Кибербабушки и «золотые» договоры сотовой связи

Сегодня в зоне риска и пожилое поколение. Мошенники в своих афёрах нашли подход к пенсионерам / фото сгенерировано при помощи нейросети

Мошенники не ослабляют своих усилий ни на день. Расскажите своим знакомым, родственникам об этих схемах обмана, чтобы в нужный момент думать критически, а не идти на поводу у эмоций.

На днях в одном из популярных мессенджеров и мне пришло письмо от моей знакомой: «Приветик. Можешь занять мне 17 тысяч, деньги нужны срочно. Я обещаю отдать их в начале следующей недели».
Конечно, я поняла, что это совсем не крик о помощи, а взлом аккаунта. Накануне ещё одной знакомой приходило точь-в-точь подобным образом сформулированное письмо, и сумма там была указана как раз именно такая. Из журналистского интереса позвонила, чтобы узнать, как такое могло произойти. Девушка рассказала, что она ни о чём не подозревала, пока один из абонентов не связался с ней и не спросил, всё ли у неё в порядке. Доступ к номеру сохранился, поэтому она оперативно выложила пост в социальные сети о том, что её взломали мошенники. Накануне потерпевшая не совершала никаких непривычных действий: не регистрировалась на новых интернет-порталах, не меняла пароль и не передавала третьим лицам свои данные.
Договор связи за два миллиона
Как сообщил начальник районного отдела МВД России подполковник полиции Сергей Орехов, за два летних месяца возбуждено 11 уголовных дел по факту мошенничества.
Одно из самых громких произошло в районном центре – городе Вяземском. Супружеская пара перевела дистанционным мошенникам около двух миллионов рублей.
На телефон мужчины поступил звонок от якобы оператора сотовой связи. Звонивший сообщил о необходимости продления договора услуг связи и попросил продиктовать коды из смс-сообщений. Потом мужчине поступил ещё один звонок. Девушка представилась сотрудницей портала «Госуслуги». Мужчина также выдал все секретные коды.
Это всё было завязкой мошеннической схемы. Развитие действий произошло после ещё одного звонка от неизвестного мужчины, который представился сотрудником техподдержки портала «Госуслуги» и сообщил, что личный кабинет на едином интернет-портале взломан, а информация используется для совершения преступлений. Следующим, кто связался с потерпевшим, стал лже-сотрудник правоохранительных органов, он попросил поучаствовать в спецоперации по разоблачению группы преступников.
Мужчина и его супруга больше недели были на связи со злоумышленниками, которые убедили их снять деньги с накопительных счетов, взять в банках кредиты, продать легковой автомобиль и перевести все денежные средства по указанным реквизитам НА БЕЗОПАСНЫЕ СЧЕТА. Собеседники уверяли, что деньги находятся у них на хранении, и после окончания оперативных мероприятий денежные средства вернутся потерпевшим.
В общей сложности супружеская пара перечислила мошенникам
1 миллион 910 тысяч рублей. Они оформляли кредиты в различных банках, даже отказы в кредитовании не останавливали их. Несколько раз сотрудники кредитных учреждений поинтересовались: «Точно деньги нужны на личные нужды, вы не с мошенниками имеете дело?», на что супруги как загипнотизированные твердили: «Для себя!»
С продажей автомобиля аферисты провернули многоходовую схему. Они отправили номера перекупщиков, которые выкупили автомобиль за 600 тысяч, при том что рыночная стоимость транспорта более полутора миллионов. Наличные деньги супруги перечислили мошенникам, которые убеждали, что после завершения операции по поимке преступников, автомобиль найдут и вернут владельцам…
В итоге на другом конце провода они услышали: «Больше я вам ничем не могу помочь» и абоненты-мошенники пропали из зоны действия сети.
Схемы обмана могут изменяться, но вот темы, которые красной нитью проходят через весь звонок, остаются в рамках общеизвестных. Жительнице города позвонил мужчина и представился сотрудником компании сотовой связи. Усыпив бдительность знанием паспортных данных, он попросил пройти тестирование. После чего ей на мессенджер позвонила женщина и сообщила, что личный кабинет на портале «Госуслуги» взломан, в результате чего в банке пытаются оформить на неё кредит. Не забыли позвонить сердобольные «сотрудники» банка и провести ряд операций. В итоге, «спасая» свои сбережения, женщина потеряла 145 тысяч рублей в призрачных безопасных кошельках.
Сотрудники полиции отмечают ещё одну отличительную особенность современных схем мошенничеств. Если проверять номера телефонов по базе данных, то они совпадают с номерами конкретных ведомств и людей. Скорее всего это сделано через специальную программу, которая маскирует реальные номера под желаемые. Остаётся ориентироваться на здравый смысл, знать основные темы разводов и, если уж совсем не находите себе места после звонка, обращаться лично в учреждения: банки, полицию, МФЦ, напрямую связаться с родственниками.
Для возрастных людей – особые схемы
Наверное, все молодые люди были в ситуации, когда приходишь в гости к бабушке, а она просит тебя сделать простые команды в телефоне: время установить, рингтон сменить, смс-сообщения удалить… А деньги с брокерского счёта вывести или виртуальную карту обналичить вас часто бабушки просили? И это совсем не исключение из правил, а результат методичной тактики мошенников.
Возрастной жительнице города позвонили в мессенджере телеграм, представились председателем краевого Совета ветеранов. Сказали, что она попала в зону внимания сотрудников ФСБ, и в ближайшее время с ней свяжутся. И действительно поступил звонок от якобы сотрудника службы безопасности некоего Бондаренко. Бабушку напугали, что в отделении банка, в котором она обслуживается, есть все данные, и они были проданы мошенникам, которые открыли на её имя счёт и пытаются перевести сбережения на этот подставной счёт. Можно было бы, конечно, положить трубку телефона и сходить в отделение банка, чтобы убедиться лично, что всё в порядке, но женщина поступила иначе… Открыла виртуальную карту сервиса ОЗОН и перевела на неё 181 тысячу рублей. Естественно, после отправки средств карта исчезла, как и все заботливые лже-сотрудники органов безопасности.
В другом случае пенсионерки решили обмануть судьбу. Только вот женщина, помогая своей подруге, сама осталась с кредитом в 277 тысяч рублей. А зачинщица потеряла 12 тысяч.
Жительница города увидела в интернете объявление о возможности получения быстрого дохода при помощи инвестирования. Она перешла по ссылке и заполнила заявление. С ней связалась девушка и рассказала обо всех условиях. После чего женщина передала паспортные данные и данные карты для зачисления доходов.
Далее с потерпевшей связался брокер, который сообщил, что для заработка нужно перевести на платформу 12 тысяч рублей. После того как она это сделала, то на специальном сайте в разделе прибыли отобразилось 277 долларов. Мужчина подтвердил, что она действительно заработала эти деньги, и пояснил, что схема выведения полученных средств очень сложная, и на её карту не получится вывести деньги, так как у неё имеются кредитные обязательства, и предложил найти стороннее лицо для проведения данной операции. Помочь согласилась подруга.
Уже на следующий день подруге на банковскую карту якобы поступила часть средств в сумме 124 и 126 тысяч рублей. Но на деле на женщину был оформлен кредит. А брокер продолжал сыпать из рога изобилия, обнадеживая, что другая часть денег поступит с других счетов. Пойдя на поводу у искушения, подруги выполняли все манипуляции, которые просил провести мужчина. В отделении полиции они признались, что вообще не понимали, что делали и куда переводили деньги.
Люди теряют голову в попытке быстро и легко разбогатеть в одних случаях или пугаются внушительных чинов и аббревиатур в других. На схемы мошенников попадаются и люди, имеющие ранее проблемы с кредитными обязательствами. Вы и ваши родственники, будьте бдительны, кладите трубку немедленно, если вам поступает звонок с незнакомого номера.

Ирина Дьячкова

Поделиться:

Редактор

Редактор газеты "Вяземские Вести"

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *