Почему люди не хотят платить за воду в колонках, во что обходится «Водоканалу» зимой их отогрев, как удалось от состояния банкротства перейти к нормальной экономической ситуации – эти и другие вопросы мы задали директору предприятия Олегу Дубровину.
- Вы в должности руководителя сравнительно недавно, что изменилось на предприятии с момента, когда вы его только возглавили?
- Руководство «Водоканалом» я принял 1 октября 2018 года. В то время предприятие было под внешним управлением, находилось в состоянии банкротства и осталось практически без средств к существованию. Кое-как удавалось выплачивать заработную плату работникам. Аварии устраняли, чем придётся, фактически подручными средствами. Мне, как руководителю, было непросто начинать работать в таких условиях, к тому же близился отопительный сезон.
Для того, чтобы выйти из этой сложной ситуации, мы стали работать с населением, предприятиями по заключению договоров на предоставление услуг централизованного водоснабжения, на подвоз воды. Вплоть до того, что обходили дома, распространяли информационные буклеты, публиковали объявления в газете. И благодаря этой работе сегодня экономическая ситуация нашего предприятия в корне изменилась.
- Появились средства, и, соответственно, расширились возможности?
- Конечно. Весной 2019 года у нас уже появились дополнительные средства, и удалось привести в порядок офисные помещения. Мы заменили все окна, провели косметический ремонт. Приобрели в кабинеты мебель, современную компьютерную технику. Кардинально изменили принцип работы по подвозу воды: если раньше сбором платежей занимался водитель водовозки, то теперь люди заранее приобретают талоны на воду. Сегодня у нас создана компьютерная база, где можно отследить потребительские объемы и составить удобные графики для развоза.
Время от времени приходится ремонтировать водопроводные сети, хотя согласно договорам их капитальный ремонт «Водоканал» не проводит. Однако в прошлом году за счёт собственных
средств произвели укладку водопроводной трубы длиной порядка 550 метров от улицы Стоцкого до Верхотурова, 8.
- Когда происходят аварийные ситуации, их удаётся вовремя устранить?
- В теплое время года справляемся с порывами и другими авариями в течение нескольких часов, так как все материалы у нас в наличии - ремонтные бандажи, различные вставки для замены и прочее. Страшны зимние ремонты тем, что не только у нашего предприятия, но и в районе нет специализированной техники, способной в морозы вскрывать почву: экскаваторов с гидромолотами, бурмашин. Так, прошлой зимой у нас случилось два серьёзных порыва, устранить один из них удалось только благодаря тому, что нам помогли строители бассейна. Их мощный экскаватор без труда вскрыл мерзлоту, и порыв устранили в короткие сроки.
И предугадать подобные ситуации невозможно, чтобы заранее где-то провести ремонт. К примеру, по улице Вяземской у нас довольно-таки качественный чугунный водопровод, трубы все в хорошем состоянии. Но порыв там произошёл из-за того, что по каким-то причинам выдавило свинцовую чеканку в месте соединения труб.
- Положение ресурсного предприятия зависит от того, насколько исправно потребители вносят платежи. У вас есть должники?
- Со стороны населения, проживающего в многоквартирных домах, сегодня есть задолженность. Сумма её составляет более полумиллиона рублей. Больше миллиона рублей нам с прошлого года должно одно из ресурсных предприятий района. Средств сегодня хватает только на то, чтобы вовремя платить заработную плату, закрывать налоги и различные взносы, приобретать минимальный объём запчастей.
Средства задолженности мы, конечно, могли бы направить на приобретение той же техники, которой сегодня катастрофически не хватает. Особо остро стоит проблема с водовозами. Буквально недавно одна машина вышла из строя – водитель её загнал вечером в гараж, а утром она просто не завелась. Сейчас будем разбираться, стоит ли вообще её ремонтировать, стоимость починки обойдётся более чем в 200 тысяч рублей. Сейчас у нас на развозе воды остался один старенький ЗИЛ, который в прошлом году мы за собственные средства капитально отремонтировали. Эти сложности предприятия я не раз озвучивал в администрации города, обращался к местным властям с письменным обращением, на что мне давали ответ вкратце такой: заявка в край отправлена, ответ не получен.
И всё равно мы не сидим сложа руки. Когда остро возник вопрос о том, что нужна машина Шамбо, стали понемногу собирать деньги, приобрели её по запчастям, сами собрали и оформили все необходимые документы. Теперь она в хорошем техническом состоянии. Отремонтировали при поддержке городской администрации и вторую Шамбо, сейчас их всего три.
- Если в работе с потребителями воды в многоквартирных домах сложностей нет, то с жителями частного сектора, насколько нам известно, пока не получается достичь понимания.
- К сожалению, да. Люди не хотят заключать договоры с «Водоканалом», потому что считают: вода в колонках бесплатная. Но это заблуждение, ведь воду в них подаёт наше предприятие и несёт немалые затраты на их обслуживание, особенно зимой. На самом деле плата не так высока, как об этом говорят.
Норматив на одного человека в месяц составляет 1,52 кубометра воды, это 45,23 рубля. Получается, что семье из четырёх человек за пользование колонкой придётся заплатить всего 181 рубль в месяц. Разве это много? Зимой «Водоканал» несёт большие затраты, задействует технические и рабочие ресурсы на отогревание колонок, которые горожане перемораживают, нарушая правила пользования в морозы. Но платить упорно не хотят. Ходят по судам, считают какие-то метры, доказывая, что они не должны платить за пользование колонкой.
- Какие основные правила пользования водоразборными колонками в зимнее время необходимо соблюдать?
- Расскажу коротко о принципе работы водоразборной колонки, чтобы лучше понять правила пользования ею. Внутри корпуса колонки проходит штанга – труба, через которую осуществляется подача воды. Колонка подключена к линии водопровода. Нажимая на рычаг, мы тем самым открываем клапан, и вода под давлением в водопроводной сети подается в штангу колонки. При этом параллельно с открытием клапана начинает работать эжектор, что сопровождается характерным шумом и визуальным увеличением напора воды, его назначение – выкачивать оставшуюся после набора воду из корпуса колонки. Если эжектор не срабатывает (это бывает, когда рычаг не дожимают полностью или блокируют различными подручными средствами - палками, щепками, камнями), вода остаётся в штанге и замерзает. Минимальный объём набранной за один приём воды должен составлять не менее 3-5 литров.
Перемерзание колонки также может произойти, если набирать воду с помощью труб или шлангов: на пути у водяного напора не должно быть никаких препятствий, иначе ствол колонки наполняется и впоследствии замерзает. От ударов по рукоятке колонки могут заклинить детали подающего механизма. Вспомним, как часто приходится наблюдать такую картину: зафиксировав рычаг колонки и наполнив ведро, человек убирает его из-под струи, чтобы подставить другое. В итоге – обледенение вокруг колонки.
- Расскажите, как часто зимой перемерзают колонки, и чего стоит привести их в рабочее состояние?
- Когда устанавливаются морозы, не бывает и дня, чтобы мы не выехали на обслуживание хотя бы одной из 58 городских колонок. Порой приходится выезжать и в праздники, и в выходные. Для того, чтобы отогреть водоразборную колонку, задействуется целая бригада – машина ЗИЛ, три слесаря. Если её просто прихватило, рабочие справляются с проблемой при помощи дизельного парогенератора. Бывает, и в колодец спускаются, для этого нужно сначала откачать воду, привлекают машину Шамбо. Потом производится демонтаж колонки и её ремонт.
- С какими проблемами жители города в этом году чаще всего обращались в «Водоканал»?
- Много обращений было связано с пользованием летних (временных) водопроводов для хозяйственных нужд и полива приусадебных участков. В этом году мы разработали правила подключения к летнему водопроводу, вся документация подготовлена в соответствии с законодательством. Предприятию пришлось пойти на такие меры, поскольку 50% потребителей подключались к водопроводу самовольно. Сейчас мы пытаемся всё это узаконить. Конечно, встречаем большое сопротивление людей, поскольку они привыкли ничего не платить, а тут им говорят: платите. Опять же, считают, что вода - бесплатная.
Особенно много жалоб, и в прокуратуру в том числе, поступало по поводу того, что мы не принимали показания приборов учёта воды, установленных самими потребителями во дворах. Согласно 416 ФЗ, такой прибор должен располагаться на границе балансовой принадлежности: между водопроводными сетями ресурсного предприятия и потребителя. В этом году в связи с этим у нас прошло не одно судебное дело, где вяземцы порой сами признавались: «Во дворе счётчик же стоит, когда мне надо, я его снимаю и убираю». Но счётчик должен учитывать не тот расход воды, который будет выгодным для потребителя, а реальный израсходованный объём.
Контролёр у нас в штате один. Он обслуживает не только частный сектор, но и многоквартирные дома. Помимо снятия показаний, занимается пломбированием счётчиков, сверкой данных, проведением проверок. К тому же, не в каждый двор контролёр может попасть, потому что хозяева не всегда оказываются дома. Когда же прибор учёта находится за пределами двора, мы сможем в любой момент иметь к нему доступ.
Если же потребители не согласятся устанавливать приборы учёта на границе водораздела, в таком случае начисления произведут расчётным методом. Теперь все расчёты будут проводиться с учётом замечаний, сделанных районной прокуратурой.