Раньше школьники не боялись работы

Ученики средней школы села Шереметьево в летнем животноводческом лагере / фото из архива автора

В школы РФ возвращается трудовое воспитание. Если для современных школьников это в новинку, то для большинства родителей, особенно для бабушек и дедушек, уроки труда были обязательной частью школьной программы.

Добровольцы – на ферму!
В советское время был наработан огромный опыт трудового воспитания школьников. И это были не только обязательные уроки труда для мальчиков и девочек. Об опыте такой работы в средней школе села Шереметьево в середине 80-х годов писала «Учительская газета». В то время я, молодой учитель начальных классов, после окончания педагогического института в городе Благовещенске вернулась в Вяземский район. Поехала преподавать в среднюю школу села Шереметьево. В то время в селе работал совхоз «Уссурийский», было развито животноводство. Однако на тот момент возникли трудности с кадрами, доярки не могли уйти в отпуск, им не на кого было оставить свои группы коров.
Совхозу надо было помогать, и тогда в школе при содействии директора совхоза Леонида Григорьевича Сидоренко мы создали животноводческие звенья из учеников девятых, а затем и седьмых-восьмых классов. Это решение было не случайным. Дело в том, что в Шереметьево, впрочем как и в других сёлах, многие доярочки брали на ферму своих детей. Дети им там помогали и доить, и кормить, и поить коров. Поэтому возникла мысль, а почему бы не организовать животноводческое звено старшеклассников, члены которого смогут заменить доярку, когда той необходимо будет взять отгул (съездить, например, в больницу или в городской магазин, или просто отдохнуть).
Сразу нашлось несколько добровольцев из 9 класса. Девочки стали посещать кружок юного животновода, который вёл зоотехник Евгений Алексеевич Хуснулин. Потом к проведению занятий подключились и другие специалисты совхоза. Позже к девчатам присоединились трое мальчиков. Старшеклассники так увлеклись порученным делом, что уже на первых осенних каникулах стали отпускать доярок в отгулы. Если доярка брала выходной, на её группу коров выходила дружная бригада старшеклассников. Они убирали коровник, раскладывали корм, подмывали коров и подключали доильные аппараты. Сразу было видно, что этому они научились с детства, помогая родителям на ферме.
Летом – в животноводческий лагерь!
Перед началом летнего периода от дирекции Уссурийского совхоза поступило предложение: доверить старшеклассникам летний животноводческий лагерь на 11-м километре. А дояркам этих групп коров дать отпуск на июнь. Старшеклассники были в восторге! Воспитателем в этот необычный лагерь поехала я. Одновременно отвечала за приготовление завтраков, обедов и ужинов. Жили ребята в вагончиках. Вы бы видели огонь задора в глазах наших юных животноводов! Мальчики пасли коров, раскладывали зелёнку (молодую кукурузу), сено и другие корма вдоль загона. Они так увлеклись, что стали вносить рационализаторские предложения. Например, узнали у родителей, что если зелёнку подсаливать, молока будет больше. Решено было использовать этот приём в животноводческом лагере.
Девочки добросовестно ухаживали за коровами. В результате школьники за весь период работы надоили молока на 7 тонн больше, чем за этот же период звено взрослых доярок. Особенную гордость испытывали ребята, когда сами принимали телят. Первый родился ночью, в грозу. Ко мне в вагончик прибежали мальчики и шёпотом, чтобы не разбудить девочек, сообщили: «Скоро будет телёночек». Мы приготовили мешковину. Когда малыш появился, и его облизала корова, укутали малыша тёплым чистым мешком. Чтобы у телёночка не было диареи, ребята поили его отваром дубовой коры. Следили, чтобы он был чистеньким. За весь период мы приняли 13 телят. Все были живы и здоровы.
После успешной работы девятиклассников на следующее лето было решено организовать два животноводческих звена школьников. В это второе звено записались ребята 7-8 классов. Весь год они готовились. Во время каникул также замещали доярок, как и старшее звено девятиклассников. Между школьниками животноводческих звеньев в течение всего учебного года проходили конкурсы и соревнования. Учитывая огромную роль школьников в животноводстве и полеводстве, директор совхоза Леонид Григорьевич назвал среднюю школу в Шереметьево «одним из ценных цехов совхоза». На полученные школьниками на ферме деньги мы организовали ребятам животноводческого звена выезд в Хабаровск. Они там посетили музыкальный театр и музеи города: краеведческий и художественный.
Это только один из примеров огромного опыта трудового воспитания школьников. Этот опыт не нужно забывать. Кстати, большая часть молодёжи в то время после окончания школы оставалась жить и работать в родном селе.

Ольга Щербакова, г. Хабаровск

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *