Безмерно влюблён в красоту голубей

Владимира Васильевича увлекают породистые голуби, ещё он коллекционирует фарфоровые статуэтки птиц

Полвека житель села Аван Владимир Васильевич Безин увлекается голубеводством. Это занятие приносит ему исключительно удовольствие и эстетическое наслаждение.

Закрыв калитку на засов, я прошла к застеленному яркой скатертью столу, расположенному у веранды дома. На нём хозяин заботливо выставляет фарфоровых голубушек, доставая одну за одной из картонной коробки. На столе в самодельной клетке сидят две белые птицы – они-то и есть причина нашей встречи.
Пока хозяин хлопотал, я наблюдала за игрой двух птенцов-сорванцов. Расправляя крылья, один задирал другого. Так и бегали по клетке кругами, изредка покрикивая друг на друга и вступая в небольшие стычки. Суета улеглась после того как собратьев разделили жёрдочкой.
Владимир Васильевич присел рядом на скамейку и начал по порядку рассказывать. Его размеренный, с небольшой хрипотой голос отражал глубокое знание своего дела:
– Моё увлечение голубями зародилось в 1957 году. Я, семилетний мальчуган, впервые увидел пару голубей здесь в селе Аван. С тех пор мысль о собственной птице меня никак не отпускала. Так в душу они мне запали. Первую пару я завёл в 1962 году и занимался с ними до ухода в армию. Вернувшись в 1970 году со службы, я не увидел своих птиц. Тосковал, тяга вновь завести голубей была очень сильной. И когда мне от совхоза в 1974 году выделили квартиру, я вновь начал голубеводство и уже 50 лет продолжаю дело, не расстаюсь с этой птицей.
Оказалось, что не только в крае, но даже в Вяземском районе есть сообщества увлеченных этой птицей людей. Они пытаются отыскать уникальные породистые экземпляры, проводят встречи, делятся своим опытом по разведению голубей.
Владимир Васильевич продолжал свой рассказ:
– К 1980 году у меня появились породистые птицы. Завёл «Драконов», их так назвали из-за характерного нароста в виде грецкого ореха на носу. К 90-му году у меня были голуби породы «Павлин», «Чайка китайская», разводил «Крестовых монархов», «Почтовых», «Двухчубых», «Немецкого выставочного», «Узбекских». С тех пор остались в моей скромной селекции потомки японских голубей, которые были окольцованы в стране восходящего солнца (на лапы птиц были надеты кольца с цифрами и японскими иероглифами, чтобы отслеживать их перемещения). Голуби – моя жизнь и без них я не представляю себя, – подытожил собеседник.
Голубевод рассказал, что сейчас у него около 50 особей разных пород. За многолетний опыт случалось разное в его птичнике. Он и разрастался до больших размеров, и сокращался. Случались разные трагедии. Например, колонок по 10-15 птиц истреблял за раз. В октябре, когда улетают ласточки, ястребы начинают зверствовать.
Коллекция фарфоровых голубей начала формироваться относительно основного увлечения не так давно – последние двадцать лет. У голубевода была практика – при каждой поездке в город посещать цветочные магазины и выбирать сувенир. Сегодня их больше сотни, часть в коробке отдыхает, часть аккуратно расставлена на полке.
Затем Владимир Васильевич остановился: «Подождите минутку» и нырнул в дом. Оттуда хозяин вынес фотоальбом и литературу. Он принялся листать журнал и с увлечением, ребячьим озорством разъяснять мне:
— Вот «Павлин», я видел его на выставке в Хабаровске. У «Якобина» перья закрывают голову. Вот «Карьер». Но это птицы высокого полёта, мне такие не нравятся. Они высоко в небо взмывают и их совсем не видно. Такой голубь может взлететь рано утром и сесть только ночью, их фаза полёта длится до 20 часов. «Дутышей» видел, эти птицы в высоту достигают до 40 сантиметров. Поставишь на пол, а он и поравняется с табуреткой.
На фотоснимках голубевода Владимира Безина запечатлены его любимые птицы: «Краснодарские», «Мраморные», «Спортивные», «Белые»… Две последние породы и сегодня превалируют в птичнике. Только пенсионер глубоко вздыхает, говоря о том, что нет ему замены. «Пробовали сельские мальчишки разводить голубей, но терпения не хватило. Да и на зерно для птицы требуются средства. Паре голубей на год требуется мешок корма, цена которому 600-800 рублей», – вспоминает собеседник. Так и получается, что это дело подвластно только тем, кто безмерно влюблён в красоту этой птицы. Вспомните мелодраму «Любовь и голуби», то, как главный герой смотрел на пернатых птиц – с нежностью, трепетом. Эта картина как нельзя краше описывает жизнь Владимира Васильевича.
После разговора мы отправились в птичник. На жёрдочке на солнышке мило ворковали белые, сизые, разноцветные птицы. Хозяин пропал на минуту, обратно он вернулся с сизым голубем в руке. Птицу передал мне. Маленькое сердечко трепетно билось в груди голубки. Её тёплые перья были гладкими, шелковистыми. Во мне всполохнуло давно забытое ощущение детского восторга. Налюбовавшись, я разжала руку. Мгновение, и это пернатое счастье упорхнуло, вновь став для меня недосягаемым…
Владимир Васильевич поднял стаю в небо, и мы ещё несколько минут наблюдали за птичьем танцем. «В чём секрет голубиной верности и преданности?», – спросила я у голубевода. Он ответил: «Если пара спаровалась, то это на всю жизнь. Самец будет пёрышке на голове своей дамы перебирать, хлопотать, ворковать возле неё до самого конца». Как поэтично, ведь сам Владимир Безин также трепетно относится к своим птицам.

Ирина Дьячкова

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *