Авторизация

Пожалуйста, авторизуйтесь:





  [?]



Забыли свой пароль?
Зарегистрироваться

Поиск

 

Календарь новостей

Июнь
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       

Реклама

Роза-ветров:

Реклама

Компания Vzm-City: Компания Vzm-City

Опрос


Что вы делаете для профилактики гриппа и ОРВИ?

Поставил прививку
Голосов: 15 (21%)
Принимаю витамины
Голосов: 11 (16%)
Использую народные средства
Голосов: 7 (10%)
Закаляюсь
Голосов: 6 (9%)
Ничего не делаю
Голосов: 31 (44%)

Вы не можете оставить свой голос, т.к. период голосования истек

Нужно ли запретить аборты?

Нет, это выбор каждой женщины
Голосов: 38 (45%)
Да, нужно запретить, иначе не повысить демографию
Голосов: 14 (16%)
Такими запретами ситуацию не изменишь
Голосов: 33 (39%)

Вы не можете оставить свой голос, т.к. период голосования истек

Реклама

Полиграфические работы: Справа 1

Любо с песней жить!


Любо с песней жить!


   Гость редакции «Вяземских вестей» Константин Фёдорович Якомаскин 29 мая отметил 80-летний юбилей. С руководителем народного казачьего хора «С песней жить!», обладателем памятного знака правительства Хабаровского края «За особые заслуги в области культуры» говорим о творческом пути и месте народного творчества в нашей жизни.

- Константин Фёдорович, на ваше раннее детство пришлись тяжёлые годы военного лихолетья и восстановления страны. Вспомните самые яркие моменты детства.

 

- Мне было 6 лет, когда в Хабаровске, где мы тогда жили, небо озарилось салютом Победы. В округе как услышали звуки выстрелов, дворовые мальчишки полезли на деревья, на крыши, чтобы получше рассмотреть салют. В это время взрослые во дворе плакали и смеялись, обнимались, радовались. Это чувство единения людей никогда не забыть.

Ярким детским впечатлением была встреча с моим старшим братом Николаем Фёдоровичем, когда он пришёл с войны. Николай приехал с другом. Прошли германскую, войну с Японией.  Радостные, здоровые фронтовики. Помню, поднял меня старший брат на руки, обнял. А чуб у него волнистый, такой красивый. Рядом с домом рынок, тогда его называли - барахолкой. Там мальчишки бегали, продавали воду, кричали: «Водичка свежая, холодная, 20 копеек»! Брат с другом отправились на рынок. Повели меня с собой за руку. Я был счастлив. В галифе у них были пачки денег. Купили мне конфет и бабочку на колёсиках, когда её везёшь, игрушка крылышками машет.

Старший брат привёз с войны гармошку – хромка. Я тогда ещё не понимал, что её название исходит от хроматического строя. Он сам гармонист. Как играл! И мне инструмент доверил. Я сидел на завалинке с этой гармошкой, с удовольствием жал на клавиши. Вот тогда я и влюбился в гармонь на всю оставшуюся жизнь.

 

- Кто был вашим учителем?

 

- Николай Фёдорович играл на русской гармошке, хорошо пел.  Талант передался, видимо, от него. Но я - самоучка. Как прикипела душа в 1945 году, так до сих пор - ни  дня без музыки. Слух у меня абсолютный был. Сам подбирал песни. В 4 классе уже ёлки проводил, аккомпанировал.  Сосед Владимир Суняйкин гармонистом был. Он немного учил. В нашем доме жил мастер, который делал прекрасные гармони. Это Василий Николаевич Фартунатов. С его сыном Юркой наблюдали, как он собирал инструменты. Помню, как мастер вырезал из часовых пружин голоса, подтачивал их, настраивал. Новая гармошка пахла свежей краской…

 

- В истории вашей семьи есть эпизод, связанный с именем Иосифа Виссарионовича Сталина…

 

- Мне было 11 лет, жили на Стройке - 26 квартал. Отец ушёл из жизни. Он был участником трёх войн - империалистической в 1914 году, Гражданской,  в чапаевской дивизии воевал и финской в 1939 году, где получил ранения. У старшей сестры Анны Фёдоровны муж после Великой Отечественной войны  на протяжении нескольких лет служил в Китае, поддержки нет. У неё на руках трое детей, мы с мамой на иждивении. На работу её не брали. Жить было очень трудно. Анна решилась и написала письмо Сталину. В марте 1952 года к нашему подъезду подъехали три чёрных лимузина.  Из них вышли чиновники в широкополых шляпах, поинтересовались, где проживает Анна Фёдоровна Ляскина. Я с улицы за ними следом. Зашли к ней в комнату. Достали бумаги и говорят: «Завтра можете выходить на работу. Мы вас определили вахтёром в УНР -277. Детей определяйте в садик № 3». Попросили расписаться. На этой бумаге я прочитал: Москва, Кремль, Иосиф Сталин. На всю жизнь запомнилось, что Сталин ни одну жалобу простого человека мимо себя не пропускал. А как мы знаем из истории, дважды он повторять не любил.

 

- Константин Фёдорович, многие знают вас как исполнителя, музыканта. Но вы - художник, композитор, коллекционер гармоней.

 

- Художник - это тоже от моих предков. Уже с первого класса меня привлекали краски, карандаши, альбомы, наблюдал за природой. Наш учитель по рисованию, Дмитрий Иванович Козлов, организовал изостудию. Там были мои первые шаги. Потом я поступил заочно в университет имени Крупской в Москве на отделение живописи и рисунка. Посылал свои работы, студентов собирали на лекции известных художников.  У меня преподавал Лев Алексеевич Миронов, заслуженный художник РСФСР. Умнейший, чистейшей души человек. Хорошую школу дал. Моя мать, Мария Фёдоровна, рассказывала, что был у нас в роду Яков мазкин. Когда-то в народе так называли тех, кто красками работал - «мазал». Видимо, так и сложилась наша фамилия.

Коллекция гармоней небольшая – пять разнотональных гармошек. Есть довольно старые, например, 1950 года. Но дорогой сердцу инструмент - это мой баян, я с ним работаю. А с гармошками выезжаю на конкурс «Играй, гармонь!».

 

- Известный конкурс «Играй, гармонь!» многие годы для вас остаётся значимым. В 2007 году вы получили звание Лауреата премии «Золотая пятёрка лучших гармонистов Хабаровского края». 

 

- Интерес к конкурсу пришёл вместе с известной программой «Играй, гармонь!», которую организовали братья Заволокины где-то в 70-е годы. Потом конкурс надолго обосновался в Хабаровском крае. Моим вдохновителем тогда стал Анатолий Александрович Заверюхин, хороший человек, музыкант, композитор. Светлая ему память.  На хабаровский конкурс «Играй, гармонь!» мы выезжали с коллегой, Евгением Петровичем Мажара. Тогда у нас в районе было 10-11 отличных баянистов.

Как директор центра «Играй, гармонь!» г. Вяземского,  сейчас готовлю межрайонный конкурс, который состоится в Вяземском районе 20 июля. Приглашаем гармонистов из районов имени Лазо, Бикинского, Хабаровского. Вместе с ансамблем гармонистов  казачьего хора мы подготовили уже 11 произведений. Это и классические произведения, и народные. Есть в ансамбле барабанщик, балалаечник. Сейчас у нас 7 участников. Я горжусь ими, ведь до прихода в коллектив многие не владели инструментами.

 

- Сколько песен вы положили на мелодию? С кем из авторов  работаете? Как происходит рождение песни?

 

- У нас давний творческий союз с поэтессой Людмилой Николаевной Скрипченко, наши песни ещё исполнял  хор «Лотос», которым я руководил. В последние годы она для нас пишет на тему казачества. Много её стихов положил на музыку. Всего же в моём личном архиве 30-40 песен, написанных на стихи разных авторов, в том числе участников казачьего хора - Ивана Михалёва, Алексея Коваленко, Галины Шеверталовой.

 Как рождается мелодия? Наверное, так же как картины. Как художник я  картину задумал, увидел её в памяти, а после начинаю переносить на холст. И в музыке также. Читаю стихи, а в голове начинает звучать мелодия. Я уже образно представляю, как её исполняет хор. Раскладываю по партиям, и начинаем работать с коллективом.  

 

- Казачий хор «С песней жить» зрители всегда встречают с особым теплом. С концертами вы бываете в других сёлах, соседних районах, выезжаете на конкурсы и фестивали в Хабаровск. Что это даёт артистам?

 

- Многое. Это их стимул, если хотите - подведение итогов многочасовых репетиций. Репетировать можно без конца. Месяц, два. Концерт – это отдушина. Это обратная связь со зрителем, который своими аплодисментами даёт понять, что труд наших артистов не напрасен, что он востребован и просто необходим. Как-то за год мы дали 30 концертов. На краевые фестивали, такие, как «Казачья гора», «Карагот», «Играй, гармонь!», деньги в районе запланированы. Есть главы сёл, которые находят возможность для доставки артистов, как например, в сёлах Кукелево, Дормидонтовке, молодцы! Другие говорят, мол, концерт – это хорошо, но денег нет. Приходится на свои средства иногда заправлять транспорт. И мы понимаем, что не зря. Зрители нам благодарны. Люди соскучились по настоящей русской душевной музыке, по простой народной песне.

 

- Язык народа – это его уникальный культурный код. Наверное, это можно сказать и в отношении музыки. По вашим наблюдениям, что сегодня происходит в обществе, удаётся ли нам сохранять свою культурную самобытность?

 

-  С трудом, но удаётся. Мы утратили многое в девяностые годы и в начале двухтысячных, но народное творчество возрождается. На телеканале «Культура» стали показывать больше самодеятельных коллективов. Это говорит о том, что русская, славянская песня,  музыка начинают заполнять свою нишу.

