Васильева: "Дети научили меня любить Чехова"


Надежда Васильева: "Дети научили меня любить Чехова"

В преддверии своего профессионального праздника в гостях у редакции побывала учитель  русского  языка и литературы школы №1 г. Вяземского Надежда Семеновна Васильева,  которая  ежегодно  готовит  выпускников – высокобалльников.

- Надежда Семеновна, тема нашей сегодняшней беседы – «Учитель в современной школе». Образование вчера и сегодня кардинально отличается. Как вы считаете, перемены, связанные с модернизацией этой отрасли, повлияли на учителя?

 

- Какие бы перемены ни происходили в сфере образования, всё же ведущая роль сегодня остаётся за учителем. В современных условиях от учителя требуется постоянное совершенствование профессиональных умений и подтверждение своего мастерства.  В любую эпоху он обязан быть на шаг впереди современности. От личности педагога и наставника, его профессиональных и человеческих качеств во многом зависит судьба и жизнь учеников, завтрашний день страны. Ведь он ведет за собой, воспитывает целые поколения людей.

 

- Как вы сами пришли в профессию?

 

- В школу я пришла более 30 лет назад. Выбрала педагогическую профессию потому, что мне на жизненном пути встречались замечательные учителя: в школе, училище, институте.  Я выросла в  многодетной семье.  Мама одна воспитывала семерых детей. Помогать нам с учебой ей было просто некогда. Поэтому многого мне приходилось добиваться самой. Но всегда были рядом учителя: помогали, подсказывали, поддерживали, давали нужные советы. Благодаря этому я получила сначала среднее, а потом и высшее профессиональное образование. 

По распределению после института я должна была работать в с.Шереметьево.  С этим связано интересное символическое совпадение. Дело в том, что моя девичья фамилия – Шереметьева. Наш ректор даже пошутил на этот счет, и мне запомнились его слова: «Графиня Шереметьева едет в свое имение Шереметьево».

Но так как я была коммунистом, райком партии решил, что моя трудовая деятельность должна начаться с одного из самых сложных участков – школы-интерната № 5. Долго задерживаться в Вяземском я не планировала, решительно была настроена вернуться в свое родное Приморье.

 

- Что же изменило ваше решение?

 

- Встреча с моим мужем, Виктором Алексеевичем, который, кстати, родом из села Шереметьева. Никогда не хотела выходить замуж за учителя. Но и тут судьба распорядилась по-своему. Нас соединили дети. Мы работали на одном классе – я учителем русского языка и литературы, а он -  воспитателем. Я поражалась тому, как его любили дети. Многому училась у него. И как-то само собой получилось, что мы поженились. Он и сейчас мой первый помощник в работе. В итоге, от своей идеи вернуться на малую родину я отказалась,  вот уже 32 года живу в Вяземском и преподаю в первой школе.

 

- Назовите пять прилагательных, которыми можете охарактеризовать себя.

 

- Многие говорят, (и, наверное, соглашусь с этим), что я справедливая. Это чувство остро развито у меня с детства. Я – человек жизнерадостный, по натуре – оптимист. Стараюсь быть доброй и делиться своей добротой. Еще очень ценю и в людях, и в себе такое качество, как порядочность. По-моему, оно и делает человека человеком.

 

- Какой из предметов вам ближе – русский язык или литература?

 

- Скажу честно,  в литературу я просто влюблена. Помню свое детство, когда достать книги было непросто. Мы в семье забирали их друг у друга и читали. Приходя домой из школы, я часто читала Есенина и пела его. Это не слишком нравилось моим братьям, но стихи сами ложились на мелодию, такая в них была музыкальность, что душа моя не могла их не петь.

Потом, когда я училась в институте, судьба свела меня с преподавателем Юрием Викторовичем Подлипчуком. В курс русской литературы, которую он у нас вел, входили занятия по актерскому мастерству. Наш факультет с его постановками гремел на весь Хабаровский край. В то время между вузами проводились самые разные соревнования за право называться лучшим. И наш факультет гремел своими театральными постановками.

Когда я стала работать учителем, у меня была мечта – создать театральную студию при школе. По мере возможности старалась воплотить в жизнь свои идеи с ребятами, у которых вела классное руководство. Многие из них были творческими и артистичными. Помню, как мы ставили «Василия Теркина» к 9 Мая с детьми из моего последнего выпуска. Один из учеников заболел (это был Сережа Смакограй) и не смог принимать участие в репетициях. Он очень переживал, что остался без роли. Мне пришлось переработать весь сценарий для того, чтобы включить Сережу в постановку. Какие это были замечательные ребята! Как интересно было с ними  работать!

 

- В последнее время мы часто слышим от педагогов, родителей, что сейчас трудно увлечь детей чтением, научить думать, размышлять. Вы, как учитель литературы, в чем видите причины?

 

- Думаю, детей нужно приучать к чтению с раннего возраста. Если до 5 лет ребенок не слушал, не хотел читать, а родители не уделяли этому должного  внимания, то потом ребёнку очень трудно полюбить чтение. А учителю сложно привить интерес к книге. Сейчас детям гораздо интереснее играть на телефоне, сидеть за компьютером, а книга для многих становится наказанием.

 

- Но часто бывает так, что ребенок читает «запоем», пока маленький, а к классу пятому у него резко это желание пропадает. Как быть в этой ситуации?

 

- В таком случае учитель должен постараться сделать все, чтобы снова разжечь в сердце ученика стремление к чтению. Органически сочетать различные методы обучения (чтение по ролям, выразительное чтение, беседы по прочитанному, творческие работы и т.д.)  И, конечно же, читать вместе с детьми. Я на своих уроках не боюсь тратить время на чтение. Школьникам порой не интересно читать потому, что они не могут уловить основной идеи, смысла произведения. Например, задаешь им читать Короленко «Огоньки». Дети приходят на урок и спрашивают: «Надежда Семеновна, о чем это произведение»? Когда же начинаешь им по полочкам раскладывать его суть, приводя примеры из текста, они удивляются тому, что в таком маленьком рассказе столько смысла.

 

- А как вы относитесь к тому, что дети сейчас читают тексты в кратком изложении?

 

- Приведу такой пример. Год назад у меня выпускался сильный класс, в котором учился Матвей Вернов. Мы изучали «Мастера и Маргариту». Дети пришли ко мне на урок с прочитанным произведением, и Матвей высказался неприятно: «Какая чушь, невозможно это читать». Я изумилась: «Почему вы сделали такой вывод»? Оказалось, ребята прочли его в кратком содержании.

К теме «Мастера и Маргариты» мы вернулись через неделю, когда дети прочитали роман полностью. Дима Ананьев, Матвей Вернов стали цитировать это произведение, настолько оно им понравилось. Когда Матвей писал итоговое сочинение на тему: «Влияние искусства и культуры на человека», он опирался на примеры именно из «Мастера и Маргариты» Булгакова.  Мне  удалось убедить учеников прочесть произведение полностью, показать им все богатство литературы. И это была ещё одна моя маленькая победа.

 

- Многие выпускники мечтают  поступить в престижные вузы на бюджетной основе. Что для этого необходимо?

 

- Во-первых, многое зависит от родителей, насколько серьезно они настраивают ребенка, помогают ему в подготовке – это и организация режима дня, и контроль выполнения заданий, и другие важные нюансы. На втором месте – желание самого выпускника получить высокие баллы на экзамене. Роль учителя высока в том случае, если дети хотят работать. Невозможно научить ребёнка, если он этого не желает.  К счастью, в последнее время таких учеников в 10 класс приходят единицы.

Весь учебный год в 11 классе мы работаем усиленно. Нынешний выпускной класс я уже поделила  на группы. С сильными детьми мы занимаемся в быстром темпе, уровень их подготовки позволяет нам углубленно изучать язык, чтобы они смогли набрать высокие баллы. С ребятами среднего уровня мы стремимся к тому, чтобы они показали знания выше минимального порога. Слабеньким ученикам достаточно его просто преодолеть.

Уже перед экзаменами (у меня сложилась такая традиция) я приглашаю детей по одному – два человека на индивидуальные бесплатные консультации. Они приходят только с тем, что у них не получается, и мы тщательно прорабатываем упущенное. Это помогает сдать экзамены лучше.

 

- Кто из учеников порадовал вас высокими баллами по русскому языку?

 

- На протяжении многих лет радуют дети - трудяжки.  Процентов на 90 успеха они добиваются благодаря своему трудолюбию и усердию, а мы – учителя их только направляем в нужное русло. В числе таких детей выпускники разных лет: Матвей Вернов (93 балла), Анастасия Яцук (91 балл),  Екатерина Киушкина (96 баллов). Алина Куценко сдавала русский и литературу и набрала хорошие баллы. В этом классе очень много талантливых детей, думаю, что  результаты работы с ними помогут мне успешно пройти аттестацию в этом году.

 

- Вы следите за тем, как складывается жизнь ваших успешных выпускников?

 

- Да, конечно. Одна из первых моих выпускниц – Татьяна Краснокуцкая работает в Хабаровске в сфере педагогики. Алена Тестик – особая гордость. В школе она безумно любила литературу, теперь продолжает заниматься филологией. После окончания университета во Владивостоке Алена продолжила учебу в университете Санкт-Петербурга. Сейчас там же и преподает.

Если говорить об учениках моего последнего выпускного класса, большинство из них – успешные и разносторонние: двое ребят поступили в академию МВД, четверо получают железнодорожное образование в ДВГУПС, кто-то выбрал стезю военного, поступив в пограничный институт.

 

- Сегодня уже известны темы сочинений. По вашему мнению, они интересны?

 

- Безусловно. И мы уже приступили к анализу темы  «Верность и предательство», рассматриваем ее с трех позиций – это взаимоотношения между мужчиной и женщиной, это верность своим идеалам и Отечеству. Основная моя задача – консультировать детей, направлять в выборе произведений, на основе которых можно писать сочинение.

 

- На хобби времени хватает?

 

- Да. Очень люблю цветы. Летом я  постоянно живу на даче. Погружаюсь в свое хобби с головой и немного отвлекаюсь от повседневности. Теперь у меня  там целая оранжерея благоухает до самых заморозков. Особенно удаются розы, бывает, на одной веточке распускается до 21 бутона. Но больше всего люблю ромашки, хризантемы, астры. На окнах развожу герань. Многие не любят этот цветок за резкий запах, но у меня эти цветы ассоциируются с детством, стариной, историей.

Думаю, моя тяга к цветам еще связана с одним писателем. Признаюсь, что в работе одно время мне сложно давался Чехов. А моя ученица Алена Тестик в то время писала реферат об этом авторе. Мы с ней вместе настолько погрузились в Чехова, его жизнь, судьбу, личность, что я совершенно по-другому  начала его воспринимать. Этот человек интересен тем, что, где бы он ни жил, после себя оставлял цветущие сады.  Тем самым учил людей делать прекрасным мир вокруг себя. После того, как реферат был написан, я стала читать произведения Антона Павловича с упоением и благодарна своей ученице за то, что она научила меня его понимать и любить.

 

- Со своими детьми отношения у вас хорошие?

 

- Мне с моими детьми очень повезло. Моя дочь Настя после окончания 9 классов во второй школе поступила в педагогический колледж на факультет иностранных языков. Сейчас учится в Москве, но я чувствую, что мы всегда рядом, потому что она часто звонит, спрашивает совета, рассказывает о своих успехах и неудачах. Я чувствую, что нужна ей.

Сын Максим учился под моим классным руководством с 5 класса. Говорят, сложно работать, когда собственный ребенок в твоем классе. У меня же все было наоборот, он всегда помогал в работе. Хотя это очень трудно – быть со всех сторон окруженным педагогами.

 

- Если бы у вас была возможность открыть свою школу, какой бы она была?

 

- Сейчас большое внимание уделяется олимпиадному движению. Думаю, если бы у меня была возможность, то на базе нашего детско-юношеского центра открыла бы школу интеллектуального развития для одаренных детей. Чтобы завоевать победу в олимпиаде, необходимо глубоко погрузиться в предмет, будь то русский язык, литература, физика или математика. И у нас есть педагоги, способные подготовить победителей, потому что детей талантливых в районе немало.  К сожалению, учителю – предметнику, особенно готовящему выпускников к экзаменам, на это не хватает времени.

 

- Кем бы вы могли стать, если не учителем?

 

- Наверное, только учителем, поскольку мечтала об этом с детства. Ещё в 5 классе писала сочинение: «Хочу стать учителем, потому что люблю проверять тетради». Помню, как смеялась над моим сочинением учительница. Осознание себя в профессии приходит гораздо позже, когда понимаешь, что быть учителем – это, прежде всего, огромная ответственность.  Плоды своего труда ты видишь только спустя годы, но тем они и ценны. Хочу поздравить всех учителей с профессиональным праздником и пожелать здоровья, творческих успехов и благодарных детей.

 

Записала Анастасия Шубина

 

 



Комментарии пользователей


Добавить комментарий | Последний комментарий



21 Сентября 2017
Центите каждое мгновение, каждый день...
03 Ноября 2017
Чтобы газ был безопасным


© 2011-2017 газета "Вяземские вести"
Внизу пустой: Внизу баннерок

Материалы и фотографии являются собственностью редакции газеты «Вяземские Вести». Полное или частичное использование возможно с разрешения редакции. При использовании ссылка на сайт обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №15-0485