Люди искусства прекрасно понимают, что у народа есть свои культурные корни. Мы родились с русской песней, мы живём с ней. Не стоит забывать, что песня – это оружие. Она поднимала на революцию, строить и жить помогала, как поётся в известной песне. Во время Великой Отечественной войны окопные гармонисты были. И они поднимали настроение. Бои, кровь, голод. Мне рассказывали фронтовики, как от большой жажды воду с кровью пили. И вдруг где-то заиграла гармошка, да песня русская далёкая зазвучала. За Родину солдат брал оружие, гнал фашистов. И сейчас песня большую ценность имеет.

Многое зависит от руководителя коллектива. Если он предан народному творчеству, то и коллектив обязательно состоится. Традиции, без которых увлечённые самодеятельные артисты жить не могут, будут возрождаться.  Я никогда не изменял народной песне, хотя были заманчивые аккорды, интересный материал. Вместе со мной много лет с коллективом работает моя супруга, хормейстер, Надежда Самойлова, тоже безмерно увлечённый человек. Наши вокалисты, музыканты – таланты из народа. У них огромная потребность воспевать свою культуру, а это значит, что наши традиции крепки, они передаются из поколения в поколение.

 

- О преемственности поколений. Ваш внук Виктор Шерстняков руководит Домом культуры села Дормидонтовки. Он обращается к вам за советами?

 

- Когда я руководил ансамблем «Лотос», Виктор играл в коллективе на балалайке. После того, как получил профессию механика, пришёл ко мне и признался, что не лежит душа к «железкам», любит он сцену. Тогда я его поддержал. Сейчас Виктор директор учреждения культуры, учится в институте. Его, как исполнителя, хорошо знают вяземские зрители. Я подарил ему гармошку, самоучитель. Теперь он осваивает народный инструмент. Это его будущее и будущее его коллектива. Под фонограмму петь может каждый, но у зрителя не всегда отклик в сердце сможет найти. А если в руках гармонь, равнодушных в зале не будет. Я счастлив, что внук продолжает моё дело.

 

- А сколько сегодня стоит народный инструмент?

- В среднем 35 тысяч - простая гармонь. Если это концертный инструмент или сделанный на заказ, - от 300 тысяч до 500 тысяч рублей. Электронные тоже дорогие.

 

- Как вы относитесь к электронным гармошкам, баянам?

 

- Я не тяготею к ним. Пустой, ничего не несущий в себе звук. Да, у электронного инструмента красивое звучание, другой тембр. Но нет в ней русского простора, душевного человеческого общения нет. Гармошка – это же душа.

 

- А будущее у гармони есть?

 

- Гармонь обязательно сохранится. Она будет звучать. Всегда будут исполнители, влюблённые в народный инструмент, а зрители непременно будут их тепло встречать. 

Чтобы не утерять нашу самобытность, популяризации народного творчества нужно уделять внимание. Давайте вернёмся в историю. В советские годы самодеятельность была востребована. Райком партии, райком комсомола всячески поддерживали коллективы, их руководителей. Выступали агитбригады, выезжали на конкурсы и фестивали. Для самодеятельных артистов проживание, питание, проезд – всё было бесплатным. Для всех участников сохранялась средняя заработная плата. Сейчас, не имея таких широких возможностей, коллективы реже встречаются, реже могут показать себя новой публике. Тогда в каждом селе баянист был, а где баянист, там и хор. 

Я бы хотел вспомнить Макурина Ивана Васильевича. Он руководил отделом культуры района в конце пятидесятых годов. Отстаивал своих работников, свою точку зрения перед высшим руководством, перед партийными лидерами. Заведующий отделом культуры Писанко Михаил Иванович глубоко воспитанный, при нем работали автоклубы, агитбригады по всему району выезжали, каждый год в отдел культуры новые автомобили приходили. Наталья Ивановна Якутина обеспечила «Казачий хор» тремя комплектами концертных костюмов, чтобы мы достойно представляли Вяземский район. Эти люди многое сделали для развития культуры в нашем районе, создали условия для работы творческих самодеятельных коллективов.

 

- Откуда у вас такой запас музыкальной прочности, что вас радует в жизни?

 

- Силы мне дают творческие люди, которые готовы отдавать себя без остатка искусству. Это талантливые участники нашего хора, это моя спутница Надежда Михайловна, это зрители, которые рады звучанию народной песни и музыки. А радует меня сама жизнь, радостно от того, что ты проснулся, видишь солнце, общаешься с друзьями, что ты продолжаешь писать музыку, картины…

 

- Ваши пожелания жителям Вяземского района в юбилейный для вас и для района год.

 

- Я бы хотел всем жителям пожелать выполнения указов нашего президента Владимира Путина, тогда повысится зарплата, прожиточный минимум и пенсии, появятся рабочие места. Я хочу, чтобы в Вяземском районе и Хабаровском крае жизнь процветала, а люди были счастливы.

 

Записала Светлана Ольховая

    



Комментарии пользователей


Добавить комментарий | Последний комментарий



16 Мая 2019
Социальный диалог
30 Мая 2019
Помогают жить на свободе


© 2011-2017 газета "Вяземские вести"
Внизу пустой: Внизу баннерок

Материалы и фотографии являются собственностью редакции газеты «Вяземские Вести». Полное или частичное использование возможно с разрешения редакции. При использовании ссылка на сайт обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №15-0485